Дайджест. МАМТ. БТ. Планы, интервью, анонсы

Jul 14, 2012 10:31

МАМТ. Лючия ди Ламмермур 18 июля, среда, 19:00
Лючия - Евгения Афанасьева [ее Гермия была весьма интересна]
Эдгардо - Нажмиддин Мавлянов [ввод??]
Энрико Астон - Илья Павлов
Раймондо - Дмитрий Степанович
Артуро - Олег Полпудин
Музыкальный руководитель постановки и дирижер - Вольф Горелик
===

дайджест
О будущем сезоне БТ:

" в сентябре премьерой "Франциска" Сергея Невского на новой сцене Большого театра откроется "Опергруппа" - проект Василия Бархатова, который до конца года обещает представить московской публике свежие театральные партитуры Леры Ауэрбах, Ольги Раевой и Бориса Филановского. "
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1973948
===
http://ria.ru/culture/20120717/701935738.html
http://www.ria.ru/culture/20120705/692406790.html
Гендиректор Большого театра поделился планами на следующий сезон
и "20:32 10/07/2012Россия
В новом сезоне на исторической сцене Большого театра станцуют Иван Грозный и Евгений Онегин" - http://www.itar-tass.com/c9/469500.html
http://lenta.ru/news/2012/07/17/gabt/

[текст полностью]МОСКВА, 10 июля. /Корр.ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. Блистательная "Дочь фараона" будет безраздельно царить на исторической сцене Большого театра вплоть до 14 июля. Старинным балетом, возрожденным известным французским хореографом Пьером Лакоттом, балетная труппа ГАБТа завершит свои выступления в нынешнем, 236-м сезоне. Предварительные итоги в интервью ИТАР-ТАСС подвел сегодня художественный руководитель балета Большого театра народный артист России Сергей Филин.
"Уходящий творческий год был для нас очень плодотворным, - заявил Филин. - Мы подготовили и показали несколько громких премьер. Но, конечно, главной премьерой для всего коллектива театра, и танцовщиков в том числе, стал ввод исторической сцены. Мы приняли участие в концерте открытия и, по-моему, очень успешно".
Среди бесспорных событий уходящего сезона Сергей Филин назвал "Спящую красавицу", новую постановку которой осуществил выдающийся российский хореограф, народный артист СССР Юрий Григорович. "Затем стараниями этого мастера на историческую сцену вернулась целая обойма знаковых для Большого театра балетных спектаклей, - продолжил Сергей Филин. - В их числе - "Щелкунчик", "Жизель", "Раймонда", "Лебединое озеро".
А вот "Драгоценности" Джорджа Баланчина в афише Большого появились впервые. "Изумруды", "Рубины", "Бриллианты" публика приняла с восторгом. И это был настоящий триумф масштабного трехактного балета", - без ложной скромности заметил Филин.
Кстати, по его инициативе, под занавес сезона впервые был организован международный фестиваль балета с интернетовским названием WWB@LLET.RU. В нем вместе с Балетом Сан-Франциско и Балетом Монте-Карло свое искусство в области современного танца продемонстрировала и труппа Большого, показав "Классическую симфонию" в хореографии Юрия Посохова и Driam of Driam на музыку Второго фортепианного концерта Сергея Рахманинова в постановке известного финского хореографа Йормы Эло. "Эти две работы и еще "Аполло Мусагет" Джорджа Баланчина составят программу одноактных балетов, которые мы представим зрителям уже в новом, 237 сезоне", - сообщил Филин.
Продолжая знакомить с планами на ближайшее будущее, он рассказал, что в ноябре на историческую сцену выйдет "Иван Грозный" - легендарный балет Юрия Григоровича, впервые поставленный им в 1975 году. В конце декабря для юных зрителей будет выпущен балет "Мойдодыр". В марте 2013 года Большой театр устроит мировую премьеру "Весны священной" Игоря Стравинского в версии знаменитого британского хореографа Уэйна Макгрегора. Заметным событием обещает стать и премьера балета "Квартира", которую в ГАБТе поставит выдающийся шведский хореограф Матс Эк. Словом, как заверил Филин, балетная интрига предстоящего сезона в Большом будет очень увлекательной.
"А завершится сезон в июле 2013 года всемирно известным спектаклем "Онегин" в хореографии Джона Кранко. "Три года я бился за осуществление этого проекта, и теперь давняя мечта многочисленных российских балетоманов, я надеюсь, сбудется", - оптимистично заключил худрук балета Большого театра.


===
"Цезарь в Египте" Генделя с Троицыного фестиваля в Зальцбурге, до 27 июля: Бартоли, Ярусски
4:12:09
http://liveweb.arte.tv/fr/video/Cecilia_Bartoli_Andreas_Scholl_Jules_Cesar_Haendel_Salzbourg_Pentecote/

===
http://www.interfax.ru/culture/news.asp?id=253181
"Николай Цискаридзе продолжит работу в Большом театре
29 июня 2012 года 15:37
Москва. 29 июня. INTERFAX.RU - Руководство Большого театра решило продлить контракт с Николаем Цискаридзе в качестве педагога-репетитора, сообщила в пятницу "Интерфаксу" пресс-атташе театра Катерина Новикова."

