БТ, премьера, для детей

Dec 10, 2012 13:37


21.12.2012
Грядет премьера «Мойдодыра»!


Эскиз декорации А. Севбо.

В репертуаре Большого появится новый детский балет.

http://bolshoi.ru/about/press/articles/2012/2368/

Победителем конкурса на лучшее либретто стал Геннадий Малхасянц (1937-2008), но
успел написать только содержание первого акта, его кончина не позволила ему дождаться
результатов первого тура. Второй акт либретто Ефрем Подгайц дописывал
самостоятельно, практически вслепую. Юрий Смекалов, ознакомившись с либретто и с
музыкальным материалом, решил написать новую сказку-триллер, где и появились
эксцентричные персонажи, такие, как Генерамылиус, Котобенок (Кот-ребенок),
Волшебник (Чуковский), Чистюля (внучатая племянница Чуковского), Крокодядя,
Солдачисты.
В «МОЙДОДЫРЕ» танцуют Мария Александрова, Екатерина Шипулина, Нина Капцова,
Анастасия Сташкевич, Кристина Кретова, Анастасия Меськова, Дарья Хохлова, Виктория
Литвинова, Юлия Лунькина, Дмитрий Гуданов, Руслан Скворцов, Семен Чудин, Вячеслав
Лопатин, Артем Овчаренко, Андрей Болотин, Виталий Биктимиров, Денис Савин,
Алексей Матрахов, Александр Смольянинов, Игорь Цвирко и др
Содержание - http://www.bolshoi.ru/performances/585/libretto/
===
UPD 14 дек 2012
Ещё: Интервью Юрия Смекалова Наталье Шадриной
http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/2012/2374/
[текст интервью]*******
21.12.2012
Юрий Смекалов, в прошлом успешный артист театра Бориса Эйфмана, а ныне Мариинского театра, и весьма ярко пробующий свои силы на балетмейстерском поприще, впервые ставит и большой балет, и в Большом театре. Это «Мойдодыр» - детский спектакль по знаменитому литературному первоисточнику. Такого спектакля не было давно, его все ждали. Как и его создателя, которого мы представляем на нашем сайте.

- Это ваш первый полнометражный балет - и сразу детский. Не слишком много риска для дебюта?
- Вы правы, спектакль для детей труднее ставить, чем для взрослых. Однако это не сугубо детский балет.

- А что там будет для взрослых? Как известно, советская власть нападала на Чуковского, пытаясь отыскать у него крамольные подтексты. Не было соблазна предпринять подобные поиски?
- Нет. Хотя мы и бросили взгляд в прошлое, но совсем по другой причине. Волшебник - герой, который управляет всем происходящим, - носит черты самого Чуковского. И действие разворачивается в стилизованную эпоху 20-30-х годов: на это есть намеки в костюмах и реквизите. Но все это просто от желания высветить мощную, интересную личность Чуковского, который широкой публике известен прежде всего как автор «от двух до пяти». Все ли даже и вспомнят, как родился его псевдоним? Мы, кстати, хотим напомнить, выложив на сцене гигантскими детскими кубиками его настоящее имя. Что касается самой сказки... Конечно, Чуковский в первую очередь обращался к детской аудитории. Конечно, наш спектакль о маленьком мальчике. Но этот мальчик переживает трудные времена. Ему - и это самый настоящий взрослый сюжет - предстоит сделать выбор. И выбор этот не прост. Перечитайте сказку, местами она напоминает триллер.

- Умываться или не умываться - вот в чем вопрос?
- Очень важный вопрос. Человек пытается найти себя! Отрицая чистоту и порядок, Замарашка (так зовут нашего героя), отрицает социум. Он приверженец беспорядка, и ему нравятся грязнули. Но, в итоге, с ним происходит метаморфоза - благодаря тем персонажам, которых я ввел в эту сказку, практически написав новое произведение по ее мотивам.

