СЧ. Интервью: гендир Михайловского тетра

Apr 24, 2014 23:30

говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели

24 апреля 2014, 17:34 | Культура | Светлана Наборщикова - http://izvestia.ru/news/569827
«Фестиваль «Золотая маска» должен получить новый менеджмент»
Гендиректор Михайловского театра Владимир Кехман - о планах труппы и национальной театральной премии

"2 мая Михайловский театр представит балет «Белая тьма» в постановке Начо Дуато. Накануне премьеры гендиректор театра Владимир Кехман встретился с корреспондентом «Известий».

- Вы не раз говорили, что мечтаете иметь в репертуаре «Белую тьму». Почему спектакль появится только сейчас, когда Начо Дуато уже не числится художественным руководителем балетной труппы?

- Действительно, иметь в репертуаре этот балет - моя давняя мечта, еще с того момента, когда я познакомился с Дуато в Мадриде. Но хореограф был убежден, что это не та вещь, за которую можно браться сразу, что прежде всего труппа должна в полной мере освоить его стиль и особенности пластики. Сейчас, когда в репертуаре театра 10 постановок Дуато, в том числе те, что специально ставились для нас, он уверен: время для «Белой тьмы» пришло.

- «Евгений Онегин» в постановке Андрия Жолдака получил две «Золотые маски». Поздравляю. Вы действительно, как и планировали, расстанетесь с этим триумфальным спектаклем?

- Когда мы готовили «Онегина» к показу в Большом театре, то договорились с Андрием, что мы его здесь и похороним. Но в новых обстоятельствах решили поступить следующим образом. Сейчас спектакль, как и было запланировано, поедет в театр Бордо - контракта пока нет в связи с тем, что там сменился директор, но я надеюсь, что предварительная договоренность останется в силе.

В Михайловском мы в это время ставим «Онегина» Василия Бархатова - идея Бархатова заключается в том, что много «Онегиных» не бывает, а в 2016 году возобновляем «Онегина» Жолдака в более технологичной редакции - потому что перерывы в 45 минут между актами, конечно, сильно удлиняют спектакль, хотя зрительски он всё равно востребован.

- То есть параллельно Бархатов с Жолдаком идти не будут?

- Нет. С Жолдаком мы уже в 2015-м будем делать новый проект, подробности сейчас пока разглашать не могу - об этом мы еще до «Маски» договорились.

Моя мечта была, чтобы первую «Маску» театр получил в опере. «Маска» Нила Шикоффа (артист стал лауреатом премии в 2011 году. - «Известия») не в счет, он выдающийся певец, но в труппе был гостем. Для меня победа в этих номинациях - за лучшую режиссуру и лучший спектакль - подтверждает мой личный выбор: у нас в опере должен быть режиссерский театр, и мы будем его культивировать.

- Опера вас удовлетворила. Балет, думаю, не очень.

- В целом распределение наград в музыкальном театре меня не удовлетворило. Не дать ни одной «Маски» Мариинскому театру, не дать «Маску» Родиону Щедрину за «Левшу» - это странно. Притом что Мариинский театр является движущей силой современного музыкального процесса. Кому-то может не нравиться, как и куда он идет, но драйв очень сильного, могучего творческого организма невозможно не оценить. И менеджмент фестиваля не имел права позволять жюри принимать такое несбалансированное решение.

Также странно было проигнорировать феноменальную роль Наташи Осиповой в «Ромео и Джульетте», не дать «Маску» Сергею Полунину за «Майерлинга». Это стратегические ошибки. Мне кажется, фестиваль должен получить новый менеджмент. Новую кровь.

- А что вас удивляет? Поощрены региональные театры и артисты. Столицы, образно говоря, и так выживут. А регионам необходимо помочь. Конечно, для полной объективности надо проводить два фестиваля: «Маска» для регионов, «Маска» для столиц, ну а потом, может быть, какой-то Суперкубок разыгрывать. Как в футболе.

- Нет, так нельзя. Фестиваль решает очень важную задачу: привозит в столицу живые спектакли. Нигде, по-моему, такого в мире нет: по видео в основном отсматривают. А для региональных театров получение «Маски» - это пропуск на прием к губернатору, это увеличение финансирования, это гордость, наконец. Поэтому здесь идея верная - именно победа в общенациональном конкурсе позволяет региональному театру получить огромное количество преференций.

Думаю, идеология национальной премии должна заключаться в том, чтобы награждать продукцию действительно лучшую, действительно выдающуюся. Здесь я как раз согласен с позицией жюри: легче всего перенести спектакль, тяжелее сделать что-то новое. Вопрос в том, способно ли это «новое» задать новаторскую тему или даже целое направление. Вот этот вопрос важен. А просто «новое»... Есть ведь хореографы, способные ставить «новое» каждую неделю.

- Новаторские спектакли не каждый год появляются, а преференции - вопрос насущный. Говорят: как можно сравнивать Осипову и танцовщицу, которая получила «Маску»? Жюри так и рассуждало: Наташа - звезда, зачем ей «Маска»?

- Я всегда понимал всю ангажированность этого фестиваля, тем более что наша известность и финансирование вообще не зависят от «Масок». Но в этом году меня уговорили, чтобы балет «Ромео и Джульетта», номинированный на четыре «Маски», обязательно был представлен с участием Наташи Осиповой. Она специально прилетела из Лондона и замечательно выступила, хотя давно не танцевала этот спектакль, и он, надо сказать, не просто ей дался: у нее обострилась травма и ей пришлось пропустить несколько спектаклей в Ковент-Гардене.