Интервью. Нина Аловерт. Грустное интервью по поводу радостного события - http://russian-bazaar.com/ru/content/93505.htm
"Им давали всевозможные обещания, что если они будут работать с другими педагогами, то их карьера будет складываться успешнее. Им не ставили ультиматумов, но «доброжелательно» советовали работать с другими людьми. К ним подходили другие педагоги, которые предлагали свои услуги, ну словом... «добрые» советчики, которых, как Вы знаете, в театре всегда много. Использовали и неофициальные каналы воздействия, и мне было очень приятно, что те люди, с которыми я работаю, не поддались на эти провокации. Как ходили ко мне в класс на урок солисты, так и продолжают ходить. И даже приходят новые артисты"
===
ИНТЕРВЬЮ
http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/68848/
Светлана Захарова: «С годами выработался балеринский характер». Наталья Витвицкая
[текст полностью]Светлана Захарова: «С годами выработался балеринский характер»
В интервью «ВД» прима-балерина главного театра страны рассказала о своем отношении к публике в джинсах, реконструированной основной сцене и работе в Госдуме.

Светлана, Вы недавно вернулись из Милана. У Вас была выступления в Ла скала.
Да, я танцевала два одноактных балета, абсолютно разных по стилю. Первый - «Маргарита и Арман» на музыку Листа, в хореографии Фредерика Аштона. Когда-то он был поставлен на знаменитейшую пару - Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев. Вторая постановка называется «Концерто». Ее автор - Алексей Ратманский, музыка Шостаковича. Это современный балет. Я очень хотела танцевать оба спектакля, и мне дали такую возможность.

Светлана, Вы находитесь в статусе звезды в Ла скала, это дает Вам право самой выбирать, что и с кем танцевать. Здесь это была Ваша идея?
Когда руководство Ла Скала формируют репертуар, они меня спрашивают «хочу - не хочу». Когда задали вопрос по поводу «Маргариты и Армана» я, конечно, ответила «да» Я мечтала об этом спектакле. Ведь в его основе - знаменитый роман «Дама с камелиями». Танцевать сюжетные балеты - особое удовольствие для меня. А что касается «Концерто», то здесь я сама напросилась (улыбается). Впервые он был поставлен в Америке, а в Ла скала только перенесен. Когда Алексей Ратманский показал мне запись - и я увидела сильную динамичную хореографию, услышала музыку - то сразу решилась.

Как Вас приняла миланская публика?
Был огромный успех, нас долго не отпускали после «Маргариты и Армана». А потом и «Концерто» заслужил овации. Должна сказать, что над этим балетом миланские артисты работали с большим энтузиазмом. После каждой репетиции аплодировали Алексею. Мне было это приятно.

Вам был приятен тот факт, что соотечественника ценят в Европе?
Скорее я была рада за того, кто растет, развивается, добивается успехов. Я знаю Алексея давно, со времен работы в Мариинском театре. Он тогда был начинающим хореографом, который делал первые заметные спектакли на больших сценах. А сегодня уже именитый хореограф. Я по-человечески за него очень рада.

Публика в Европе сильно отличается от российской?
В каждом городе своя публика. Но в Ла скала, она особенная. Она похожа на русскую, этим мне особенно дорога. В Ла скала не принято ходить в театре как в кинотеатр. Дамы наряжаются, мужчины стараются не отставать, несмотря на то, что в Европе стал заметен американский стиль, когда зрители приходят в театр в джинсах и футболках. Так не должно быть. Для публики поход в театр - такое же событие, как для нас выход на сцену. Мы вместе настраиваемся на спектакль. Что касается остального, где бы я ни танцевала, везде действует правило: если станцевал качественно, всё будет - и овации, и цветы, и крики «браво!». От города или страны успех не зависит.

Что для Вас важнее - статус балерины Большого или звезды Ла скала?
Большой театр - это мой дом. Россия - моя родная страна, Москва сегодня любимый город. Но в Ла скала мне уютно. Просто, свободно.

Там проще, Вы это хотите сказать?
Нет. Там много своих проблем, они иногда раздражают. В основном, это проблемы организационные. Для меня было шоком, когда за 2 дня до премьеры нельзя было войти в театр. В городе был праздник, и меня не пускали заниматься. У нас театр открыт всегда, в любой праздник. В Италии из таких вот нелепостей вырастает проблема для развития искусства.

Могли бы переехать туда жить?
Нет. В этом нет смысла. Сегодня границы открыты, зачем менять родину? Я - русская и куда бы ни приехала, в другой стране я буду чужой.

