В один и тот же день "Известия" представили читателям две интригующие статьи о выборах ректора АРБ. Обе рассказывают в т.ч. о позиции г-на Фомкина *)
- Идет война, - подытожил Алексей Фомкин*)
===
1. 11 ноября 2013, 00:01 | Культура | Ярослав Тимофеев, Олег Кармунин, Виктория Иванова
Николаю Цискаридзе в Вагановской академии предстоят честные выборы
Проректор Алексей Фомкин и солист Мариинки Илья Кузнецов готовы бороться за кресло ректора -
http://izvestia.ru/news/560110 "Николаю Цискаридзе, назначенному исполняющим обязанности ректора Академии русского балета имени Вагановой (АРБ), вскоре предстоит провести первую в его жизни избирательную кампанию: согласно уставу АРБ, должность ректора - выборная, и лишь волею большинства профессорско-преподавательского состава и сотрудников московский варяг сможет избавиться от приставки «и.о.».
Cобытия последних дней - в частности, открытое письмо педагогов АРБ и петиция против ректорства Цискаридзе - показали, что избирательная кампания как минимум не обойдется без интриги и альтернативных Николаю Максимовичу кандидатур. «Известия» выяснили детали выборного законодательства АРБ и намерения возможных конкурентов Цискаридзе в борьбе за пост ректора.
По словам пресс-атташе академии Юлии Телепиной, дата выборов ректора будет назначена на заседании ученого совета вуза. Там же будут утверждены и все кандидаты на руководящую должность. Впрочем, согласно статье 51 Федерального закона «Об образовании», претенденты должны быть аттестованы в порядке, устанавливаемом учредителем, то есть Министерством культуры. Не исключено, что на этом этапе Минкультуры постарается отсеять слишком опасных для Цискаридзе конкурентов.
Заседание ученого совета АРБ, как сообщила «Известиям» пресс-атташе, скорее всего, состоится до конца ноября.
Срок, отводимый на избирательную кампанию, уставом АРБ не регламентирован. Во время последних выборов, когда Вера Дорофеева была переизбрана ректором на безальтернативной основе, между заседанием ученого совета и днем голосования прошло не более трех недель. На сей раз избирательная кампания, вероятно, будет более продолжительной.
Источники «Известий» в академии уточняют: не исключено, что в ближайшее время будет принято новое положение о выборах, которое установит дополнительные барьеры на пути претендентов на заветное кресло. Пока же выдвижение кандидатур осуществляется через подачу заявок самими кандидатами. Наличие предвыборной программы не обязательно. Общение кандидатов с сотрудниками и прессой никак не регламентируется.
- Если это человек, хорошо известный коллективу, ему нет нужды вести избирательную кампанию. А если человек чужой, наверное, ему понадобятся предвыборные встречи с коллективом, - пояснила Юлия Телепина.
Кстати, претензии к московской выучке Цискаридзе, могущей повлечь за собой забвение петербургских традиций, не имеют юридического обоснования. В уставе старейшего балетного учебного заведения страны нет и не было пункта, запрещающего выпускнику другого заведения баллотироваться на должность ректора (для справки: старейшее учебное музыкальное заведение России, Санкт-Петербургская консерватория, имело в своем уставе такой пункт. Упразднен он был накануне выборов ректора в 2004 году: формально - как ограничивающий права человека, а фактически - чтобы дать возможность участвовать в процедуре выпускнику Московской консерватории Александру Чайковскому, который и выиграл эти выборы).
В голосовании имеют право участвовать все сотрудники АРБ (около 300 человек, в том числе 120 педагогов), а также выборные представители студенческого совета. Голосование будет прямым (то есть вес каждого голоса будет одинаковым) и тайным.
Если допустить, что открытое письмо президенту подписали все противники Цискаридзе в АРБ (68 человек), то он выиграет выборы без труда. Но лист «подписантов» не отражает реальную пропорцию настроений в вузе, так как подавляющее большинство подписей принадлежит педагогам АРБ. Как пояснила пресс-атташе академии, «административно-хозяйственному блоку, грубо говоря, всё равно, при ком работать. А педагогам не всё равно».
Среди подписавших письмо - проректор по учебно-методической работе и УМО Алексей Фомкин, декан исполнительского факультета Марина Васильева, заведующие кафедрами Эльвира Кокорина, Наталья Тарасова, Наталья Янанис.
