Навеки ваш «Щелкунчик» -
http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/2014/2806/02.01.2014
Количество представлений балета приблизилось к пятистам. Юбилей «упал» на 2 января 2014 г. - в этот день постановщику маэстро Юрию Григоровичу исполняется 87 лет.
Общепризнано, что Юрий Григорович предложил новое прочтение музыки, ранее служившей основой для «сладкой» балетной сказки. Печаль, тревога, первые надежды и первые разочарования юности, расстающейся со вчерашним детством, окутали своим флером все игрушечно-кукольные перипетии сюжета.
Был изменен маршрут сказочного путешествия главных героев: вместо кондитерского царства Конфитюренбург они отправились в путь по стране новогодней елки. В который с тем же азартом, однако, устремляется и взрослый зритель. Новый «Щелкунчик» Большого оказался полон тем волшебным ароматом хвои и волшебства, что будоражит и заставляет впадать в детство любого взрослого, но в то же время наделяет предчувствием той грусти, что неизбежно приходит «после».
Но зимой в Большом после одного представления «Щелкунчика» наступает следующее - больше пятидесяти лет и уже почти пятьсот раз, к всеобщей радости нашей публики.
Владимир Васильев и Екатерина Максимова - первые исполнители главных партий.
Фото Владимира Пчелкина.
===
И 3 января вечером в 19 час. танцуют Горячева-Иван Васильев, Дроссельмейер-Меркурьев
Утром в 12 час. 4 и 8 танцуют Хохлова-Беляков (8 и Меркурьев), вечером 5, 8 Горячева-Гуданов (5 и Меркурьев)
4 вечер и 7 утро - Никулина-Лобухин
===
«Утраченные иллюзии», действующие лица и исполнители на гастролях в Парижской опере:
Люсьен - Владислав Лантратов (4 и 8 января), Дэвид Холберг (6 и 9 января), Вячеслав Лопатин (7 и 10 января)
Корали - Диана Вишнёва (4 и 8 января), Евгения Образцова (6 и 9 января), Анастасия Сташкевич (7 и 10 января)
Флорина - Екатерина Шипулина (4 и 8 января), Екатерина Крысанова (6 и 9 января), Анастасия Меськова (7 и 10 января)
Первый танцовщик - Артем Овчаренко (4, 6, 8 и 9 января), Андрей Болотин (7 и 10 января)
Камюзо - Егор Симачев (4, 7, 8 и 10 января), Сергей Минаков (6 и 9 января)
Герцог - Алексей Лопаревич (4, 6, 8 и 9 января), Александр Фадеечев (7 и 10 января)
Балетмейстер - Ян Годовский (4, 7 и 8 января), Денис Медведев (6, 9 и 10 января)
Дирижер - Игорь Дронов
19:30
http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/2014/2805/ "04.01.2014
Еще в 1956 г., отправляясь в Лондон на свои первые судьбоносные зарубежные гастроли, балет Большого театра поехал не только с классикой, но и спектаклями современными, а главное - со своим Шекспиром, на тот момент довольно молодым балетом «Ромео и Джульетта». Англичанам Шекспир Большого понравился необычайно, а Галина Уланова, исполнявшая партию Джульетты, пережила настоящий триумф. Большой знал, что рисковал, но в подобном риске заложена не только амбициозность, но и закономерная смелость театрального жеста.
Пример великих не забыт. «Пламя Парижа» было включено в программу первых же парижских гастролей (2011 г.), состоявшихся после постановки Алексеем Ратманским своей версии этого легендарного балета советских времен.
Что касается нынешних январских гастролей Большого балета в Парижской опере, то они просто целиком посвящены балету с французскими (бальзавковскими) «корнями» - «Утраченным иллюзиям», тоже ставшим своего рода приношением Алексея Ратманского славному прошлому советского балета.
Ратманский - желанный гость (и уже даже не вполне гость) в Опера де Пари: совсем недавно он поставил балет специально по ее заказу. Так что «Иллюзии» здесь ждут с большим интересом. А в главных партиях заняты прима Большого Евгения Образцова, в 2013 г. с успехом танцевавшая на сцене Оперы в знаменитой «Сильфиде» Пьера Лакотта, приглашенные звезды Большого Диана Вишнева и Дэвид Холберг, Анастасия Сташкевич и Владислав Лантратов, получившие отличную прессу на летних гастролях Большого балета в Лондоне, и прекрасный тонкий артист и танцовщик Вячеслав Лопатин. Причем, Евгении Образцовой-Корали и Дэвиду Холбергу-Люсьену в Париже предстоит дебют.
Впрочем, парижская критика в своих откликах на «Пламя Парижа» высоко оценила весь Большой балет «без остатка»: «Широкий размах рук, быстрота хода и дерзкая посадка головы придают языку танца Марсельцев дух чисто французской насмешки. Она выражена кордебалетом, чьим совершенством невозможно не восхищаться. Что до солистов, то они просто сногсшибательны» («Ла Круа»)."