На гала-концерте «Бену де ла дэнс» Вы танцевали миниатюру Эдварда Лянга «Крик вдали».
Несколько лет назад мне в руки попала запись этого балета. Мне захотелось станцевать его, и я все взяла в свои руки. Связалась с Эдвардом лично, о многом договорилась, а дальше передала «дела» администрации нашего театра. Я благодарна Большому - он всегда поддерживает мои профессиональные желания и эксперименты.

Вашим партнером выступил Андрей Меркурьев.
Мы с ним танцуем много современной хореографии. С ним комфортно на сцене. Он всегда уверен, спокоен.

Что Вам важно в партнере в принципе?
Чтобы была взаимная симпатия. Мы же много часов проводим в зале вместе. Это важно, чтобы я могла открыться, высказать вслух свои идеи, желания. «Я чувствую это так, давай попробуем»... К сожалению, мой любимый партнер - Андрей Уваров завершил свою карьеру, стал репетитором в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Мы понимали друг друга с полуслова. На мой взгляд, он мог еще радовать поклонников в России. А как его любят в Японии! (улыбается) Он - потрясающий партнер и человек. С ним можно было обсуждать танец детально. Я желаю ему, чтобы новый жизненный этап принес радость и удовлетворение.

А что насчет Вас? Думаете, что будет после балета?
Пока будут силы и форма, я буду танцевать. Но, как говорится, никто не застрахован.

Русский балет остается лучшим в мире. Как Вы считаете, у него есть слабые места?
У нас не очень развит модерн. Мы начали осваивать его недавно. Но это не слабое место, это историческая данность. На в какой-то момент это казалось ненужным - эксперименты, новшества. Американцам не дано танцевать классику, в силу того, что у них нет истории и культурного наследия, которое надо сохранять. Они живут сегодняшним днем и все еще продолжают искать свой балетный язык.

Как Вы думаете, почему такой интерес у артистов и хореографов к современному балету, ведь зритель-обыватель не слишком его любит. Такие балеты долго не задерживаются в репертуаре.
Отвечу за артистов. «Лебединое озеро», «Баядерка», «Дон Кихот», - это прекрасные балеты, они держат в форме. Но когда ты уже достиг определенного этапа, всему научился, хочется делать что-то новое, использовать свои возможности в другом направлении, не только в классике.

Вы классическая балерина?
Сейчас я хватаюсь за возможность танцевать современные постановки. Мне это интересно, и, наверное, это следующий этап в карьере. Классику, как ни прискорбно, тяжело танцевать постоянно.

С кем из современных хореографов, с которыми Вы еще не работали, Вам хотелось бы сотрудничать?
Недавно я встречалась с Уильямом Форсайтом, была на его премьере в Италии. Этот человек, как с другой планеты. Как он мыслит, как чувствует, как выстраивает хореографию..... это фантастически! Его балету могут не нравиться, но не могут не восхищать. Он специально приезжал на мою премьеру в Ла скала, и я надеюсь на совместный проект.

Чем именно Вас так заворожил его стиль?
Представьте себе балет без музыки. 25 минут. Четверо мужчин на сцене. Они танцевали, издавая звуки через дыхание. Я вышла после спектакля с ощущением, что побывала в другом мире.

Вас, наверняка, трудно удивить.
Да, я многое видела, но это было как откровение.

Вас радует, что Москву знакомят со всеми выдающимися хореографами?
Конечно! Прекрасный Начо Дуато, Джон Ноймайер. Это личности, которых я вспоминаю с теплотой и благодарностью. Они уникальны. К примеру, Джон. Когда мы учили его балет, сначала с нами работали его ассистенты. Какие-то движения нам не удавались. А когда на репетицию пришел Джон и объяснил свой замысел, все сразу получилось и встало на свои места. И я тогда подумала «как же это просто и гениально»! Начо Дуато сейчас работает в Михайловском театре. Я с ним встретилась в Мадриде. Помню, какая была тишина в зале, когда он присутствовал на репетициях. Ассистенты бегали в напряжении и даже страхе. Он мог возмутиться и раздраженно что-то прикрикнуть. Я была поражена, когда встретила его в Михайловском театре. Это другой человек. Спокойный, счастливый. Кажется, его абсолютно все устраивает...

Наши артисты более дисциплинированы. Лучше работают?
Нет, на Западе тоже очень много работают. То, что ставит Начо - это отражение его внутреннего мира. Ему важно, чтобы артисты точно следовали его хореографии. Как однажды сказала его ассистентка, «не надо играть лицом, выражать эмоции. Просто делайте, что он говорит. Так эффект будет намного сильнее».

Как Вы думаете, от чего зависит успех в балете?
От многого. Важны физические данные, внешний вид, трудоспособность и везение. Еще я верю в то, если Богу что-то угодно, так и будет. Во всяком случае, в моей жизни это так.