Как минимум двое из подписантов - Алексей Фомкин и Илья Кузнецов - могут стать соперниками Цискаридзе на выборах.
Проректор Фомкин при правлении Веры Дорофеевой считался ее правой рукой и возможным преемником.
- До выборов еще далеко, так что у меня пока нет оснований говорить о своем выдвижении, - осторожно ответил «Известиям» Алексей Фомкин. Однако добавил, что программа у него уже есть.
- Ключевая ее часть касается развития высшего образования. Наша основная позиция состоит в том, что по окончании девяти лет обучения артисты балета должны иметь высшее образование на уровне бакалавра. Этим вопросом Вера Алексеевна занималась на протяжении последних 20 лет, и мы будем наследовать ее инициативам, - заявил возможный преемник ректора Дорофеевой.
В нынешней ситуации он не намерен вступать в конфронтацию со ставленником Минкультуры Цискаридзе.
- Задача педагогов на данном этапе - не раскачивать ситуацию и не вовлекать в нее детей. Взрослые могут играть в любые игры, а дети должны работать так, как работают, - убежден Алексей Фомкин.
Еще один претендент на пост ректора, первый солист Мариинского театра Илья Кузнецов настроен более воинственно.
- Борьба идет прямо сейчас, а день выборов станет итогом нашей сегодняшней битвы. И поверьте - я не за кресло воюю, а за свои ценности и свою культуру. И я думаю, что у меня получится, - сказал Кузнецов.
Заслуженный артист России ui>напомнил о своем опыте руководства «Детской школой балета Ильи Кузнецова» - созданной им сетью образовательных учреждений, в которой ему «нужно знать все: юриспруденцию, бухгалтерию, каждого ученика и каждого преподавателя».
На посту ректора он будет добиваться сохранения независимости АРБ от Мариинского театра.
- Многие театры в мире пытались создать свою школу, но здесь происходит настоящее пожирание легендарного учреждения вместе с его историей и традициями. Балет сегодня уничтожается не без участия людей, которые возглавляют прославленные театры, - считает Кузнецов.
Его претензии к Николаю Цискаридзе обширны, хотя солист Мариинки и подчеркивает, что в них нет ничего личного.
- Я прекрасно отношусь к Коле, но он совершенно другой, в нашей академии он выглядит как инопланетянин. Не нужно смешивать краски - в результате всегда получается серый цвет, - говорит Кузнецов.
Солист Мариинки Юрий Смекалов, которого многие хотели видеть в кресле ректора АРБ, идти на выборы отказался, сославшись на отсутствие «достаточного образования для этой должности».
Не увлеклась перспективой ректорства и глава фестиваля Dance Open Екатерина Галанова.
- Ко мне уже обращались представители академии, и я сказала им, что, к моему величайшему сожалению, не могу соответствовать столь важной и серьезной должности, - рассказала Галанова «Известиям». - Должность главы АРБ отняла бы у меня все силы, поскольку этой работой нужно заниматься с раннего утра до поздней ночи. Наверное, когда-то я в своей жизни мечтала стать главой АРБ, но сегодня на это не соглашусь.
Традиции управления Вагановской академией за ее 275-летнюю историю неоднократно менялись: руководящий пост несколько раз переходил от балетных специалистов к «покровителям искусств» и «эффективным менеджерам» и обратно.
Первым директором будущей академии в 1738 году стал балетмейстер Жан-Батист Ланде. Спустя 20 лет его сменил поэт и драматург Александр Сумароков. В дальнейшем до конца XIX века руководство школой поручалось в основном государственным вельможам и аристократам, среди которых были князь Николай Юсупов и граф Александр Нарышкин.
После революции во главе Вагановки стояли преимущественно балетные артисты - Андрей Облаков, Евгений Чесноков, Николай Ивановский, Валентин Шелков, а также балетовед Янина Лушина. С 1987 года должность директора (а с 1991-го - ректора) занимали управленцы, не связанные с танцевальным искусством: Леонид Надиров (1987-2004, по образованию инженер-строитель, оставил пост ради должности замминистра культуры) и Вера Дорофеева (2004-2013, социолог и педагог).
