Le fils de l'homme - "Пиковая дама" на ЗМ

Apr 03, 2013 10:45

Le fils de l'homme - "Пиковая дама" на ЗМ
"Я помню свое изумление, когда впервые увидел шахматную доску, фигуры на ней. Пугающее впечатление! Нотные листы, где таинственные знаки обозначали звук и не были словами!"- Магритт.
На спектакль ЗМ, привезенный из астраханского нового оперного театра, я отправилась бы в любом случае: небогатые "провинциальные" оперные театры сейчас радуют и поражают чаще, чем гибнущий от денежного изобилия БТ. Интерес к астраханской постановке подогрел вопль восторга на operanews:
«Это не „Пиковая дама“... Только её образ»
===
Так вот: и я все еще воплю от восторга. ... От этого образа "Пиковой дамы" Чайковского, созданного в Астрахани, показанного 2 апреля на фестивале "Золотая маска". Режиссеру и постановочной группе, дирижеру и оркестру, хору - брависсимо. Подробности постановки - в рецензии Матусевича.
Наконец-то попала в оперный театр, где зритель вовлечен в мир искусства, где режиссер, дирижер и композитор - единомышленники.
А не в осточертевшую "режоперу", навязывающую публике куцые мысли режиссёра)


«Пиковая дама» - воплощенная в звуках навязчивая идея. Искренность, глубина чувств и непостижимость - покоряют в ее лихорадочном музыкальном потоке. Из стремления обдать холодом бурлящую пучину «Пиковой дамы» возникли ассоциации с картинами Рене Магритта: падающие с неба «германы»; влюбленные в платках, закрывающих лица; комната, заполненная распустившейся красной розой; скульптурные элементы в человеческих фигурах. Его полотна пронизаны напряжением и тревогой, переходящими в страх предчувствия катастрофы. Партитура Чайковского и образы Магритта с равным вероломством вторгаются в память и сердце. Сюрреалистическое сочетание несочетаемого провоцирует возникновение парадоксального единства музыки и визуального ряда. - Константин Балакин, режиссер постановки. http://www.goldenmask.ru/spect.php?id=898&cat=2&snom=1&year=19

===
http://www.goldenmask.ru/pers.php?id=879&year=19&cat=2&nom=-2
Номинация: опера, спектакль
лучшая работа дирижера Валерий Воронин
лучшая работа режиссера Константин Балакин
лучшая женская роль Елена Разгуляева
лучшая работа художника по костюму Елена Вершинина
лучшая работа художника по свету Ирина Вторникова
===
===
простотак - напамять: [Магритт писал] Магритт писал: "Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Это всегда тайна. ...Возможно, сам психоанализ - лучшая тема для психоаналитика". Вот почему мастер упорно отказывался именовать себя "сюрреалистом". Он охотно принимал характеристику - "магический реалист". Считается, что "магический реализм" как разновидность бельгийского романтизма восходит к искусству великого И. Босха. На Магритта творчество старого мастера тоже имело плодотворное влияние. Его увлекала непостижимая способность Босха переводить на язык художественных образов сложнейшие библейские, алхимические, астрологические и фольклорные символы.
===
"Я помню свое изумление, когда впервые увидел шахматную доску, фигуры на ней. Пугающее впечатление! Нотные листы, где таинственные знаки обозначали звук и не были словами!". Вот одна небольшая ранняя работа художника - "Заблудившийся жокей", ставшая его творческим манифестом. Всадник, несущийся во весь опор на взмыленном коне, заблудился в ирреальной роще из огромных шахматных фигур, расписанных нотными знакам
Рене Магритт - Заблудившийся жокей - http://www.yourdreams.ru/gallery/pages/rene-magritte-the-lost-jockey.php

===
картины - http://www.bertranrussel.narod.ru/Magritt.html
био - http://www.yourdreams.ru/gallery/pages/rene-magritte-1.php
Рене Магритт - Фокусник (Автопортрет с четыремя руками) - http://www.yourdreams.ru/gallery/pages/rene- magritte-the-magician.php
Сам художник подробно изложил свой творческий метод в работе "Страница с натуры" (1952). "Я беру произвольный предмет или тему в качестве вопроса, - писал он, - и затем принимаюсь за поиски другого объекта, который мог бы послужить ответом. Чтобы стать кандидатом на ответ, искомый объект должен быть связан с объектом-вопросом множеством тайных связей. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается". И еще: "Для меня мысль изначально состоит только из видимых вещей, и она сама может стать видимой, благодаря живописи". - http://www.yourdreams.ru/gallery/pages/rene-magritte-1.php