Можно ли научить человека полюбить балет?
Часто бывает, человек впервые попадет в театр, и его впечатляет. Но если он попадает еще и на качественный спектакль с классными артистами, он влюбляется на всю жизнь. Я считаю, надо приучать к балету с детства. Это высокое искусство, которое дано понять не каждому. Но стремиться надо. Это развивает.

Если отвлечься от умозрительных тем. Вы раньше работали в Госдуме.
Да, но сейчас я не являюсь депутатом. Я решила не продолжать политическую деятельность. Слишком много творческих планов, и дочери я хочу посвящать время.

Ну, а если со стороны. Какие проблемы Вам бы хотелось решить?
В сфере культуры их так много. Начиная от самой примитивной - недостаток финансирования, и заканчивая необходимостью артистов идти в армию. Непочатый край работы. Грустно об этом говорить, но мало что меняется.

Как вы относитесь к скандалу вокруг открытия Основной сцены Большого?
Когда была премьера «Спящей красавицы», я была очень счастлива. Что бы ни происходило вокруг, кто бы что ни говорил, я думала «Боже, я снова здесь, на этой сцене. В этом зале. Я танцую, и тысячи человек смотрят». Это состояние душевной эйфории все оправдывает. Да, есть проблемы. Сцену сделали в принципе хорошо. Она имеет много технологических возможностей. На ней удобно танцевать. Но балетные классы и остальное. С грустью в голосе скажу, что раньше было лучше.

Вам достаточно того репертуара, который Вы танцуете в Большом?
Репертуар в Большом театре скуповат. Особенно сейчас. Я недавно встречалась с Сергеем Филиным (руководитель балетной труппы Большого - прим. Авт.). Мы обсуждали планы на следующий сезон. У меня слезы наворачивались. Труппа может танцевать огромное количество спектаклей, а новых названий заявлено буквально несколько. Почему, не могу понять. Я за это не отвечаю, но такая репертуарная политика мне непонятна.

В недавней премьере «Драгоценностей» Вы не участвовали. Почему?
Из-за премьер в Ла Скала. Дело в том, что в Милане репертуар известен до 2014 года, а в Большом только на начало сезона. И когда я соглашалась танцевать в Ла скала, я не знала о «Драгоценностях». Но я не жалею. Ведь «Драгоценности» для меня освоенный материал. В Ла Скала же я имела дело с абсолютно новым. Кроме того, я обязательно введусь в «Драгоценности».

Совсем скоро, 8 и 9 июня Вы танцуете «Кармен». Скажите, что изменилось в этом балете с течением времени. Премьера состоялась давно, в 2005 году.
С «Кармен» мне повезло. Когда Альберто Алонсо ставил его для меня, он был еще жив. Я танцую тот вариант, который он сочинил для своей сестры Алисии. Тот, что танцевала Майя Михайловна Плисецкая, совсем другой. Не такой раскованный.

В вашем варианте больше страсти, чувственности...
Да-да, это связано, прежде всего, с тем, что Плисецкая танцевала «Кармен» в советское время. Она часто говорит в интервью, что во время постановки балета какие-то люди контролировали каждый шаг, запрещали делать движения с чувственным подтекстом. Но спектакль все равно получился грандиозный.

Вы выходите на сцену, и каждый раз танцуете как в первый?
Каждый раз танцуешь с новыми эмоциями. Много зависит от партнера, с одним ты одна Кармен. С другим - немножко иная.

Вы настраиваетесь на Кармен? Мне кажется, она на Вас не похожа.
Да, роль характерная. Она центральная, мне нужно сделать так, чтобы Кармен приковывала к себе взгляды. Она яркая, свободная, дерзкая, нагловатая иногда. А то, что на меня не похожа - в этом прелесть моей работы. Я могу проживать чужую судьбу, меняться.

С рождением дочери поменялось ощущение от балета?
Поменялось отношение к работе. Ко всему вокруг. Я стала иначе мыслить, спокойнее реагировать на многие вещи. Всё - мишура, которая под ногами шуршит. Если я раньше реагировала на этот шорох, то сегодня просто его не слышу.

И все же, что для Вас, признанной звезды, является стимулом к работе?
С годами выработался балеринский характер. Я не мыслю иначе - мне нужно быть первой, при этом развиваться дальше, соответствовать себе самой.

На Вас не давят Ваши статусы, награды, звания? Как удается адекватно все воспринимать?
Награды и все остальное - это, конечно, очень приятно. Ноя не ношу их на своих плечах постоянно (улыбается). Наверное, я умею смотреть на жизнь и себя со стороны. Еще у меня есть кредо - общаться с людьми так, как я хочу, чтобы общались со мной. Уважение, прежде всего.

