Главный дирижер БТ Василий Синайский ушел в отставку? Да! +3UPD

Dec 02, 2013 18:54

Главный дирижер Большого театра Василий Синайский ушел в отставку - http://ria.ru/culture/20131202/981307230.html
17:5202.12.2013 (обновлено: 18:27 02.12.2013)
Гендиректор ГАБТа выразил сожаление, что Синайский ушел в середине сезона - за две недели до премьеры оперы Верди "Дон Карлос".

МОСКВА, 2 дек - РИА Новости. Главный дирижер Большого театра Василий Синайский, занимавший этот пост с 2010 года, ушел в отставку, сообщил РИА Новости гендиректор ГАБТа Владимир Урин.

"Второго декабря 2013 года Синайский через отдел кадров подал заявление об уходе. После беседы с ним мною было принято решение удовлетворить его просьбу. С 3 декабря 2013 года Василий Серафимович Синайский не работает в Большом театре России", - сказал Урин.

Он выразил сожаление, что такое решение Синайский принял в середине сезона, фактически за две недели до премьеры оперы Верди "Дон Карлос", где он являлся музыкальным руководителем постановки и дирижером.

"С ним были связаны и дальнейшие творческие планы театра. Тем не менее, он свободный человек и сам вправе принимать решения", - добавил гендиректор Большого театра.

===
Да! Отвыкла получать информацию с сайта БТ! А там:
"02.12.2013
Отставка В.С. Синайского
2 декабря 2013 г. музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра В.С. Синайский подал заявление об уходе. Побеседовав с ним, генеральный директор Большого театра В.Г. Урин принял решение удовлетворить эту просьбу. С 3 декабря 2013 г. Василий Серафимович Синайский в Большом театре не работает. К сожалению, такое решение он принял в середине сезона, фактически за две недели до премьеры оперы Верди «Дон Карлос», в постановке которой принимал участие в качестве музыкального руководителя и дирижера. Дальнейшие творческие планы театра также во многом были связаны с ним. Тем не менее, он волен был принимать подобное решение, и дирекция пошла ему навстречу."- http://www.bolshoi.ru/
===
["В октябре этого года ему сделали предложение стать участником конкурса на должность дирижера Государственного Симфонического оркестра Петербурга.
РИА Новости http://ria.ru/culture/20131202/981307230.html#ixzz2mKYUZw00"
Тогда смысл имеется: В. С. Синайский - не оперный, а симфонический.
Вот только премьера "Дона Карлоса" был объявлена 17 декабря, музрук - В. Синайский. Эболи - Гулегина.
"Управляющая оперной труппой Маквала Касрашвили назвала «Известиям» имя второго дирижера постановки - Роберта Тревино; вероятно, именно ему предстоит взять на себя ответственность за оркестр 17 декабря." - http://izvestia.ru/news/561759 ]
===
UPD. Слухи-слухи-слухи. Пресс-секретарь БТ "признает", "подтверждает" и тп:

2 декабря 2013, 21:12 | Культура | Ярослав Тимофеев
Уход Василия Синайского стал первым вызовом Владимиру Урину - http://izvestia.ru/news/561759
Отставка главного дирижера оказалась для руководства Большого театра «полной неожиданностью»
Уход Василия Синайского стал первым вызовом Владимиру Урину
2 декабря главный дирижер Большого театра Василий Синайский подал заявление об увольнении, которое в тот же день было удовлетворено гендиректором театра Владимиром Уриным.

- Решение Василия Серафимовича подать в отставку стало для руководства театра полной неожиданностью, - признала в разговоре с «Известиями» пресс-секретарь Большого Катерина Новикова. - Тем более, что это произошло за две недели до премьеры оперы «Дон Карлос».

По словам Новиковой, премьера состоится в любом случае, но кто будет стоять за дирижерским пультом, пока не решено. Управляющая оперной труппой Маквала Касрашвили назвала «Известиям» имя второго дирижера постановки - Роберта Тревино; вероятно, именно ему предстоит взять на себя ответственность за оркестр 17 декабря.

- «Дон Карлос» - спектакль большой формы, каких уже давно не было в ГАБТе, - комментирует худрук «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман. - В спектакле поют мировые звезды. Дирижирует главный дирижер театра. И не существует такой причины, по которой он может уйти, не доведя дело до конца. Таким поступком он подставляет театр. Отсюда и вывод, какой главный дирижер был в Большом.

Источник «Известий» в ГАБТе рассказал, что труппа предвкушала сегодняшнюю отставку давно - со времени прихода Владимира Урина на пост гендиректора.

- Но никто не ожидал, что она произойдет столь скоропалительно, - добавил собеседник издания. - Впрочем, внезапно хлопнуть дверью - очень в духе Василия Серафимовича, который может терпеть пренебрежительное отношение к себе лишь до поры до времени.