Если выборы завершатся победой Николая Цискаридзе, он станет самым титулованным балетным артистом на ректорском посту
Читайте далее:
http://izvestia.ru/news/560110#ixzz2kQj2hC3P "
===
2. 11 ноября 2013, 19:06 | Культура | Олег Кармунин
Петербургские депутаты вступились за АРБ
В Академии русского балета опасаются, что назначение «московского» ректора приведет к «утрате 275-летней петербургской школы» -
http://izvestia.ru/news/560473 "Депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга обратятся к президенту РФ с письмом о недопустимости вмешательства в жизнь Академии русского балета (АРБ) имени А.Я. Вагановой. Еще одно письмо с требованием провести скорейшие тайные выборы ректора академии на альтернативной основе будет в ближайшее время направлено министру культуры [Интересно, а какова цель такого грубого вмешательства самих депутатов заксобрания в работу Ученого совета АРБ? М. б. они тоже хотят стать ее учредителями? ]. Об этом на заседании комиссии по образованию, культуре и науке заявил депутат заксобрания Максим Резник.
"Заседание стало реакцией на письмо руководства Вагановки петербургским законодателям, в котором представители старейшей балетной школы выразили обеспокоенность в связи назначением на должность и.о. ректора АРБ Николая Цискаридзе. «Он не только выдающийся танцовщик, но и любимое публикой и узнаваемое широкой общественностью «медийное лицо». Однако пост ректора Академии требует от кандидата других качеств», - писали преподаватели АРБ.
"Проректор по учебно-методической работе Академии русского балета Алексей Фомкин*), который ранее заявил «Известиям» о готовности бороться за пост ректора (
http://izvestia.ru/news/560110), решил вспомнить о различиях между столичными школами. Москвич Николай Цискаридзе, по его мнению, не может возглавлять Вагановскую академию.
- Московская и петербургская школы - это два совершенно разных пространства. Да, мы можем вместе танцевать, пожимать друг другу руку, но профессионального сближения между нами не происходит, потому что каждый помнит, откуда он вышел, - заявил Алексей Фомкин на заседании. - Я работаю в академии 14 лет и давно предполагал, что произойдет экспансия - у москвичей всегда были большие амбиции.
"Проректор по УМО*) также заявил о том, что преподаватели Академии русского балета не смогут работать под управлением Цискаридзе «по идеологическим причинам», и в итоге 275-летняя система петербургской школы «будет утрачена».
"Заместитель председателя комитета по образованию, науке и культуре Марина Шишкина сравнила назначение Николая Цискаридзе на пост ректора с другими громкими кадровыми скандалами в Петербурге, связанными с решениями федеральной власти.
- Подобные вещи нельзя ничем оправдать. Это преподносится как решение учредителем проблем своей организации, но разве может сфера высокой культуры регламентироваться только желаниями учредителя? - поинтересовалась Марина Шишкина. - Мы не можем оставить Вагановскую академию в такой сложной ситуации. Здесь даже неважно, что это петербургская школа. Так просто нельзя поступать с людьми.
"Худрук АРБ Алтынай Асылмуратова и Алексей Фомкин*) остались довольны результатами заседания, однако от дальнейших комментариев отказались. Они объяснили свою осторожность тем, что любое публичное выступление представителей АРБ, направленное против Цискаридзе, сопровождается жесткой реакцией со стороны Министерства культуры.
- Идет война, - подытожил Алексей Фомкин*) .
Читайте далее:
http://izvestia.ru/news/560473#ixzz2kQaVxN9w "
===
Цитаты:
"- Московская и петербургская школы - это два совершенно разных пространства. Да, мы можем вместе танцевать, пожимать друг другу руку, но профессионального сближения между нами не происходит, потому что каждый помнит, откуда он вышел , - заявил Алексей Фомкин на заседании. "
[Этот г-н Фомкин*) может "вместе танцевать" с Цискаридзе или Лопаткиной?
Или он умеет обучать будущих танцовщиков основам классического танца? Или тому, как он сам танцевал в Мариинке в 1991/95??
Или он методист - и учит педагогов учить будущих танцовщиков?
Нет, нет и нет! "
А.В. Фомкин - зам. зав. кафедрой № 4 педагогического факультета (МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НЕТИПОВОГО ВУЗА), доцент, кандидат педагогических наук." *)
Или г-н Фомкин запамятовал, что АРБ необходима ее основным работодателям-театрам именно как ипостась вагановского училища - для обучения будущих артистов балета ремеслу и искусству танца.
