30 июня, НС БТ WW@BALLET.RU

Jul 02, 2012 11:54

Создать wwb@llet.ru как фестиваль нового балета - мысль замечательная. И, судя по восторженным рассказам, первый блин удался: помимо заявленных трупп присутствовал яркий фестивальный антураж. Танцовщики раздавали в фойе автографы, можно было купить постеры с их фото, угоститься кофе, мороженым - фестиваль!
И мне удалось приобщиться, в последний день посмотрев балет Монте-Карло "Дафнис и Хлоя" и премьеру ББ 'Dream of Dream'.
Впрочем, кусочек из "Классической симфонии" Прокофьева, где Ю. Посохов мягко пародировал урок Пестова, был показан на юбилейном вечере Пестова в МАМТе и запомнился.

'Dream of Dream' Йорма Эло, имхо безусловная удачная премьера.
Йорма Эло отважно воспользовался текстом 2-го концерта Рахманинова для ф-но с оркестром в живом исполнении. Балет многопланов, и на первом плане собственно Рахманинов - исполнение оказалось превосходным. Солировал Павел Небольсин (сейчас он пианист-концертмейстрер Молодежной оперной программы БТ), дир. Павел Сорокин.
Еще пласт - несчастье зануды-социопатки, неспособной к общению, но жаждущей его (в мой день - Никулина). Она же невольно дирижирует движением "общества" на сцене: дуэты и ансамбли возле нее возникают и резвятся, купаясь в музыке - и это еще пласт. Но все они пассивно противодействуют ее неловко выраженному желанию присоединиться к их обществу)). Собственно хореография наверное интересна, коли в памяти осталось музыкальное взаимодействие с текстом концерта, но пока Рахманинов остался превыше)) Каждая пара - целый мир чувств и взаимоотношений, и хореографом, мне кажется, дан простор в их интерпретации танцовщикам, в рамках Рахманинова, конечно. Интересно будет посмотреть еще)

Равель, "Дафнис и Хлоя", хореограф-постановщик - Жан-Кристоф Майо. Очередной шедевр Майо. Удивительный хореограф: придворный конъюнктурщик и создатель гламура - талантлив до неприличия, что ни балет, то шедевр, не отвести глаз ))
На этот раз - гимн уходящему старшему поколению труппы, несравненной Бернис Коппьетерс, - и антре новых богинь. Сюжет балета Равеля был прилажен к этой цели: двух юных пастушков, мучимых незнанием плотской любви, вводят в ее прекрасный мир двое богов, владеющих ею в совершенстве.
Так должно приходить новое поколение - в балете, а не сидеть на "скамейке запасных"))))))))))))))))))))
Майо в 2013/14 собирается поставить балет для БТ.
===
[программка с сайта БТ]30 июня 2012
«7 для восьми»

I часть
Юан Юан Тан

Тийт Хелимец
II часть
Геннадий Недвигин

Френсис Чанг
III часть
Дорес Андре

Жоан Боада

Кото Ишихара
IV часть
Хайме Гарсия Кастилья

Геннадий Недвигин
V часть
Тарас Домитро
VI часть
Юан Юан Тан

Тийт Хелимец
VII часть. Заняты все участники

Сцена на балконе из балета «Ромео и Джульетта»
Жоан Боада

Мария Кочеткова
«Классическая симфония»

Ведущая пара
Кристина Кретова

Семен Чудин
Две пары
Чинара Ализаде

Владислав Лантратов

Артем Овчаренко

Дарья Хохлова
Четыре пары
Иван Алексеев

Артемий Беляков

Юлия Гребенщикова

Дмитрий Дорохов

Ольга Марченкова

Янина Париенко

Максим Суров

Ана Туразашвили
«Дафнис и Хлоя»
Анхара Баллестерос-Силья

Жерон Вербрюгген

Бернис Коппьетерс

Крис Реландт
“Dream of Dream”

В спектакле участвуют

***
Анна Никулина
***
Мария Александрова

Семен Чудин
***
Владислав Лантратов

Ольга Смирнова
***
Иван Алексеев

Юлия Гребенщикова
***
Виктория Литвинова

Игорь Цвирко
***
Алексей Корягин

Анна Тихомирова

===
P. S. Произвел яркое впечатление Иван Алексеев - и романтической статью, и изяществом техники.
===
[текст г-на Филина о фестивале с сайта БТ полностью]Большой проводит международный фестиваль балета WWB@LLET.RU.
29.06.2012

Рассказывает художественный руководитель балетной труппы Большого театра Сергей Филин:

Что может быть ближе, понятнее и созвучнее современному зрителю, чем интернет? Название программы wwb@llet.ru придумано по аналогии с названием всемирной паутины (worldwide web), но слово «паутина» заменено словом «балет», таким образом, мы получили всемирный балет (worldwide ballet). А заменив com на ru, мы говорим о том, что всемирный балет показывается в России. На мой взгляд, нам удалось придумать именно то, что нужно.