Источник сообщил, что при новом гендиректоре с Синайским стали гораздо меньше считаться. Владимир Урин избегал четкого ответа по поводу будущих постановок «Манон» Массне и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, на которые Синайский очень рассчитывал, а заниматься текущим репертуаром ему почти не давали - каждую репетицию «приходилось выбивать с боем».

- Синайский всегда обращал внимание на такие мелочи, и недовольство в нем копилось очень быстро - хотя нельзя не признать, что для своего ухода он выбрал самый неудачный момент. Это была истерика, - сказал собеседник «Известий».

Отставка Василия Синайского последовала через три месяца после увольнения Михаила Фихтенгольца - начальника отдела перспективного планирования, которого в труппе называли фактическим руководителем оперы ГАБТа. Теперь действовавший при Анатолии Иксанове триумвират оперной власти - Фихтенгольц, Синайский и Касрашвили - окончательно развалился. И хотя трехлетку правления Синайского нельзя назвать сколь-нибудь успешной для оркестра и оперной труппы в целом, с его уходом Маквале Филимоновне будет очень трудно сохранить даже существующий уровень музыкального качества.

Сама она в беседе с «Известиями» ограничилась предположением, что «у Василия Серафимовича были какие-то мотивы», и надеждой, что «Большой театр не останется без главного дирижера».

Владимира Урина демарш Синайского поставил в предельно трудную ситуацию - не столько из-за премьеры «Дон Карлоса», сколько из-за необходимости искать нового музыкального лидера театра в форс-мажорном режиме. Разумеется, гендиректор не мог не думать о преемнике Синайского и раньше, но явно не планировал расставаться с действующим дирижером посреди сезона. А в оперном мире, где графики звезд расписаны на 3-5 лет вперед, спонтанность и успешность кадровых решений - две вещи несовместные.

Дефицит ярких и профессиональных дирижеров в России очевиден. Представители старшего поколения - такие, как Александр Лазарев и Юрий Темирканов - известны своим непростым характером и, в силу возраста, едва ли согласятся взвалить на себя громадную ответственность «подымать из руин» оркестр Большого театра. (Супруга Александра Лазарева заверила «Известия», что в последнее время никаких переговоров с ее мужем ГАБТ не вел.)

Молодые и активные дирижеры - такие, как Василий Петренко и Михаил Татарников - подписали множество контрактов и ангажементов и вряд ли захотят пожертвовать всем ради погружения в сложноскроенный организм ГАБТа. («Это большая честь и большая ответственность. Кроме того, я очень востребован, и в ближайшие 2-3 года все распланировано буквально по дням», - сказал «Известиям» Петренко.)

Еще двум достойным кандидатам - Владимиру Юровскому и Тугану Сохиеву, по информации источника в Большом театре, место Синайского уже предлагалось. Оба ответили отказом.

Выбор ГАБТа мог бы пасть на амбициозного Теодора Курентзиса, однако дирижер связал себя неоднократными обещаниями не бросать Пермь, которую он намерен превратить в полноценную культурную столицу.

Пригласить в наставники какого-нибудь оперного Гуса Хиддинка тоже будет крайне сложно - в силу все тех же графиков, у западных звезд расписанных еще более жестко, чем у российских.

Пресс-секретарь Большого подтвердила «Известиям», что решение о новом главном дирижере будет принимать лично Владимир Урин. Спустя пять месяцев после назначения он сталкивается с первым по-настоящему серьезным вызовом. От того, как он сумеет сделать выбор в отсутствие выбора, будет зависеть не только судьба многолюдной оперной труппы Большого, но и будущее самого Урина.

Василий Синайский учился у легендарного ленинградского педагога Ильи Мусина, работал ассистентом Кирилла Кондрашина. В 1973 году стал победителем крупнейшего дирижерского конкурса Герберта фон Караяна. В 1991-1996 годах возглавлял оркестр Московской филармонии, в 2000-2002-м - Госоркестр России. Также руководил несколькими зарубежными коллективами.

Главным дирижером Большого театра Синайский стал в сентябре 2010 года. Срок его нынешнего контракта истекает 1 сентября 2015 года. В настоящее время остается главным дирижером Симфонического оркестра Мальме и главным приглашенным дирижером филармонического оркестра Би-Би-Си. Проживает в Амстердаме

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/561759#ixzz2mLLH2yql

===
UPD3 5 декабря 2013, 14:49 | Культура | Ярослав Тимофеев - http://izvestia.ru/news/561972
Василий Синайский: «Конфликт с Уриным развивался постепенно»
Бывший главный дирижер Большого театра - о том, что грядущую премьеру он оставляет на «очень хорошего режиссера»

Бывший музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра Василий Синайский уехал из России - как пояснил «Известиям» сам Василий Серафимович, на гастроли. 2 декабря он прислал в отдел кадров Большого театра заявление об увольнении, которое в тот же день было удовлетворено гендиректором театра Владимиром Уриным. Демарш дирижера за полмесяца до грандиозной премьеры оперы Верди «Дон Карлос» стал полной неожиданностью и для общественности, и для руководства самого ГАБТа. Перед отъездом Василий Синайский дал блиц-интервью корреспонденту «Известий» Ярославу Тимофееву.