У балерин множество ограничений. Какое для Вас самое тяжело?
Мне повезло с конституцией. Мои родители - неполные люди. Я могу есть все. Конечно, я слежу за питанием, но в принципе не ограничиваю себя. Самое трудное для меня - встать утром и пойти заниматься в класс. Представьте себе - устала, не выспалась, все болит после вчерашнего, кажется, нет живого места на теле. Но за те годы, что я в белеете, я научилась осознавать - не встанешь и не пойдешь, будет хуже. Лучше перебороть себя и вперед.

Как вы отдыхаете от таких нагрузок, как восстанавливаетесь?
Мне придают сил мой муж Вадим, дочка, мама, брат со своей семьей. Когда мы собираемся все вместе - это лучшие моменты в жизни.

Кто сидит с дочкой, пока Вы на работе?
Моя мама.

Вы придумываете что-то, чтобы Ваши гастрольные графики с мужем совпадали (супруг балерины - скрипач Вадим Репин - прим. Авт.)?
Мы пытаемся. Дочку часто берем с собой на гастроли. Это огромное счастье, когда все вместе путешествуем.

Когда Вы не работаете, Вы бываете в театрах, смотрите кино?
В театр я попадаю, в основном, за границей, но не часто. Кино не помню даже, когда смотрела. Банально не хватает времени.

Какую музыку Вы любите?
Ту, что играет мой муж. Когда он сцене или дома репетирует, я наслаждаюсь. Я люблю проникновенную музыку. Чтобы она трогала душу. Тяжеловато мне воспринимать только те произведения, которые использованы в балетных спектаклях. Сразу возникают ассоциации с выходом на сцену, с работой, напряжением.

За границей любите отдыхать?
Я очень люблю Кипр. Православный остров, очень добрые люди, любят русских. И, конечно, Италию обожаю.
Светлана, кажется, у Вас в жизни все есть. Есть что-то, о чем мечтается?
Чтобы всё было не хуже, чем сейчас.

фото предоставлены балериной

Наталья Витвицкая

3 июля 2012

===
Сергей Полунин
http://www.svobodanews.ru/content/article/24640535.html
"Коппелия" Ролана Пети: в поисках свободы. Тимашева
[текст полностью]Марина Тимашева
Опубликовано 10.07.2012 13:48
Академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко под занавес сезона представил премьеру "Коппелии" Лео Делиба в хореографии Ролана Пети. Великий балетмейстер ушел из жизни 10 июля 2011 года, и этим спектаклем театр отдает дань человеку, "чье творчество стало одним из символов балета ХХ века".

"Коппелия" никогда не сходила с афиш крупнейших музыкальных театров мира. В театре имени Станиславского и Немировича-Данченко она шла в редакции Алексея Чичинадзе, главные партии в 1975 году танцевали Маргарита Дроздова, Вадим Тедеев и Александр Домашёв.

"Коппелия" Ролана Пети появилась в том же году, в Марсельском балете. Ролан Пети много раз приезжал в Москву, работал с солистами Большого театра, но этой постановки в России прежде не было, и до нынешней премьеры он не дожил.
На сцену МАМТа спектакль перенес постоянный ассистент Маэстро - Луиджи Бонино. Он танцевал Коппелиуса на премьере (сам Ролан Пети выходил на сцену в этой партии... до 73-х лет).

"Коппелия" Пети рифмуется с недавней оперной премьерой театра - "Сказками Гофмана". Либретто балета написано по мотивам "Песочного человека", но от немецкого романтизма музыка Делиба и хореография Пети не оставили и следа. Луиджи Бонино комментирует:

- Конечно, Ролан Пети осовременил эту историю. Посмотрите хотя бы на самого Коппелиуса. Это совсем не дряхлый человек, он модно одет, и вообще ведет себя иначе, чем в истории Гофмана. Но в балете остается тема любви и одиночества...

* * *
Сванильда ревнует своего жениха Франца к загадочной девушке, силуэт которой виден в окне дома Коппелиуса. Она проникает в дом и выясняет, что соперница - кукла. Переодевшись в ее платье, Сванильда заставляет Коппелиуса поверить в то, что кукла, сделанная его руками, ожила. Обман раскрыт, и эмоциональному состоянию кукольных дел мастера не позавидуешь (в свою куклу он влюблен без памяти). Зато Франц снова и безраздельно принадлежит Сванильде.

Трагическая история создателя, потерявшего свое творение, возникает в самом финале, но - Ролан Пети верен жанру комического балета - спектакль остроумен, лучезарен и изящен.

Сванильда Кристины Шапран - барышня своенравная, привыкшая повелевать. Франц Сергея Полунина легкомысленно-влюблен, но тоже строптив и заносчив, так что наши герои обречены на постоянное выяснение отношений.