Уговорят ли меня в следующем году - не знаю, не уверен, потому что вижу: очень узкий круг людей на этом фестивале имеет право принимать те или иные решения. Считаю, что это несправедливо.

- Посмотрим в будущее. В сентябре балету Михайловскому предстоят первые в его новейшей истории гастроли на сцене Большого театра.

- Да, 9 сентября открываем гастроли на исторической сцене блоком «Лауренсии» с Осиповой и Васильевым. 13-го и 14-го на Новой сцене даем «Ромео и Джульетту». Что будет посередине - еще не определились. Есть два варианта: первый - «Лебединое озеро», второй - Бах, «Многогранность. Формы тишины и пустоты». В этом спектакле 20-метровый задник в виде нотного стана идеально вписывается в сцену Большого театра.

«Многогранность» когда-то испанцы привозили на Чеховский фестиваль, выступали под фонограмму, но всё равно впечатление было сильнейшее - несколько лет прошло, а люди помнят. Хотя экономически, в плане продаж, этот вариант, конечно, хуже, поэтому сомнения есть. Думаем.

- Вроде бы «Лебединое озеро» давно планировалось?

- Тут есть сложности. Во-первых, для «Лебединого...» нужно делать новые декорации и костюмы - в старых спектакль везти нельзя. Во-вторых, наша сила - в эксклюзивном репертуаре.

- Вернемся к недавней премьере «Тщетной предосторожности». Улажен ли конфликт с Иваном Васильевым? На него многие купили билеты, а в итоге он отказался танцевать.

- Не знаю, можно ли это рассматривать как конфликт. Постановщики почему-то сочли, что Иван, который до «Тщетной...» был занят в другом проекте, не успеет как следует подготовиться. Они, правда, не учли, что Ваня танцевал этот балет много раз. И он приехал за несколько дней до премьерного блока, мог репетировать, и если не первый или второй спектакль, то уж третий-то наверняка готов был танцевать. Но в связи с тем что была поставлена под сомнение его готовность, отказался.

Я считаю, он поступил абсолютно правильно - сомнения по поводу танцовщиков такого уровня не должны обсуждаться публично. В других блоках, уверен, он выступит.

- Николай Цискаридзе уже выступил в вашей «Тщетной...». Сотрудничество с ним будет продолжено?

- Думаю, что в следующем блоке «Тщетной...» он тоже будет задействован. Анжелина Воронцова танцует два спектакля, может быть, он тоже в двух выступит. Кстати, на премьере Николай выступал без гонорара: роль вдовы Симон - его давняя, еще со времен Большого театра мечта. Но мы, конечно, собираемся обговорить с ним некое вознаграждение. Не думаю, что ему лично нужны эти деньги, но пусть они идут, скажем, на стипендию ученикам академии.

Роль великого брамина в «Баядерке», надеюсь, он тоже исполнит, а Анжелина сейчас готовит партию Никии. И я очень хочу, чтобы он станцевал Командора в «Лауренсии». Думаю, что смогу его уговорить. В этом плане у нас очень плодотворные творческие отношения.

- А что с ремонтом?

- Мы на днях провели стратегически важное совещание по ремонту. Я встречался с губернатором - он подтвердил финансирование. Теперь самое главное - сделать правильный проект, определить технические задания: в этом нам помогает бюро Глеба Фильштинского и лично Зиновий Марголин. То есть мы работаем с очень серьезной технической командой.

За очень небольшие деньги - максимум 2 млрд рублей - планируем сделать уникальное сценическое пространство. Рассчитываем уложиться в 9 месяцев и открыться к окончанию сезона-2016/17.

- Будете наращивать площади?

- Нет, все будем делать внутри исторического здания, разве что немного его видоизменим: появится еще один «карман» - если смотреть со сцены на зал, с левой стороны; реконструируем оркестровую яму, сделаем полностью автоматизированную технологию сцены, усилим свет. Такой вот план.

- Премьеру «Белой тьмы» Начо Дуато выпускает в статусе хореографа-резидента. Должность худрука балета вакантна. Были разговоры, что вы пригласите экс-худрука балета Украинской оперы Дениса Матвиенко.

- Не пригласим. Денис Матвиенко - премьер Мариинского театра и приглашенный солист Михайловского. А нам в любом случае нужен хореограф. Не скрою, мы с Михаилом Мессерером (главный балетмейстер Михайловского театра. - «Известия») делали предложение Жан-Кристофу Майо, и он был готов совместить руководящие должности в Балете Монте-Карло и в Михайловском. Сказал, что ему надо посоветоваться с принцессой Монако, которая патронирует Балет Монте-Карло, а принцесса его не отпустила.

- Боюсь, что хореографа вы не найдете -из-за малого количества достойных.

- Давайте сначала посмотрим, как Начо Дуато поработает в Берлине, как у него там всё будет складываться. Если что, наша дверь для него всегда открыта. Труппа его обожает, и мы всегда примем его обратно - об этом Берлин должен знать и помнить.

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/569827#ixzz2zq3MHzUy "
[подчёркнуто мной]

===
"9 сентября открываем гастроли на исторической сцене блоком «Лауренсии» с Осиповой и Васильевым. 13-го и 14-го на Новой сцене даем «Ромео и Джульетту». Что будет посередине - еще не определились."

гастроли, Михайловский театр, Начо Дуато, В. А. Кехман, персоны, планы, НМЦ

Previous post Next post
Up