- Почему вы решили уйти за две недели до первого представления «Дон Карлоса»? Вы не хотели подождать еще хотя бы месяц, продирижировать премьерными спектаклями и тогда уже расстаться с театром?

- То, что нужно было сделать с моей стороны по подготовке этой оперы, было сделано. Мой уход никак не связан с «Дон Карлосом». А ждать дольше уже просто было нельзя. [?? т.е. не справился с ДонКарлосом??]

- Была какая-то последняя капля в конфликте с генеральным директором Владимиром Уриным, которая заставила вас уйти именно сейчас?

- Нет, пожалуй, эта ситуация развивалась постепенно и равномерно.

- Вы не волнуетесь за судьбу «Дон Карлоса»?

- Абсолютно не волнуюсь. Всё будет в порядке. Там очень хороший режиссер (англичанин Эдриан Ноубл. - «Известия»), и мы уже проводили спевки.

- Кого бы вы хотели видеть своим преемником на посту главного дирижера Большого театра?

- На этот вопрос я отвечать не буду.

- Ваша фамилия значится в списке кандидатов на пост художественного руководителя Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра.

- Мою фамилию включили в список, абсолютно меня об этом не спросив. Это решение, принятое культурными властями Санкт-Петербурга. Это не моя инициатива.

- Но если вас выберут, согласитесь возглавить этот коллектив?

- Пока у меня совсем другие планы.

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/561972#ixzz2nB97Tiwc

===

Российская газета: Музрук Большого театра Василий Синайский покинул свой пост
UPD2 [ Муравьева, Мих. Фихтенгольц, Бертман ] В Большом снова отставка - http://www.rg.ru/2013/12/04/sinajskij.html
Музыкальный руководитель Большого театра Василий Синайский покинул свой пост
Текст: Ирина Муравьева
04.12.2013, 00:10
Новость о том, что Василий Синайский с 3 декабря не будет больше осуществлять музыкальное руководство в Большом театре, была и неожиданной и предсказуемой одновременно.
В музыкальных кругах слухи о том, что продлевать контракт с Василием Синайским в Большом театре не планируют, курсировали с того момента, как в отставку был отправлен гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов. Между тем имя Василия Синайского значилось в премьерных афишах театра до конца нынешнего сезона, а срок его контракта истекал только 31 августа 2015 года.

Фото: Наталья Пьетра/ РГ Главный дирижер Большого театра: Меня пока не жрут
[ 21.11.2013 Василий Синайский: Дирижировать оперой сложнее, чем оркестром - http://www.rg.ru/2013/11/21/reg-szfo/sinayskiy.html ]
Неожиданность состояла в том, что Синайского никто не отставлял: он подал заявление на увольнение сам, причем в самый ответственный момент - в разгар репетиций сложнейшего спектакля - "Дон Карлос" Верди, в котором участвуют не только российские, но и известные западные оперные звезды. В Большом театре уже бывали подобные случаи, когда Мстислав Ростропович покинул дирижерский пульт в разгар репетиций "Войны и мира" (правда, он был приглашенным, а не главным дирижером Большого театра) или, когда Александр Ведерников заявил о своем уходе накануне гастролей театра со спектаклем "Евгений Онегин" в Европе.

Что заставило музрука театра Василия Синайского совершить столь экстравагантный поступок, ни он, ни Большой театр не комментируют. Ситуация, между тем, острая. Гендиректор Владимир Урин должен будет в кратчайшие сроки найти преемника Синайскому. "Российская газета" обратилась за комментарием к экс-главе отдела перспективного планирования Большого театра, продюсеру Михаилу Фихтенгольцу и к художественному руководителю "Геликон-Оперы", режиссеру Дмитрию Бертману:

Из первых уст
Михаил Фихтенгольц:

