Умер Ролан Пети

Jul 11, 2011 13:44

Во Франции умер 87-летний хореограф и танцор Ролан Пети, сообщает 10 июля Agence France-Presse.

Пети с 1940 года выступал в кордебалете Парижской оперы. В 1945 году он стал главой балетной труппы парижского Театра Сары Бернар, а в 1948 году основал новую труппу "Балет Парижа". Пети создавал постановки для известных танцоров, таких как Майя Плисецкая и Михаил Барышников. Он прославился постановками "Юноша и смерть", "Кармен", "Призрак оперы" и другими.

В 1965 году Пети получил французский Национальный орден за заслуги в области литературы и искусства, в 1974 году - Орден Почетного легиона, в 1975 году - главную Национальную премию Франции в области литературы и искусства. В 2001 году после постановки "Пиковой дамы" в Большом театре в Москве хореограф стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации.
http://lenta.ru/news/2011/07/10/peti/
===
rip

===
http://www.gazeta.ru/culture/2011/07/11/a_3691605.shtml


Вчера, 10 июля, на 88-м году жизни от лейкемии скончался танцовщик и один из величайших хореографов мира Ролан Пети.

Пети родился в 1924 году, и уже в раннем детстве проявилось его увлечение танцем. Эту страсть не разделяли его родители - они даже отправили сына на пару лет в пансион при монастыре. Все было тщетно: Пети проводил свободное время в кино на фильмах с Фредом Астером. В общем, страсть изжить не удалось, и отец, владелец пивной в центре Парижа, отвел мальчика на вступительные экзамены в школу при Гранд-опера. Отбор был строгий: в ученики принимались только трое претендентов, показавшие лучшие результаты; 9-летний Пети стал вторым.

В 16 лет он закончил обучение и был принят в кордебалет оперы; тогда же Пети создал свою первую постановку с участием Жанин Шарра - впоследствии она стала знаменитой балериной. Именно тогда отец смирился с профессией сына и даже начал выделять деньги на постановки. Мать Пети, дизайнер по профессии, которая ушла из семьи за несколько лет до дебюта сына на сцене Парижской оперы, также не осталась в стороне от его занятий танцем: по его просьбе она разработала модель балетной обуви Repetto.

Эта марка, которая выпускает и балетную одежду, существует и поныне: в ней танцевали Рудольф Нуреев и Морис Бежар, её закупает Мариинский театр, да и модницы всего мира давно таскают эти балетки не только на подмостках. Но вернемся к Ролану Пети.

Так получилось, что его дебют в большом балете совпал с началом немецкой оккупации Франции, и не заметить этого даже молодому и увлеченному танцем юноше было сложно. В своих воспоминаниях Пети описывал, как вместе с отцом спасал балеруна-еврея. Несмотря на оккупацию, развивалась и карьера: в 1943 году он получил первую сольную партию в балете знаменитого Сержа Лифаря «Любовь-волшебница». А год спустя, когда Лифаря обвинили в коллаборационизме (позже обвинение было снято), Пети вслед за своим кумиром покинул Оперу, чтобы вернуться лишь через 20 лет: в 1965 году он поставил экспериментальный «Собор Парижской богоматери» на музыку Мориса Жарра и даже недолго проработал руководителем этого уважаемого театра.

Но и после ухода из Парижской оперы он без работы не остался. Меньше чем через год Пети поставил свой первый большой балет «Комедианты» и создал собственную труппу «Балет Елисейских Полей», с которой в 1946 году сделал «Юношу и смерть» на музыку Баха по либретто Жана Кокто. В конце 40-х он создал еще одну труппу, «Балет Парижа», в которую он пригласил английскую балерину Марго Фонтейн. Впрочем, со знаменитостями Ролан Пети не прекращал работать никогда. Он сотрудничал с великим маргиналом-шансонье Сержем Гейнсбуром, модельером Ивом Сен-Лораном, скульптором Сезаром Бальдаччини (давшим имя премии французской киноакадемии), Пабло Пикассо, с французскими и американскими кинорежиссерами. Всего Ролан Пети поставил несколько десятков балетов в самых известных театрах Европы и Америки, в 1972 году основал Марсельский балет, которым руководил бессменно 26 лет: в нем он поставил такие спектакли, как«Кот в сапогах» и «Pink Floyd» на музыку одноименной группы.