===
UPD. И - шедевр г-жи Анна Галайда как итог гастролей балета БТ в Париже ("Утраченные иллюзии" 4-10 января 2014)
"Станцевали Оперу
Балетная Европа провела месяц под знаком Алексея Ратманского" -
http://www.rg.ru/2014/01/14/la-skala.html Станцевали Оперу
Балетная Европа провела месяц под знаком Алексея Ратманского
Текст: Анна Галайда
14.01.2014, 00:06 -
http://www.rg.ru/2014/01/14/la-skala.html
Российская газета: Алексей Ратманский представил балеты в Европе "Во время рождественских и новогодних праздников два крупнейших театрах Европы Ла Скала и парижская Опера представляли публике балеты Алексея Ратманского. В Милане шел авторский вечер хореографа, включавший мировую премьеру постановки "Опера", музыку для которой написал Леонид Десятников. Парижский дворец Гарнье после Нового года оккупировал Большой театр, который привез свой раритет "Утраченные иллюзии" тоже с музыкой Десятникова.
Эти события вышли за локальные рамки. Свидетельством этого стало то, что рецензия на миланскую премьеру появилась в лондонской Financial Times, эхо парижских гастролей Большого долетело даже до The New York Times: уже давно Ратманскому выдана роль главной надежды современного балета. И он с ней успешно справляется, успевая дарить эксклюзивы не только своей постоянной резиденции American Ballet Theatre, но и многим другим компаниям в Америке, Европе и даже Австралии. Стороной в последние годы он обходит лишь Россию, поэтому неудивительно, что в зрительном зале и в Милане, и в Париже наблюдалась повышенная концентрация наших соотечественников.
Тем не менее восторг европейской публики не был забронирован. В Париже свой балет любят так же ревниво, как в Москве и Петербурге свой. Милан же долго провел в роли балетной провинции, которая за счастье почитала переносы спектаклей Ролана Пети и Кеннета Макмиллана полувековой давности.
Взятие Парижа осложнялось еще и тем, что туда поехали "Утраченные иллюзии" - балет, в основу которого положен роман Бальзака. И французы, заранее раздраженные тем, что их лишили любимых и неизменных "Лебединого озера" и "Спартака", отказались узнать в постановке Ратманского и Десятникова своего классика. И даже Париж, воспроизведенный французским художником Жеромом Капланом, показался им не совсем Парижем. Французы отдали должное самой попытке воскресить тип полнокровного балета, в котором танец соединяется с пантомимой, драматизм с виртуозностью, предпринятой Ратманским. И с восторгом они встретили исполнителей. Причем градус восторга достиг максимума, если судить по отзывам балетоманов, на выступлении в главных партиях Анастасии Сташкевич и Вячеслава Лопатина, которые поехали на гастроли третьим составом. Они пришлись по душе многим зрителям своим полным самоотречением перед историей трагической любви балерины Корали и композитора Люсьена, потерявших друг друга в погоне за жизненным успехом. Впрочем, оценили парижане и умение детально прорабатывать роль, отличающее Диану Вишневу, и харизму ее нового партнера Владислава Лантратова, и понимание стиля хореографа, отличающее Евгению Образцову и Дэвида Холберга, и мастерство труппы в целом.
Милан, в отличие от Парижа, уже не помнит, что такое настоящие балетоманские страсти, эпоха, когда премьеры "Спящей красавицы" и "Раймонды" танцевали итальянки, а Матильда Кшесинская и Анна Павлова ездили усовершенствоваться в Ла Скала, закончилась сто лет назад. Сам факт, что театр рискнул запланировать десять представлений балетной программы, воспринимают там как сенсацию. Но именно это предпочтение, которое давно уже отдают итальянцы опере перед балетом, вероятно, и послужило движущей энергией при создании балета "Опера". Вместе с композитором Леонидом Десятниковым хореограф изобразил глубокий поклон барочной опере. Балет воскуряет фимиам мелодиям Глюка и текстам Метастазио - в музыке инструментальные фрагменты чередуются с вокальными ариями. Ратманский, Десятников и художники Колин Этвуд, Марк Стенли и Вендол Харрингтон весело перемигиваются за спиной своих героев и богов, пока те устраивают условно суровые войны и столь же условно страстные любовные сцены. Естественнее всех на высоте котурнов держится любимец местной публики Роберто Болле.
Можно было предположить, что в "Русских сезонах" таким же камертоном, как Болле в "Опере", окажутся Светлана Захарова и Андрей Меркурьев, танцевавшие московскую премьеру балета. И они предстали во всем великолепии русской традиции с ее открытым драматизмом. Но итальянцы не стали подстраиваться под гостей. Они предъявили собственных танцовщиков, великолепно чувствующих стиль Ратманского: это Кристиан Фагетти, Карло ди Ланно, Антонино Сутера, Федерико Фрези, Маурицио Личитра и Виттория Валерио.
И все же гвоздем программы оказался упакованный в середину вечера Concerto DSCH на музыку Шостаковича. В нем непривычно свободная Светлана Захарова заставила вспомнить, как некогда неповторимо хороша она была в своих первых пробах Баланчина. Не уступали ей и партнеры: Карло ди Ланно, Антонино Сутера, Федерико Фрези. Но выделять в этом балете отдельных солистов было бы несправедливо: труппа поражает уникальным умением передать музыку в движении.
И оказывается, что Москва слишком самонадеянна в уверенности, что досконально знает стиль хореографа Ратманского. Но изучать его предстоит только на зарубежных образцах."