- Появилась героиня...
- И не только. Хотя она, конечно, явилась одной из первых. Должен быть дуэт - это естественно для балета. Девочка - Чистюля, немножко эфемерный образ, полугреза, полуреальность. Поэтому балет тоже получился... полуромантический такой. Однако будучи не совсем реальной девочкой в начале спектакля, в конце она становится реальной абсолютно. Замарашка меняет свое сознание - и Чистюля, пришедшая к нему откуда-то извне, чтобы помочь сделать выбор в пользу чистоты, обретает настоящую плоть и кровь. А мораль отсюда такова: если ты отрицаешь внутреннюю и внешнюю чистоту, никакой дружбы ни с кем не получится, люди будут отворачиваться от тебя.

- То есть ваш спектакль попытается научить разумному, доброму, вечному.
- Ну, естественно, по-другому и не может быть в детском спектакле. Только чтобы пронять современных детей, нужно это вечное облечь в современную форму.

- И коль скоро речь идет о балете, метаморфоза героя должна быть выражена хореографически.
- Замарашка вступает в действие эдаким любителем фристайла (только приспособленного все-таки к балетной сцене). В уличном танце всегда отражается танцевальная мода сегодняшнего дня. В нем нет жестких канонов и установленных методик.
А классика вечна (так же, как и разумна и добра!). Поэтому порыв к чистоте и сама чистота выражены языком классического танца. От субкультуры Замарашка постепенно движется к культуре, осваивая вечный и прекрасный язык классического танца. Мир классики (точнее неоклассики, конечно) изначально представлен Чистюлей и Волшебником. Но поскольку спектакль густо населен разными персонажами, пришлось искать разные пластические ходы. Например, у Замарашки, как и в сказке Чуковского, есть друг - Котобёнок (производное от Кота и ребёнка). И недаром он настоящий друг: у его пластики много общего с пластикой Замарашки, но есть и свои индивидуальные черты - как у представителя животного мира!

- Как видно, вам нравится придумывать не только движения, но и слова. Вводите новых персонажей - Генерамылиуса, Дождекапликов, Солдачистов и по-новому - так же по-детски! - называете старых - Крокодядя, например.
- Да, балет ставится всерьез, без всяких скидок, однако с позиций семи-восьмилетнего ребенка. Придумывая все эти слова, я старался следовать самому Чуковскому, который культивировал в своих произведениях логику ребенка. Для него это была основа основ - высказывания детей, свидетельствующие о формировании их психологического отношения к миру. Отсюда у нас и получилось: не милиционер, к примеру, а улиционер. Кто такой милиционер, непонятно, а улиционер - это потому, что он по улицам ходит. Дети ведь любят соединять разные слова, образуя новые. Ну и наконец, это ведь хорошо - в какой-то степени всю жизнь оставаться ребенком, не так ли? Это мы тоже учитывали, когда создавали свой балет.

- Лучше даже сказать - оперу-балет.
- Нет, все-таки балет, хотя и с элементами оперы. Стихи великолепные, хотелось взять хотя бы часть с собой, в спектакль, и лишний раз напомнить их детям. У нас есть две партии - баритона и баса. Баритон - голос Волшебника. Бас - это Мойдодыр. А поет и того, и другого один человек (такой вот у него голосовой диапазон!) - артист Молодежной оперной программы Большого Григорий Шкарупа. Есть еще и детский хор.

- И детский танец: тридцать четыре воспитанника Московской академии хореографии - больше, чем теней в «Баядерке»!
- Балетные дети знают, что такое дисциплина, если вы об этом. И, конечно, было бы странно обойтись без них в таком спектакле. У нас есть восемь дождекапликов, которых танцуют артистки театра. Эти дождекаплики являются связующим звеном балета - свитой Волшебника и Чистюли, олицетворяющей воду и чистоту. И есть восемнадцать девочек-дождекапликов из академии. Они танцуют, когда в саду Трубочиста - в злом сне Замарашки - начинается дождь. А мальчики заняты в дивертисменте: шестнадцать человек исполняют партию зубов. Затем они превращаются в школьников-физкультурников и танцуют вместе с Грамматикой и Арифметикой.