Его деятельность отмечена национальными премиями и наградами Франции, а в 1974 году стал кавалером ордена Почетного легиона. Но признание ждало его не только на родине.

Невероятная активность Пети связала его в какой-то момент и с российским балетом. Еще в начале карьеры в школе Оперы его учителями были русские танцоры, он работал с «русским французом» Лифарем, который в 20-е годы был солистом «Русского балета» Сергея Дягилева. С годами эта связь только крепла. В 1967 году Пети пригласил Нуреева танцевать в своем спектакле «Потерянный рай» в лондонском «Ковент-Гардене», а Марсельский балет начался с постановки балета о Владимире Маяковском. У него танцевали Майя Плисецкая в «Больной розе» и Михаил Барышников в «Пиковой даме», Екатерина Максимова и Владимир Васильев в «Голубом ангеле». А в 1978 году Пети поставил в ленинградском театре имени Кирова, ныне «Мариинке», свой «Собор Парижской богоматери».

В 2002 году Ролан Пети стал единственным иностранным лауреатом Государственной премии РФ за постановку в Большом театре балета «Пиковая дама» на музыку Чайковского. Там же, в Большом, в 2004 году Пети поставил спектакль «Секреты балета: Ролан Пети рассказывает», в котором его артисты показали воспоминания мастера с помощью отрывков из его спектаклей.

В прошлом году Ролан Пети снова вернулся в свою родную Оперу и поставил на её сцене свои классические балеты «Юноша и смерть», «Встреча» и «Волк».

«Балет делается хореографом и танцорами, поровну. Талантливый хореограф ничего не сможет сделать с артистом, который его не понимает, и наоборот. В хореографии, как и в любви, должно быть двое», - говорил Пети, объясняя свой творчески метод, принесший ему славу. Этот принцип он доказал на собственном опыте. Он и его будущая жена французская балерина Зизи Жанмер вместе учились в балетной школе, вместе пришли в труппу Оперы, с ней Пети поставил «Кармен», которую в его сценографии неоднократно ставили ведущие театры мира.

Тeги: Ролан Пети

Читать полностью:http://www.gazeta.ru/culture/2011/07/11/a_3691605.shtml

===
http://www.kommersant.ru/doc/1676611


Всемирный балетмейстер
Умер Ролан Пети




Фото: ИТАР-ТАСС



Вся галерея
 4

Некролог

В Женеве в возрасте 87 лет скончался великий французский хореограф Ролан Пети.

В балет Пети попал случайно. Его отцом был владелец парижского бистро. В этом самом бистро один из посетителей, выслушав рассказ о том, какой интерес к изящным искусствам проявляет его девятилетний сын, посоветовал отдать мальчика в балетную школу Парижской оперы. Он стал "крысенком" - так себя тогда называли тамошние ученики. Во время учебы Пети познакомился с Жаном Кокто. Этот момент, ставший для него очень важным, в интервью "Ъ" Пети описывал так: "Меня вызвали на радио, чтобы спросить маленького "крысенка", как он в этой атмосфере себя чувствует. Я всегда был любопытен, а потому попросил у Кокто автограф. Он мне сказал: "Пожалуйста, приходите ко мне, я живу на пляс де ля Мадлен". Я с тех пор стал бывать у него очень часто. Там я встретил молодых актеров, музыкантов, художников, я рос в удивительной атмосфере. Я видел, как мимо нас течет река времени. Мое любопытство дало мне ключ к театру, балету, открыло для меня все двери".

По окончании школы Пети взяли в кордебалет. Неоклассицистские постановки Сержа Лифаря, художественного руководителя Парижской оперы, показались ему слишком ходульными и патетичными. Общение с Кокто и его выдающимися друзьями наполнило Пети уверенностью в себе, а также дало необходимую поддержку, иначе как бы еще 21-летний танцовщик, ушедший из Парижской оперы, смог бы создать собственную труппу? Тут, правда, помог и отец, чуть ли не заложивший ради сына свое предприятие.