Намечается тенденция, приятная для российских балетоманов. В прошлом году в Большой театр из American Balley Theatre перебрался Дэвид Холберг, теперь в МАМТ (по приглашению худрука балетной труппы Игоря Зеленского) перешел премьер Ковент-Гардена Сергей Полунин. Он отлично сложен, прекрасно обучен и артистичен. Всякому движению есть у него психологического обоснование, хореографический текст отчаянной сложности исполнен им драматически выразительно. О спектакле Сергей Полунин говорит:

- Очень интересно в нем играть. Первый веселый спектакль, который мне понравился, потому что мне ближе драматические роли. Но здесь все сделано с огромным вкусом.

Полунин признается, что технически хореография Пети очень сложна:

- Но точно все рассчитано. Одним движением больше, и я бы, наверное, просто упал.

По просьбе РС Сергей Полунин немного рассказал о себе:

- Семья моя - русская, с Кубани. Но переехала в Украину. Родился я в Херсоне. Пять лет профессионально занимался акробатической гимнастикой. Потом поступил в Киевское хореографическое училище. Четыре года отучился. И уехал в Лондон, один, мне было 13 лет. Там учился еще четыре года. Меня звали в Большой театр и в Америку, но я решил попробовать сперва в Лондоне. И стал самым молодым в истории Королевского балета премьером - в 19 лет. Репертуар весь танцевал: "Манон", "Баядерку", "Жизель"... Ролана Пети там не ставят, опираются на своих хореографов (МакМиллана, например). И там надо танцевать точь-в-точь, как поставлено. Из-за этого мне скучновато стало. А у Ролана Пети - большая свобода. Половина - мои собственные интерпретации характера Франца. Я спрашиваю, например, какой жест делать, а Бонино говорит: как ты сам чувствуешь. Очень большая свобода и мне, как артисту, это интересно. И спектакли все будут разными, в зависимости от состояния артистов. Есть свобода что-то новое делать, что-то свое, и молодому человеку, как я, это интересно - говорит Сергей Полунин.

Раньше за свободой танцоры бежали из России на Запад. Сергей Полунин двинулся в обратном направлении.


http://www.mk.ru/culture/interview/2012/07/11/724687-daunshifter-pobaletnomu-video.html
Дауншифтер по-балетному. Ященков
[текст полностью]Экс-премьер Королевского балета Сергей Полунин: скандальный уход, поиск свободы и 11 татуировок

Худрук Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Игорь Зеленский решил одним жестом восполнить кадровые проблемы в своем театре. Он сделал сенсацию куда более грандиозную, чем уход Осиповой и Васильева из главного театра страны в конце минувшего года. Большой забрал из Стасика лучшие силы? Зеленский приглашает в свой коллектив сразу двух балетных звезд. Во-первых, Артем Ячменников - экс-солист Голландского национального балета, Большого театра, Балета Сан-Франциско - теперь станет премьером этого театра. А во-вторых... Внимание! Премьером театра Станиславского становится экс-звезда Лондонского королевского балета Сергей Полунин. Да-да, тот самый, о котором в январе писали все мировые СМИ, который своим уходом из престижнейшей труппы вызвал один из самых грандиозных скандалов в балетной истории.
- Что с тобой произошло, чем тебя не устроил Королевский балет?

- Наверное, несвободой. И в личной жизни, и в театральной, как артиста. Свободы как таковой не давали. Такие люди, как Нуреев или Энтони Доуэлл, поставили роли, а нам просто надо было их копировать и делать то же самое, как уже было поставлено. И это мне не очень нравилось. Единственное, что меня держало в Лондоне, - это моя девушка, с которой я был три года. Она тоже работала в этой труппе. И как только я с ней расстался, на второй день я решил, что надо уходить, пока ничего не держит в Лондоне. У меня уже и квартиры не было (мы жили вместе с ней).

- Но ты в тот момент сделал еще и шокирующее всех заявление, что ты хочешь заниматься тату, а не балетом...

- Да, у меня еще был свой салон татуировок в Лондоне. Но за день до того, как я ушел из театра, я ушел и из тату-салона. Я бросил все, чтобы быть свободным и уехать из Лондона. Город показался мне слишком стабильным для молодого человека. У меня было все: пожизненный контракт с Королевским балетом, и я был уверен в будущем, мог предвидеть, что будет через 20 лет. Я знал, как будет выглядеть моя карьера, чем я буду заниматься... И это показалось мне слишком скучным. Я хотел чего-то необычного. Я просто ждал возможности уйти. Думал об этом два года.

- Оказавшись в Москве, ты устроил себе самые необычные впечатления из всех возможных...

- Получилось хорошо. То, что я и хотел.

- Тебя же сразу после увольнения лишили вида на жительство в Лондоне. Это было связано с Королевским балетом?

- Не знаю... Они могли в этом помочь... Они хотели сделать, чтобы я не попал в шоу Вани Путрова, где я должен был танцевать через пять дней. Ведь у меня тут же стало недействительным и разрешение на работу. Мне ведь полгода оставалось до английского паспорта.

