Челлини. Закрытие ПФ. Неистовый ВАГ

May 17, 2013 20:58

16 мая, когда Анжелина Воронцова дебютировала в "Жизели" на нуриевском фестивале, а м-ль Смирнова - в ЛО БТ, в БЗК состоялось закрытие 12-го Пасхального фестиваля концертным исполнением оперы "Бенвенуто Челлини". Берлиоз, Гергиев, хор (Андрей Петренко) и СОМТ.
"Троянцев" Берлиоза Гергиев уже привозил. Счастлива, что сумела послушать и эту оперу Берлиоза, столь редко исполняемую на подмостках.

Г. Берлиоз, «Бенвенуто Челлини» oпера в 3-х действиях (с купюрами, концертное исполнение) - http://easterfestival.ru/info/2013/program/?YY=2013&MM=5&DD=16
Бенвенуто Челлини, флорентийский скульптор и ювелир - Сергей Семишкур (тенор)
Асканио, ученик Челлини - Юлия Маточкина (меццо-сопрано)
Папа Климент VII - Геннадий Беззубенков (бас)
Джакомо Бальдуччи, папский казначей - Юрий Воробьев (бас)
Тереза, его дочь - Анастасия Калагина (сопрано)
Фьерамоска, папский скульптор - Андрей Попов (тенор)
Помпео, бандит - Сергей Романов (баритон)
Трактирщик - Андрей Зорин (тенор)
Художники в мастерской Челлини:
Франческо - Дмитрий Колеушко (тенор)
Бернардино - Олег Сычев (бас)

Ответственный концертмейстер - Наталья Мордашова
Педагог-репетитор французского языка - Ксения Клименко
Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер - Андрей Петренко
Дирижер - Валерий Гергиев
===
С Зальцбургского фестиваля 2007, Валерий Гергиев,
постановка, декорации - Филипп Штёльцль - http://www.youtube.com/watch?v=rXXFA3e0luI
UPD 21 мая
Главная»Москва»21 Мая 2013 г.
Не снижая планки
На Пасхальном фестивале показаны оперы Мариинского театра
МАЙЯ КРЫЛОВА - http://www.newizv.ru/culture/2013-05-21/182612-ne-snizhaja-planki.html
===

Днем, в 13 час, давали КИ "Челлини" в МГУ, вечером в 19 - в БЗК. Это безумие. ИМХО!!! Возможно, поэтому полтора действия (т. е. до антракта) только хор доставлял) удовольствие, а у всех что-то не ладилось: Бальдуччи вообще не было, т. е. он был никакой, ноты пел. Характера не было. Калагина старалась. Успешно порой. Семишкур брал силой. Или глоткой? Маточкина-Асканио с ее бархатным меццо только была хороша.
После антракта [действие началось со 2-й картины 2 акта] Семишкур распелся - да так, что наконец я поняла, за что его привечает Мариинка))) Силовой манеры не осталось, свободно льющийся нежный и звонкий голос! [«Seul pour lutter, seul avec mon courage»] Он и Калагина творили чудеса)) [«Teresa!.. Cellini!.. Quand des sommets de la montagne»] Беззубенков безупречен - старая школа, где к "вокалу" непременно прилагается "образ") А у него еще и голос красив) Романова и Сычева не слышала раньше, они в своих нескольких фразах порадовали, первый мягким баритоном, второй звучным басом.
Яркий темперамент Попова образу Фьерамоски никак не соответствует по-моему. С Поповым здесь я так и не определилась :))) Наверное, надо попасть на спектакль. Жаль, что его Нерона все-таки пропустила.
Хор! Хор еще на последнем "Набукко", на новой сцене Мариинки, радовал мощным - для меня, т.е. по сравнению с "Набукко" двухгодичной давности, - качественным скачком ))) Два года тому назад он к хору БТ и не приближался) Сейчас они вдохновенно исполнили такую непростую партитуру Берлиоза. Брависсимо.
Разумеется, была зрительская финальная овация) Кстати, было немало детей, только в начале одиннадцатого родители стали их уводить. Сама я добралась домой после полуночи.
Браво могу повторить применительно ко всем исполнителям этой сложнейшей оперы.
В. А. Гергиеву - очередная сердечная благодарность за фестиваль и его программу)
===
===
Неистовый ВАГ
«АиФ»: - Но вы же понимаете, что при существующем расколе в обществе даже такая инициатива со стороны власти может вызвать массу критики и споров…
В.Г.: - Ну так давайте консолидируемся и решим сообща хотя бы одну из проблем! В конце концов это касается наших детей, будущего нашей культуры! Пусть на открытии Олимпиады в Сочи запоёт хор из тысяч голосов! Пусть весь мир это услышит! Да, вбухали в эту Олимпиаду много денег. Ну что теперь причитать? Пусть хотя бы рождение грандиозного сводного хора станет одним из оправдывающих факторов таких высоких затрат. Сейчас важно использовать момент и принять самые здравые решения, чтобы всё это оправдать и укрепить фундамент культурного и спортивного будущего страны.
===
9 мая 2013, 08:35 | Культура | Ярослав Тимофеев
Валерий Гергиев приучит детей петь хором


