Первый спектакль на новой сцене. 2 мая 13:30, МТ-2. "Иоланта". "Дочь короля Рене, слепая Иоланта", когда-то рождественский одноактовик П. И. Чайковского, дополнение к двум актам "Щелкунчика" - "Я напишу такую оперу, что все плакать будут". Ныне это испытание для техники вокала, для ума и для сердца сопрано, тенора, баса, двух баритонов и хора. Дирижера и оркестра. Этот один почти никому не поддающийся акт, который "режиссеры" сводят к акту на полу, наивно обрамляя его черно-белой символикой с красным розаном. Глаза надо было закрыть - и слушать. Оркестр Гергиева, Анну Юрьевну, тенора, Алексея Маркова - всех. [cast] Дирижер Валерий Гергиев В главных партиях Рене, король Прованса - Сергей Алексашкин Роберт - Алексей Марков Граф Водемон - Сергей Семишкур Эбн-Хакиа - Эдем Умеров Иоланта - Анна Нетребко - http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2013/5/3/3_1330/ Дирижера уважаю, люблю) Но никак не ожидала такого проникновенного Чайковского. Таинственного - и простодушного, прозрачного - и смятенного, возвышенного и ликующего. Конечно, я счастлива тем, что слышала "Иоланту" в таком выдающемся исполнении. Темные бархатные обертоны сопрано Анны Юрьевны, появившиеся у нее до-после рождения сына, все-таки исчезли. Может быть, это к лучшему) У ее Иоланты на Соборной площади мы их еще слышали. Они придавали её теплому насыщенному тембру "тайну тропической ночи") Околдовывали до оцепенения) Баритон Маркова звучен, несмотря на несколько сглаженный, шелковый тембр. Умный певец: ария Роберта проявляет глупость почти так же, как баллада "Три карты" Томского)) Акустика в зале МТ-2 хороша, хотя на ярусах мне не довелось послушать. В зале она не показалась ни жесткой, ни сухой. Возможно - великолепная акустика. Сложно только упиваться звуками и не смотреть на сцену) Потом, во время овации, уже не опасно было любоваться исполнителями)
Поклон. Не помню, какой по счету. Очередной)
Вот и герцог с графом, т. е. Марков и Семишкур:
Черное галифе, как все должны сразу сообразить, в постановке Трелиньского представляет короля Рене.
Умиляют режиссеры, возомнившие себя ровней композиторам, чьи оперы волнуют души людей даже не десятилетия - века. Ну что они могут, эти "режиссеры"? Из множества вариантов ( музыку не передать словами, это ее привилегия ), из множества оттенков чувств каждый человек выбирает близкое себе, - "режиссёры" самодовольно материализуют свои мечты, свое миропонимание - но кому они интересны? Кому интересна их эгоистическая материализация музыки, их пошлые метафоры? Кому интересен внутренний мир Трелиньского, или Серебренникова, или Чернякова? Тем, кто жаждет сотворить из них кумира? Или наоборот, композитора-кумира свергнуть с пьедестала?)) Чтобы увидеть, надо захотеть прозреть === YT. Anna Netrebko & Rolando Villazon - Iolanta (Tchaikovsky) Без Гергиева, увы.
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=8MIm95N7L00#! === === И все-таки "Рыцарь, что такое свет?" - это вопрос Иоланты в ответ на "познавать свет Божий" Водемона : свет, он же мир. Непереводимая игра слов, логике здесь не место) Упорно Семишкур поет "познавать мир Божий" - ВАГ того требует? Я против) [дуэт текст]ВОДЕМОН Бедняжка!.. Скажите мне, Ужели никогда, Хоть изредка, вам мысль не приходила, Что грозная, жестокая судьба Вас дара драгоценного лишила? Ужели вы не знали, для чего У вас блестят безжизненные очи?
ИОЛАНТА Зачем глаза даны мне? Для того, чтоб плакать...
ВОДЕМОН Плакать в вечном мраке ночи!..
ИОЛАНТА Ужели ты не знаешь, что от слез Печаль проходит легче и быстрее? Так все в природе после летних гроз Становится душистей и бодрее.
ВОДЕМОН О, значит нет в твоей груди желанья Увидеть свет и славу мирозданья?
ИОЛАНТА Что значит видеть?
ВОДЕМОН Познавать свет Божий.
ИОЛАНТА Рыцарь, что такое свет?
ВОДЕМОН Чудный первенец творенья, Первый миру дар Творца, Славы Божьей проявленье, Лучший перл Его венца! Солнце, небо, звезд сиянье Наполняют мир земной, Всю природу и созданья Несказанной красотой! Кто не знает блага света, Тот не может жизнь любить Божий мир во мрак одетый, Должен сердцу чуждым быть! Им познал я, недостойный, Вас, о, дева красоты, Стан ваш девственный и стройный, Образ милый и черты, Да, он первенец творенья, Лучший миру дар Творца.
ИОЛАНТА Ты говоришь так странно! Я не знаю, что со мной. Никогда такого счастья Не испытала я... Но ты ошибся, нет, нет, нет! Чтобы Бога славить вечно, Рыцарь, мне не нужен свет: Благость Божья бесконечна, Ей нигде пределов нет! В жарком дне, в благоуханьях, В звуках и во мне самой, Отражен во всех созданьях Бог незримый и благой! Можно ль видеть щебетанье Птички в розовом кусте, Или сладкое журчанье Быстрой речки на песке?
ИОЛАНТА Можно ль видеть в небе грома рокот дальний, или трели соловья, колокольный звук хрустальный, голос твой, твои слова? Но, чтоб знать красу вселенной, Рыцарь, мне не нужен свет. Но чтобы стать как ты, хотела б я узнать свет солнца. Я б хотела видеть солнце, видеть яркий свет дневной;] чудный дар природы вечный, дар бесценный и святой, дар бесценный, дар святой!
ВОДЕМОН Да! Правда! Правда! Благость Божья бесконечна, если мир и в мрак одет! То правда! То правда! О, ты права, в твоей груди сияет правды светоч, и перед ним наш свет земной и преходящ и жалок. Да, тебе не нужен свет, чтоб познать красу вселенной! Жизнь природы неизменна, если мир и в мрак одет, если мир и в мрак одет! http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:http://www.murashev.com/opera/Iolanta_libretto_Russian