Магритт писал: «Слово не выражает суть явления. Нет никакой связи между образом и его словесным выражением. Вообще, слова не несут никакой информации о предмете, который описывают. Деревья, которые мы видим, точно так же видят нас. Они живут вместе с нами. Это - свидетели происходящего в нашей жизни. Они скрывают множество тайн. Потом из дерева делают гроб, дерево возвращается в землю. Храня наш прах и становясь прахом. Назвать образ дерева «дерево» - ошибка, случай неверного определения. Образ независим от предмета, который он представляет. То, что возбуждает нас в нарисованном дереве, - не имеет никакого отношения к дереву реальному. И наоборот. То, чем мы наслаждаемся в реальной жизни, оставляет нас холодными в изображении этой прекрасной реальности. Не надо путать реальное с сюрреалистическим и сюрреалистическое с подсознательным».
http://www.khulizhniki.com/forum/post.aspx?p=3913

===

"Между словами и вещами можно создать новые связи и уточнить некоторые свойства языка, обычно игнорируемые в повседневной жизни".

"Иногда имя предмета занимает место изображения. Слово может занять место предмета в реальности. Изображение может занять место слова в предложении"

"На картине слова состоят из того же вещества, что и изображения. На картине мы иначе видим слова и изображения"

"Только мысли присуще сходство. Она наделяется сходством с тем, что видит, слышит или знает, она становится тем, что дарит ей мир. Она невидима в точности так же, как удовольствие или страдание. Но живопись привносит сложность: есть мысль, которая видит и которая может быть описана зримым образом".
=
http://ec-dejavu.ru/m/Magritte.html
===
Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон ("Фальшивое зеркало", 1935; "Ключ к пространству", 1936; "Прекрасный мир", 1962).
http://smallbay.ru/magritte.html
===
Сын человеческий 1964 - http://lifeglobe.net/x/entry/887/19_rene_magritte.jpg
Империя света 1954 - http://lifeglobe.net/x/entry/887/0_3448_10cb351d_XL.jpg
Прекрасный мир 1962 - http://ec-dejavu.ru/m/magritt_6.html
Человеческий удел 1955 - http://lifeglobe.net/x/entry/887/image00009a.jpg
(состояние человека) - Рене Магритт - Состояние человека
Голконда - http://garageccc.com/uploads/event_image_medium/w/t/1076.jpg?1361971004 (Дождь - http://lifeglobe.net/x/entry/887/07_rene_magritte.jpg)
Окно - http://lifeglobe.net/x/entry/887/20_rene_magritte.jpg
Ностальгия - http://assets2.lookatme.ru/assets/article_image-image/e0/1a/151899/article_image-image- article.jpg
голос ветров - http://assets3.lookatme.ru/assets/article_image-image/85/69/151900/article_image-image- article.jpg
трудный переход - http://assets2.lookatme.ru/assets/article_image-image/ae/e4/151917/article_image-image- article.jpg
===
Картина “Карт-бланш” или “Препятствие пустоты”

“Видимые вещи могут быть невидимыми. Если, к примеру, некие люди едут верхом через лес, то сначала видишь их, потом - не видишь, но знаешь, что они там. В картине “Карт-бланш” наездница заслоняет собою деревья, а они заслоняют ее. Однако наша сила мышления объемлет и зримое, и незримое, и я при помощи живописи делаю мысли видимыми” ©Рене Магритт

http://lifeglobe.net/blogs/details?id=887
===
картины магритта - http://www.if-art.com/pgallery/awork/rmagritte.html
[Нарваться на интерпретацию г-на Коробова не хотелось. А придется 25 апреля]

===

===
Оркестр хорош, хор изумительный, солисты не испортили впечатления от постановки, хотя волнение чувствовалось. "У Канавки" Лиза была просто замечательна: теплый, нежный, гибкий, сильный, выразительный голос!
Брависсимо!

"Золотая маска", "Пиковая дама", опера, брависсимо

Previous post Next post
Up