"За три дня худрук Московского Пасхального фестиваля Валерий Гергиев пять раз исполнил кантату Перголези Stabat Mater с детскими хорами из провинциальных городов. Таков один из первых его проектов на посту председателя Всероссийского хорового общества, воссозданного в 2013 году. Гергиев решил использовать «служебное положение» для восстановления некогда густой сети региональных детских коллективов: отправляясь на гастроли с Мариинским оркестром, он ставил обладминистрациям условие - собрать к его приезду сводный хор и разучить латинское песнопение XVIII века. С задачей справились пять городов из восьми: Смоленск, Брянск, Курск, Тула и Калуга"

Читайте далее [этот текст]
- У нас утеряны хоровые традиции. В городе, где живет 300-500 тыс. человек, собрать детский хор из ста человек оказалось нелегко, - признался «Известиям» Валерий Гергиев. - Это проблема. Но лучше ее обнажить, чем спрятать. 20 лет всë это гибло, и люди делали вид, что ничего не происходит.

На разведку был заранее отправлен руководитель московской Капеллы имени Юрлова Геннадий Дмитряк, порепетировавший с каждым из хоров. Сам Гергиев впервые знакомился с коллективами за полчаса-час до концерта.

- Дети, не пугайтесь: темпы будут быстрее, чем мы учили, - настраивали слегка напуганных девчонок местные хормейстеры.

Несмотря на цейтнот, эксперимент удался - не только в количественном, но и в качественном отношении. Хоры справились и с партитурой, и с латынью, и с нестандартной дирижерской техникой Гергиева. Только детские обмороки пару раз создавали бреши в стройных хоровых рядах.

Когда тебе 10-12 лет, и Гергиева ты видел только по телевизору, полчаса на сцене рядом с легендарным музыкантом могут стать решающим стимулом к выбору профессии. Но Валерий Абисалович не готов довольствоваться надеждой на это: он хочет, чтобы хоры, выставленные к приезду высокого гостя, не оставались потемкинскими деревнями, а продолжали действовать самостоятельно.

- Мы даем первый толчок, после которого каждый коллектив начинает жить собственной жизнью. Через года-полтора встречаемся еще раз, - планирует Гергиев.

Есть у него и более глобальная idée fixe - вернуть уроки пения в общеобразовательный школьный курс по всей стране. Об этом Гергиев недавно говорил на президентском совете по культуре. Проблема в том, что и так уже раздутое число обязательных школьных часов увеличивать некуда. Значит, ради хора нужно чем-то жертвовать. Как рассказал «Известиям» Геннадий Дмитряк, во Всероссийском хоровом обществе считают, что пожертвовать надо часом иностранного языка. Что ж, латынь в кантате Stabat Mater или хотя бы английская кэрол - чем не замена сухой зубрежке на уроках иняза?
: http://izvestia.ru/news/550068#ixzz2TdUWfuda
===
7 мая 2013, 19:49 | Культура | Ярослав Тимофеев
Один день Мариинского оркестра - http://izvestia.ru/news/549997
[текст полностью]
Корреспондент «Известий» сопровождает Валерия Гергиева и его коллектив в спецпоезде Пасхального фестиваля

Фото: Пресс-служба Московского Пасхального фестиваля/Александр Шапунов

Про трудоспособность оркестра Мариинского театра давно слагают легенды: кто-то объясняет «живучесть» музыкантов гигантскими зарплатами, кто-то подозревает их в употреблении допинга, кто-то говорит, что причина в управленческих талантах Валерия Гергиева. Так или иначе, в этом году мариинцы бьют собственные рекорды: на Пасхальном фестивале они дают по 2-3 концерта в сутки в разных городах.

В ночь после Пасхи, сразу после парадного концерта в Большом зале Московской консерватории, оркестр отправился на юго-запад страны. На следующее утро спецпоезд РЖД с фестивальной символикой остановился на вокзале Смоленска.

Фото: Пресс-служба Московского Пасхального фестиваля/Александр Шапунов

Всесильного худрука трехглавого петербургского театра Валерия Гергиева непривычно видеть на сцене крошечной старинной залы, в которой почти два столетия назад выступал отец русской музыки Михаил Глинка. Оркестр-трансформер тут же приспособился: «Жар-птицу» Стравинского сыграли с девятью первыми скрипками вместо положенных 16, а ударные разместились прямо в зале, рядом с оглушенными слушателями. Зал был полон уже на репетиции, начавшейся в 9.00 утра.