- Очень важными и энергичными «персонами».
- Ну да, плохо с ними станцуешь - ЕГЭ не сдашь! Это серьезный, мощный танец. Решен очень динамично. У этих персонажей весьма сложные, технологические костюмы. В нашем балете вообще масса подобных сложных костюмов. Я потому и пригласил на постановку замечательного петербургского художника Андрея Севбо, потому что он - человек старой театральной культуры, имеет и богатое воображение, и те фундаментальные знания, что необходимы для создания сложных костюмов и декораций. Задача у него трудная - ведь костюмы к тому же должны быть максимально легкими, не препятствующими движению. И очень реалистичными. Мы хотим, чтобы ребенок, глядя на сцену, сразу узнавал и Совок, и Веник, и Мочалку. Никаких сомнений в том, кто есть что, возникать не должно. Такой реализм дает волшебный сюрреалистический эффект, когда эти узнаваемые предметы начинают двигаться. Особенно когда они колесом движутся по кругу в придуманной мной сцене «Восстание игрушек».

- А самой хореографии не хотелось придать налет некой детскости?
- А вот хореография-то в первую очередь должна быть интересна взрослым людям: для начала - мне самому, затем - артистам, которым придется ее исполнять. Ряд хотелось бы продолжить...

- Что касается артистов, уже очевидно, что их увлечь вам удалось.
- И мне кажется, что наш союз в репетиционном зале вполне состоялся. Очень рад, что мне выпала счастливая возможность встретиться в работе с прекрасными артистами Большого театра, которые репетируют с огромной отдачей все - от ведущих солистов до кордебалета. Разумеется, взаимопониманию очень помогает музыка Ефрема Иосифовича Подгайца. Она всех захватила - так же, как и меня, когда я только с ней познакомился, сразу же оценив заложенную в ней драматургию и как бы воочию представив многих своих персонажей. Ефрем Иосифович оказался настоящим человеком команды. Сергей Филин предложил мне постановку, когда балет был уже написан - по либретто покойного к тому времени Геннадия Малхасянца. Но я, как уже говорил, сложил свою собственную сказку. И композитор пошел мне навстречу: многое было дописано, изменилась композиция балета и т.д., и т.п. По сути, мы работали вместе. И это был очень интересный опыт, только так, по-моему, и можно создать что-то действительно новое. Впрочем, так же считали и Петипа с Чайковским, а они плохого «не посоветуют».

- Какой возрастной ценз вы определили для своего спектакля?
- Рекомендуется смотреть начиная с того возраста, в котором ребенку можно объяснить, что он пришел в театр, то есть рассказать приблизительно, что это такое и как в нем себя вести. Вообще-то я очень ответственно подошел к этому вопросу. Прежде чем вплотную приступить к работе, я обсудил сказку и эскизы с доцентом кафедры общей психологии Санкт-Петербургского университета Марией Владимировной Осориной (она читает курс «Психология детской субкультуры»). Детский балет - дело серьезное, мы ведь уже с вами пришли к этому выводу. До какой степени можно позволить себе экшн, как не напугать ребенка, как сделать для него более доходчивыми образы и посыл, заложенный в балете... Если вывод сформулировать в двух словах, то хорошие должны быть очевидно хорошими, плохие - очевидно плохими. А Замарашке предстоит проделать замысловатый путь из последних в первые.

- Помните свои собственные первые зрительские впечатления в музыкальном театре?
- Не очень отчетливо. Зато помню, как в юном возрасте со своими товарищами стал танцевать в Мариинском театре в «Щелкунчике». Прекрасный старый спектакль, фантастическая бутафория, мечи эти роскошные... Я пришел в полный восторг и подумал: пожалуй, это действительно то, чем стоит заниматься всю жизнь.

премьера, БТ, "Мойдодыр", балет

Previous post Next post
Up