Мы стремились подчеркнуть, что балет Большого театра идет в ногу со временем, отсюда - намек на адрес в интернете, в который, кстати, наша труппа и вышла благополучно в этом сезоне с трансляцией своих спектаклей. Суть же проекта больше отражает перевод переиначенной нами на свой лад аббревиатуры: worldwide ballet - балет из разных концов мира, который мы собираем на своей сцене, позиционируя себя как часть единого целого - всемирной балетной паутины, чтобы показать самое интересное из того, что было создано за последние пять-десять лет в балетных труппах мира, которые считаются «инкубаторами» современной хореографии или которые имеют свое ярко выраженное лицо.

Мы также хотим показать, как развиваемся и двигаемся вперед мы сами, что мы сами привносим в мировое балетное пространство и как мы можем сотрудничать с балетными труппами из других стран, налаживая связи, которые приводят и приведут нас в будущем к сотворчеству, к совместной работе.

«В золотой час». М. Кочеткова, Ж. Боада. Фото Эрика Томассона.

Первый фестиваль (а мы, разумеется, надеемся, что он станет ежегодным) представляет Балет Сан-Франциско и Балет Монте-Карло - две труппы, которые вызывают очень большой интерес у публики самых разных стран. Программу первого отделения откроет американская труппа, которую уже более 25 лет возглавляет хореограф Хельги Томассон, а наш соотечественник и бывший танцовщик Большого театра Юрий Посохов - на мой взгляд, один из самых интересных хореографов мира - успешно работает там в качестве постоянного хореографа. Балет Сан-Франциско давно зарекомендовал себя как один из мировых «инкубаторов» современной хореографии: каждый год там ставится несколько оригинальных балетов. Эта труппа сотрудничает с самыми известными хореографами, но очень часто именно там обретают известность и новые имена.

Программа Балета Сан-Франциско включает отрывки из произведений Хельги Томассона, Кристофера Уилдона, Дэвида Бинтли, Эдварда Льянга (премьера марта 2012 г.). А завершает ее балет Юрия Посохова на музыку «Классической симфонии» Сергея Прокофьева. Он был поставлен в 2010 г. как посвящение учителю - Петру Антоновичу Пестову. Теперь этот балет переезжает из Сан-Франциско к нам в Большой театр, и танцевать его будут наши артисты как дань памяти великому балетному педагогу, ученики которого вписали много ярких страниц в историю Большого театра и мирового балета.

Сцена из балета «Дафнис и Хлоя». Г. Морлотти, Ж. Вербрюгген, А. Баллестерос-Силья, Б. Коппьетерс. Фото Мари-Лор Бриан.

Балет Монте-Карло имеет свое яркое «лицо», созданное хореографией директора этой труппы Жана-Кристофа Майо. Во втором отделении нашей программы будет представлен одноактный балет «Дафнис и Хлоя» на музыку Равеля в постановке Жана-Кристофа Майо, хореографа-философа, который столь же интересен своей хореографической лексикой, сколь и глубиной осмысления вечных и злободневных вопросов. У нас уже был опыт сотрудничества этой зимой в Монте-Карло - наши артисты выступили в совместной презентации его нового балета «Озеро», поставленного по мотивам «Лебединого озера». Изначально мы хотели включить в программу фестиваля акт из этого балета, но потом решили, что такой концептуальный спектакль надо показывать целиком. В рамках нынешнего фестиваля мы представляем исключительно сам Балет Монте-Карло, а результаты нашей совместной работы мы надеемся показать в будущем.

В третьем отделении будет показана еще одна новая работа артистов Большого театра - мировая премьера балета «Dream of Dream» на музыку Второго фортепианного концерта Сергея Рахманинова в постановке замечательного хореографа Йормы Эло. В этом балете будут заняты практически все наши лучшие силы.

Таким образом, wwb@llet.ru познакомит наших зрителей с двумя зарубежными балетными труппами и представит премьеры двух балетов, поставленных в этом сезоне в Большом театре.

Особо хочу сказать о том, как отнеслась к проекту наша труппа. Все артисты были плотно заняты и в текущем репертуаре, и в премьерных спектаклях, так что работать над новыми балетами им приходилось практически в свое свободное время, иногда - буквально по ночам. Но никто не жаловался, наоборот, энтузиазм по отношению к этой работе был огромный! Так что в какой-то мере этот фестиваль можно считать workshop-ом современной хореографии - дух в репетиционных залах, во всяком случае, царил соответствующий. К счастью, эта работа не «разовая» - оба новых балета войдут в будущем сезоне в репертуар, и, мы надеемся, к ним присоединится еще и балет Джорджа Баланчина «Аполлон Мусагет».