- Дети три часа из райцентра ехали, куда же мы их денем, - объясняли организаторам местные. - Пусть послушают два раза.

Фото: Пресс-служба Московского Пасхального фестиваля/Александр Шапунов

Приятный когнитивный диссонанс от лицезрения одного из топ-оркестров мира на узкой смоленской сценке усиливался благодаря присутствию детского хора. Это новое увлечение Валерия Гергиева, избранного недавно председателем Всероссийского хорового общества. Совмещая полезное с очень полезным, он поставил обладминистрациям условие: приеду, если на сцене будут стоять юные хористы. Детей (точнее, девочек, видимо, смоленские мальчики со времен Глинки петь разучились) собрали со всего города. Худрук столичной Капеллы имени Юрлова Геннадий Дмитряк заблаговременно был отправлен в разведку, а Валерий Гергиев впервые увидел своих партнерш по сцене за час до концерта. С кантатой Stabat Mater Перголези девочки справились достойно, благо что безвибратный детский звук создавал ощущение аутентичности не хуже, чем барочная вокальная техника специально обученных взрослых.

Фото: Пресс-служба Московского Пасхального фестиваля/Александр Шапунов

Сразу после концерта-утренника - более обстоятельный концерт-полдник в драмтеатре. Все обязательные атрибуты тут как тут: и взволнованная городская интеллигенция, и заздравное поминание губернатора (в отличие от музыкантов, по имени-отчеству), и картина от него в подарок маэстро.

Еще не совсем проснувшийся оркестр («здесь все становятся совами», - признался «Известиям» один из музыкантов) играл неважно. В «Светлом празднике» Римского-Корсакова трубы убежали вперед, в «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова сфальшивил даже концертмейстер, благо что внимание публики было сконцентрировано на скоростной игре Дениса Мацуева. Гергиев несколько раз вздыхал, отворачиваясь от согрешивших солистов.

Фото: Пресс-служба Московского Пасхального фестиваля/Александр Шапунов

Реванш был взят тем же вечером в Брянске. Здесь и детский хор был побольше, и зал попросторней, и в подарок от губернатора была уже не картина, а икона. Оркестр повторил утреннюю программу на порядок лучше, достигнув захватывающего дух напряжения перед финалом «Жар-птицы» и разлив ослепительный свет в самом ее конце. То, что для мариинцев три концерта в день - не только гастрольный «чëс», но и работа над ошибками, - многого стоит.

В 12 часов ночи поезд должен тронуться дальше, но все знают, что этого не произойдет. Для пасхального состава расписание - лишь эскиз, окончательные линии в котором чертит Гергиев. А в его графике - не только концерт, но и встреча с губернатором почти в каждом регионе. Привыкшие машинисты умудряются незаметно компенсировать гергиевские опоздания.

1.30 ночи, состав отправляется. Подъем будет в полвосьмого. Завтра мариинских кочевников ждут в Белгороде, Курске и Орле.

===
"Концерт, назначенный в отреставрированном Театре драмы имени Федора Волкова на 19 часов (все концерты фестиваля начинались максимум в 18.30), стартовал с опозданием на полчаса. Хотя чартерный поезд маэстро Гергиева, везущий Пасхальный фестиваль из Костромы, опоздал на все два часа. Но в этом весь Гергиев: шагнув с перрона на сцену, маэстро за 40 минут отрепетировал двухчасовую программу и тут же исполнил ее уже при слушателях.
Этот вечер маэстро полностью посвятил 140-летию со дня рождения Сергея Рахманинова. В программе - «Колокола» и Вторая симфония. Свой выбор Валерий Гергиев объяснил просто.

- Наследие Рахманинова должно жить в России и отсюда растекаться по другим странам. Для этого в свое время мог что-то сделать внук композитора, Александр Рахманинов, и я ему это предлагал. Не могу сказать, что мне удалось его убедить. Но нас ничто не остановит, - заявил маэстро.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/550156#ixzz2Te2SQQ7K "
===
Валерий Гергиев: «У нас имя Чайковского для кого-то - пустой звук» - http://www.aif.ru/culture/article/63097?test=1
Автор: Сергей Грачёв Опубликовано 15 мая 13 (0:05)Статья «На пороге перелома» из номера: АИФ №20

===
UPD 26/05/13 Интервью. Звёзды оперы: Сергей Семишкур
Ольга Юсова, 25.05.2013 в 17:38 - http://belcanto.ru/13052501.html

СОМТ, "Бенвенуто Челлини", В. А. Гергиев, Хор, ПФ, СМИ, Берлиоз, интервью

Previous post Next post
Up