- К сожалению, все это было предсказуемо. Кто-то в высших эшелонах власти надеялся, что с приходом нового генерального директора ситуация в Большом театре успокоится. Но она не успокаивается. Точную причину своего внезапного ухода Василий Синайский может назвать только сам. Но я подозреваю, что это сумма некоторых обстоятельств. Я хорошо знаю Василия Серафимовича, и могу сказать, что такой внезапный демарш - в его духе. Он достаточно долго готов терпеть какое-то небрежение по отношению к себе, к своим пожеланиям, но затем внезапно принимает решение. Удачно это для данного момента или нет - это уже другое дело. Момент был выбран неудачно. Одна из причин состоит в том, что на бумаге у музыкального руководителя в Большом театре - неограниченная власть, на практике - они фактически являются декоративными фигурами, которые не в состоянии ничего решать. Кадровая политика, традиции, внутренние устои Большого театра не оставляют места для маневра. И в этом смысле Урин ничего не поменял. И так же, как при Анатолии Иксанове было достаточно пренебрежительное отношение к Александру Ведерникову, так и при Урине - такое же отношение к Синайскому. И что бы руководство театра ни говорило о долгосрочных планах с Синайским, это в большей степени слова, потому что на деле, насколько я знаю, совершенно не выясненной остается судьба двух постановок, в которых Синайский должен был быть музыкальным руководителем - это "Леди Макбет Мценского уезда" и "Манон" Массне. Премьерные спектакли нынешнего сезона - "Летучий голландец", "Дон Карлос", "Царская невеста" - были запланированы для Синайского. В следующем сезоне мы намечали пять премьер, из которых он брал две. Я думаю, его раздражало , что ему никто ничего не может сказать: будут эти постановки или нет? Он любит подробную неторопливую работу, но в структуре репертуарного театра, который представляет собой безостановочный конвейер, такой подход не самый оптимальный. Отмечу, что
[ Фихт.] при Синайском был интересный период в жизни театра. Гораздо более внятный по своей художественной направленности, нежели предыдущая эпоха. Но выяснилось, что Василий Серафимович Синайский и репертуарная система Большого театра в том виде, в котором она существует, это вещи несовместные. Он был бы прекрасным приглашенным дирижером в любом театре, который работает по системе "stagione", куда бы он приезжал на отдельно взятую постановку, где были бы расписаны репетиции, где он мог бы работать сосредоточенно, плотно, с большой отдачей. Но на тот момент, когда его приглашали в Большой театр, Анатолию Иксанову надо было быстро заполнить брешь. По формальным признакам Синайский идеально подходил для этого - возраст, хорошая репутация на Западе и в России, прекрасная школа.Синайский приехал по моему приглашению на один из симфонических концертов в абонементе театра, затем было короткое турне с "Иолантой" в концертном исполнении в Варшаве и в Дрездене, затем скоропалительно произошло это приглашение. А сейчас я теряюсь в догадках, кого могут пригласить, потому что эта должность требует от человека каких-то сверхусилий. Во-первых, потому, что Большой театр в последние годы место с очень сомнительной репутацией, во-вторых, это самый большой театр в стране, возможно, и в Европе, потому что количество людей, в нем работающих, не поддается никакому логическому осмыслению - 2,5 или 3 тысячи человек. Ситуация достаточно скверная. Готовой кандидатуры у Владимира Урина, видимо, нет, но у него было время для маневра: контракт Синайского заканчивался в 2015 году. Но Синайского, видимо, раздражало то, что неслись слухи: ему ищут замену., причем, срочно.

Дмитрий Бертман:

- Театр - структура экстремальных отношений, экстремальных репетиций, экстремальных явлений. Потому что в театре всегда возможны накладки. Здесь всегда существует зависимость от всего - от техники, от здоровья, от состояния связок у артиста, от его психики. Это тяжелейший труд. Самое главное, что в этом труде должны быть люди, которые, помимо знаний, книжек, опыта, должны подходить к театральному делу, как к храму. И если возникает что-то, мешающее основному призванию, то это должно уйти на дальний план, а человек должен доделать свое дело. И для меня непонятно, как может дирижер уйти за две недели до премьеры спектакля? Мне кажется, Василий Синайский должен был красиво продирижировать и уйти, раз это решил для себя, до или после постановки, но не в момент репетиции. Он ведь не просто дирижер. В его компетенцию входит полное музыкальное руководство театром: это и оркестр, и репетиции, и составы певцов, и т. д. Кроме того, главный дирижер - это человек, который должен встать за пульт в любой момент, если что-то случится с другим дирижером. Он должен всегда брать удар на себя. Так что эта ситуация - плохой факт для Синайского. Как говорил Станиславский: "Надо любить искусствов себе, а не себя в искусстве". Естественно, в "Доне Карлосе" выйдет второй дирижер и будет дирижировать. Естественно, как бы сложно ни было найти главного дирижера в Большой театр, все равно его найдут, потому что это Большой театр.
[Бертман] Но главным дирижером в театре должен быть все-таки дирижер с огромным театральным опытом работы. У Василия Синайского такого опыта практически не было. В любом случае, произошло движение к новому, а новое - это всегда стремление к лучшему.
http://www.rg.ru/2013/12/04/sinajskij.html

БТ, отставки, upd, "Дон Карлос", Синайский В., СМИ

Previous post Next post
Up