- Нашим гражданам трудно тебя будет понять. У нас все живут как на вулкане и хоть о какой-то стабильности очень мечтают.

- Я получил эту стабильность в раннем возрасте. С 13 лет жил в Лондоне. Сейчас мне 22. С 17 лет у меня была эта стабильная жизнь.

- То есть ты любитель острых ощущений?

- Ну да! Из-за этого я и стал заниматься тату. Знакомился с уличными ребятами. У меня около одиннадцати татуировок. Тату в моем понятии было свободой. Человек свободен. Мне нравится, когда тату есть и на лице, и на руках. И это ему совершенно не мешает в том, чем он занимается.

- А это не мешает сценической деятельности? Выходить, например, принцем в «Лебедином озере» с 11 татуировками? Иногда ведь артисты в балете выступают и полуобнаженными.

- Нет, это не мешает, потому что я замазываю это все перед выступлением, и публика этого не видит. Для меня это проблема - потому что пару часов надо над этим поработать. Сейчас ведь есть и специальные спреи. Они застывают, и даже когда потеешь, не стираются. А в «Лебедином озере» я просто надеваю колет.

- А в Москве не подыскал себе тату-салон?

- Нашел уже, я же не для денег салон в Лондоне завел, а просто так. Интересно было. У меня уже был салон в Лондоне. Мы его с другом открыли. Кстати, из одной программы, в которой я сейчас снимаюсь для российского телевидения, поехали снимать этот салон. Правда, район там плохой: типа гангстеры ходят! Но там весело. Такая жизнь, как в моем детстве, когда я жил на Украине. Во дворе с мальчишками с автоматами бегали... Это были самые счастливые годы, когда мы валяли дурака. А потом школа началась, гимнастика. Шесть часов в день с пяти лет я тренировался. В спортивную школу пошел. Потом балет начался. И мне всегда не хватало этой дворовой жизни, когда можно делать что хочешь. И я нашел ее в тату-салоне. Это было ощущение отдыха, веселухи. Я там сидел до 4 ночи, а утром опять на класс. Спал 2-3 часа. Долго так существовать было трудно, и поэтому такой взрыв и произошел. Но я ни о чем не жалею.

- А чем тебя заманил театр Станиславского? Ведь в английском Королевском балете танцевать намного престижней. Почему не Нью-Йорк, не Американский театр балета, например?

- Я хотел переехать в Нью-Йорк. И уже там со мной связался худрук театра Станиславского - и я ему поверил. Я шел не просто в театр, а к Игорю Зеленскому, как к руководителю, как к лидеру этого театра. Я, конечно, не очень хорошо его знал, но отдался интуиции. Он меня видел на выступлении в Париже, и ему сразу понравился мой танец. Он ко мне подошел и предложил приехать. Мне понравилось, что он оценил меня как танцора. А с Нью-Йорком не получилось. Меня звали в ABT (Американский театр балета) в течение 5 лет, но когда все это случилось и я приехал в Нью-Йорк, после всего этого бума, когда про меня писали всякую гадость, они вдруг испугались и начали говорить, что я должен завоевать их доверие, чтоб я их не подвел... Я не знал, как на это реагировать. Если тебя 5 лет приглашают, а потом начинают говорить про какое-то доверие... Так мы ни до чего и не договорились.
- Ну их можно понять. А вдруг ты опять что-нибудь выкинешь.

- Кто не рискует... Когда я уходил, Моника Мейсон (худрук Королевского балета) говорила, что она меня не знала. Но это ведь не мои проблемы. Никогда мы не разговаривали с ней, она никогда не интересовалась, что я хотел бы танцевать.

- В своих интервью на Западе ты говорил, что вообще хочешь расстаться с балетом.

- Да, хотел. У меня была такая возможность. Как только я расстался с Королевским балетом, мне предложили участвовать в мюзиклах на Бродвее. На меня хотели ставить. И роль главную предложили. Это хорошие деньги, намного больше, чем, например, я получал в Королевском балете. Приглашали принять участие в шоу на телевидении - передаче, когда известные люди едут на остров и питаются жуками... Но я, наверное, буду отказываться от всего этого. Я хотел попробовать сниматься в кино. Я смотрю много фильмов, учусь, наблюдаю за актерской игрой...

- Мне говорили, что твой любимый актер Джеймс Дин.

- Не любимый, но у меня есть его татуировка. Когда я ее делал, то еще не видел его работ. Только потом посмотрел.

- Почему ты все-таки решил в балете остаться?

- Не знаю даже. Игорь Зеленский меня убедил. Когда я только сюда приехал, то окончательно решил вернуть форму и опять заниматься. Можно сказать, что почти два месяца я отдыхал, валял дурака. Я, конечно, чуть-чуть танцевал в то время. Меня звали и в Английский национальный балет. И в Королевский балет у меня есть возможность вернуться. Я в феврале еду туда записывать DVD, танцевать «Маргариту и Армана» с Тамарой Рохо. Я танцевал этот балет в сентябре, была очень хорошая пресса в Англии. И решили этот балет, поставленный когда-то на Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн, записать. Этот балет шел и в театре Станиславского, и я попросил вернуть его в репертуар.