Аристов в новую труппу Пети в основном вербовал из оперы, но ставить он стал совсем в другом стиле. Его можно назвать балетным неореализмом, в котором по аналогии с неореализмом кинематографическим на сцене появились нищие комедианты, апаши, проститутки, прочие деклассированные элементы. Уже через год при помощи Кокто он поставил один из главных своих балетов - "Юноша и Смерть". Герой этой пластической мимодрамы был типичным персонажем Кокто: неприкаянный художник, обреченный на неразделенную трагическую любовь и мучимый экзистенциальным выбором между обманами жизни и истиной небытия. Балет оказался долгожителем, обе роли сделались неотразимо желанными: каждое поколение с тех пор рождало своего Юношу, влюбляющегося все в ту же доступно-недоступную Смерть.



Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ
Труппа Пети существовала с переменным коммерческим успехом, но ее руководитель становился все более и более важной для французского балета персоной. Этого не могли не заметить и в Парижской опере, с которой Ролан Пети уже давно попрощался. По ее заказу в 1964 году он поставил свой второй шедевр - "Собор Парижской Богоматери". Вообще-то хореограф задумывал "что-то ужасное в духе Франкенштейна", но, наткнувшись в одной из книжных витрин на собрание сочинений Виктора Гюго, решил, что для готического балета сюжет "Собора" подходит идеально: "И монах есть, и Эсмеральда, и Квазимодо". Молодой кутюрье Ив Сен-Лоран, давний приятель и соратник Ролана Пети, одел средневековых горожан по моде шестидесятых. На премьере роль Квазимодо исполнил сам Пети: превосходный актер, он не мог упустить заманчивую возможность станцевать контраст между отвратительной внешностью и нежной душой бедного горбуна. Успех был ошеломляющим. Пети даже предложили стать арт-директором оперы, но на этом посту он не задержался. Работать в таких солидных структурах у балетмейстера получалось плохо, с куда большим удовольствием он занимался ревю, работал с мюзик-холлами и кабаре. Впрочем, французские власти не могли допустить, чтобы такой выдающийся автор растрачивал себя по мелочам. И в 1972 году Ролан Пети получает в свое полное распоряжение балет Марселя. Здесь его первой постановкой стал спектакль "Зажгите звезды!" - о Маяковском. На него балетмейстера вдохновило знакомство с Лилей Брик. Красные прожектора били в нем так сильно, а красные же знамена развевались так яростно, что во Франции зрители чуть не передрались, а в Советском Союзе Екатерина Фурцева сказала: "Таких историй нам здесь не надо".



Фото: Павел Смертин, Коммерсантъ
Марсельской труппой Пети руководил до 1997 года, сделав ее практически авторской. И в пору работы с ней он делал постановки по всему миру, а оставшись без постоянного места, переключился на них полностью. Особое место для него занимала работа в России. С нашими танцовщиками он работал и раньше - в 1973 году в "Больной розе" танцевала Майя Плисецкая, в 1987-м в парижском Дворце спорта в "Голубом ангеле" на сцене были Максимова и Васильев. А в 2001 году он сделал в Большом театре новую "Пиковую даму" (в ранней версии этого балета Германна танцевал Михаил Барышников, отказавшись, впрочем, крутить любовь со старухой-графиней, в Москве же Пети сделал все так, как хотел). Балет получил все возможные "Золотые маски", а сам Ролан Пети еще и стал обладателем Госпремии, которая впервые досталась иностранцу. С Большим Пети до конца жизни сохранил самые лучезарные отношения (чего не скажешь о его совершенно несложившемся романе с Мариинкой). Год назад он поставил "Юношу и Смерть" для молодого премьера Ивана Васильева, с ним же он хотел показать в Москве свою "Арлезианку", собирался приехать на открытие исторической сцены и даже, быть может, поставить что-то совсем новое, но этим планам уже не осуществиться.

Отдел культуры

rip, ВП

Previous post Next post
Up