Интересно, работодатели могут отказаться ими быть?
C сайта АРБ: Мариинский театр - основной работодатель академии. Более 98 % артистов балета труппы Мариинского театра - выпускники академии.
Михайловский театр - один из основных работодателей академии. Более 60% артистов балета труппы Михайловского театра - выпускники академии.
Театр балета Бориса Эйфмана - один из основных работодателей академии. Более 60 % артистов балета труппы театра - выпускники академии.
А если работодатели недовольны .... ].
===
"Худрук АРБ Алтынай Асылмуратова и Алексей Фомкин остались довольны результатами заседания, однако от дальнейших комментариев отказались.<...>
- Идет война, - подытожил Алексей Фомкин."
[Ситуация всё интереснее - и напоминает пресловутое "хвост виляет собакой". Непонятно, но интригует.
То ли Фомкин*) воюет с Цискаридзе,
то ли и.о. проректора*) воюет с и.о. ректора,
то ли зам. завкафедрой*) - с министром.
Или государственный вуз воюет со своим
Учредителем?
Какая прелесть! Какие соблазны ))
А все-таки главное, что не СПб воюет со столицей империи :)))
===
АРБ недовольна своим учредителем? Хочет освободиться от федерального министерства? Хочет освободиться от работодателей? От "рейдерского захвата основным работодателем"?
Предлагаю соломоново решение:)) превратить исполнительский факультет АРБ в вагановское хореографическое училище при минкульте, остальные факультеты оставить академии - но пусть её учредителем станет заксобрание СПб.
В вагановском училище будут обучать основам классического балета, а г-н Фомкин станет (после демократических выборов, разумеется) ректором New АРБ СПб !
===
*) С сайта АРБ -
http://www.vaganova.ru/page.php?id=24&pid=19 "А.В. Фомкин [кандидат педагогических наук, доцент] окончил
Академию Русского балета имени А. Я. Вагановой по классу Ю.И. Умрихина (специальность Хореографическое искусство, артист балета) в 1991 году. По окончании Академии был принят в балетную труппу государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне - Мариинский театр). <...> С 1996 года, работая в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, последовательно занимал должности методиста Учебно-методического объединения, заведующего музеем Академии, декана Педагогического факультета, с 2002 года проректор по учебно-методической работе, заместитель сопредседателя Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области хореографического искусства (УМО).
<...>
Автор 38 научных , включая одну монографию; 3 учебно-методических пособий, автор и соавтор статей, посвященных проблемам совершенствования системы хореографического образования, стандартизации, применения инновационных подходов в образовании.
Список научных статей и работ приведен там же на сайте АРБ -
http://www.vaganova.ru/page.php?id=24&pid=19 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ кафедра №4: МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НЕТИПОВОГО ВУЗА
А.В. Фомкин - зам. зав. кафедрой, доцент, кандидат педагогических наук.
"Заведующая кафедрой: кандидат социологических наук, профессор Вера Алексеевна Дорофеева.
Методист кафедры: Золотарева Анастасия Сергеевна (тел. (812) 710 42 58, 312 17 02, факс (812) 315 53 90, (812) 710 42 58; e-mail: anastasia-zolot@rambler.ru).
Кафедра методики организации образовательного процесса нетипового вуза создана в 1995 г. как подразделение Педагогического факультета. Основными направлениями деятельности кафедры являются:
• преподавание дисциплин, входящих в состав образовательных программ, реализуемых факультетами Академии;
[ В Академии А.В. Фомкин преподает учебные дисциплины: общая теория искусств, история и теория хореографического образования, основы религиозной культуры. -
http://www.vaganova.ru/page.php?id=24&pid=19 ]
• проведение научных исследований по проблемам подготовки артистов балета в соответствии с нетиповым характером и специфическими характеристиками процесса обучения танцовщиков;
• разработка и реализация Концепции профильного нетипового балетного вуза - Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой;
• разработка и реализация Концепции непрерывного образования в хореографическом искусстве;
• разработка междисциплинарных образовательных программ научного исследования хореографического искусства и подготовка (научных, управленческих, педагогических и др.) кадров."
-
http://www.vaganova.ru/page.php?id=142&pid=19 ===
С сайта АРБ. Профессорско-преподавательские составы, советы + UPD -
http://iri-im.livejournal.com/250943.html