- Скажи, пожалуйста, Сергей, когда ты ушел из Королевского балета (а это было вскоре после ухода Осиповой и Васильева из Большого), ходили слухи, что тебя перекупил Владимир Кехман, гендиректор Михайловского театра. Он тебе не делал никаких заманчивых предложений? Говорят, он платит Осиповой и Васильеву хорошие деньги. В театре Станиславского вам таких, наверное, не предложат.

- Кто знает? Я Владимира Абрамовича в Питере встретил один раз, случайно, в Мариинском театре на спектакле, и он спросил: «Почему ты не к нам?». Деньги меня не очень-то интересуют. Они у меня и так есть. Зеленский предлагает и неплохие деньги, и хороший репертуар, и гастроли. Мы поедем в Лондон, в Париж, я думаю, в Китай, Нью-Йорк. Будет идти и работа на имя, так же как и на театр. Сейчас я занимаюсь любимым делом, а мне еще и платят за это.

- Любимым? Ты же хотел бросить балет!

- Да, в какой-то момент это дело стало нелюбимым, но сейчас любовь возвращается. Я чувствую, что проголодался. Когда ты не на сцене, теряешься, нет смысла существования. На сцене получаешь сильный адреналин. У тебя сердце начинает учащеннее биться, и такого ты не найдешь больше нигде.

- Первая постановка, в которой ты выйдешь в Музыкальном театре на сцену, будет «Коппелия» Ролана Пети. Ты Пети когда-нибудь танцевал?

- Нет, никогда. В Англии он не идет. Там вообще французов не любят. Англичане любят только свое. Все остальное они просто стирают. Там Ирек Мухаммедов протанцевал 15 лет, так про него там нигде не написано. И Нуреева ведь, когда Марго Фонтейн ушла со сцены, тоже потихоньку убрали. Он сам про это рассказывал. И с Сильвией Гиллем обошлись аналогичным образом. Зеленский в Лондоне был премьером с Дарси Бассел. Но там так стирают имена! Надо с умом подходить и видеть, что происходит. Такая же участь ожидала бы и меня. Я бы все для них сделал, а в 33 года они бы мне сказали: «Спасибо, до свидания».

- Это тоже была одна из причин ухода? Поэтому ты устроил скандал? Почему вы полюбовно не договорились?

- Если б я сказал, что хочу продолжать танцевать в другом театре, - они бы все сделали, чтобы этого не произошло. Поэтому я сказал, что танцевать уже не хочу.

- Какой у тебя ближайший проект в России?

- «Коппелия», и еще я буду участвовать в проекте на телеканале «Культура». Он будет идти около трех месяцев, с октября по декабрь. Это конкурс, будет сидеть жюри, и каждый день танцуется около шести номеров. Номер Голейзовского «Нарцисс» - это первое, что я станцую. Это будет более мужской вариант, его исполняет и Николай Цискаридзе, но у него все-таки много женственного в этом номере. Я буду танцевать то, что танцевал Васильев. Это будет бомба!

- Какие впечатления от Москвы, от театра?

- Москва очень понравилась. Если б мне тут не понравилось, я бы не остался, сразу бы уехал. В Новосибирск я уже слетал - посмотрел. В России чувствуется что-то свое, хорошая энергия. Ты как дома! Там все равно ощущаешь себя чуть-чуть чужаком. В России чувствуется свобода, тебе не диктуют, как жить.

- А как родители отнеслись к твоему шагу?

- Папа мой в Херсоне живет, и он обо всем в газете прочитал. Мама в Киеве, бабушка в Афинах - там по новостям показали. Я хотел тихонько уйти, а не получилось. 250 крупнейших мировых газет все это освещали. Папа позвонил, спросил, зачем я татуировки сделал. А я папу уже 6 лет не видел. Я сказал, что давно их сделал. Переживали они, конечно. Но все делается не зря. Мои родители 7 лет вообще никак не общались друг с другом, а сейчас хотят вместе поехать на отдых, и даже, даст бог, может, снова сойдутся. Поэтому только ради этого стоило уходить.

- А ты не родственник нашего клоуна Полунина?

- Нет. Я его племянника недавно встретил в Новосибирске - очень на него похож. У меня на Кубани родственники Полунины. Они как раз всегда думали, что он из их семьи, родственник. У них был какой-то потерявшийся брат. А сам Полунин мне говорил, когда мне было лет 16, чтоб я ему обязательно позвонил. Но я так этого и не сделал.

Василий Бархатов, БТ, вводы, Мавлянов, дайджест, анонсы, МАМТ, интервью

Previous post Next post
Up