Не могу не упомянуть также о том, что и Хельги Томассон, и Жан-Кристоф Майо с большим энтузиазмом откликнулись на наше предложение принять участие в проекте wwb@llet.ru, так как оба считают, что эта общая работа на одной сцене очень важна для нас всех, потому что мы можем показать разные стили, разные направления, разные задачи, которые стоят перед каждой из компаний. И самое существенное - показать то, что сегодня мы делаем интересный балет - интересный разным зрителям, в разных странах мира, в том числе и нашему зрителю, который, надеюсь, второй такой фестиваль уже будет ждать совершенно осознанно, в надежде совершить немало открытий.

===
"Жан-Кристоф Майо намерен поставить новый балет для труппы ГАБТа, скорей всего, это будет «Укрощение строптивой» на музыку Шнитке" - http://www.gazeta.ru/culture/2012/07/02/a_4654389.shtml
Еще:
"При том, что владение техникой - это великолепно, как видно из (балета) "Дафнис и Хлоя", для меня хореография является состоявшейся тогда, когда она исчезает из танца. Именно этому я хочу научить местных танцоров," - Майо http://ru.reuters.com/article/oddlyEnoughNews/idRUMSE85S06820120629?sp=true
UPD 15 июля ИНТЕРВЬЮ Майо - http://expert.ru/expert/2012/27/gotov-k-novoj-avantyure/?n=172
"В Европе у русских артистов репутация великолепных технарей, которым на остальное в каком-то смысле наплевать."[полностью]



09.07.2012
«Готов к новой авантюре»


52-летний Жан-Кристоф Майо давно признан классиком европейской хореографии, а возглавляемый им с 1993 года Балет Монте-Карло - одним из самобытных танцевальных коллективов мира. Но до wwb@llet.ru в России видели лишь один спектакль хореографа - «Золушку». Теперь вслед за гастрольным «Дафнисом и Хлоей» должна последовать и новая постановка, которую Майо создаст специально для Большого театра.

- Вы руководите Балетом Монте-Карло двадцать лет и практически не сотрудничаете с другими компаниями. Почему?

- Это потому, что я совершенно не уверен в своей работе. Я несу ответственность за то, что делаю, и не хочу после спектакля говорить: «Извините, у меня не получилось, потому что артисты не смогли хорошо представить мою работу». Поэтому я пытаюсь сохранять эксклюзивную собственную компанию. Но это, наверное, скоро изменится.

- Значит ли это, что для вас как хореографа самое главное - это артисты?

- Хореограф не писатель, не художник, его работа всегда зависит от других, и в первую очередь от танцовщиков. Большинство не может себе позволить постоянно работать с одними и теми же артистами, которые бы защищали их идеи. Для таких хореографов важнее их личный хореографический почерк. А моя работа существует настолько, насколько конкретно мои артисты могут ее выполнить, и это важнее хореографического рисунка. В своих спектаклях я стараюсь воспроизвести жизнь, показать ее в хореографии. Поэтому я не могу прийти в репетиционный зал, не зная людей, с которыми предстоит работать, не понимая их. Это все равно что идти на ужин в компанию, где никого не знаешь, - чувствуешь себя весь вечер плохо, неуютно.

- Как вы относитесь к тому, что с годами ваши артисты неизбежно меняются?

- Думают, что хореограф может «открыть» танцовщика. Нет. Это все равно что думать, будто можно изменить близкого человека. Все зависит от индивидуальности. У меня в компании есть артисты, которые в течение пяти лет никуда не двигаются. Спокойно живут - как овощи. Приходят и спрашивают: «Почему меня не берут в новые работы?» Зачем этот вопрос вы задаете мне? Спросите себя! Но есть тысячи причин, почему человек просыпается и вдруг решает быть другим. Я это вижу и говорю: все, буду с ним работать. Люди должны понимать, что танец - это жизнь. Мне кажется, балет создан не для демонстрации знаний и умений. Хотя знания и умения - это инструмент, необходимый, чтобы хорошо танцевать. Но на сцене нужно выразить мир так, чтобы зрители могли вибрировать и чувствовать, что проживают ситуацию сами.

- Что такое танец в современном мире?

- Мне кажется, танец менее ангажирован, чем живопись или литература. В первую очередь потому, что живопись или литература - это точка зрения одного человека. А я делаю спектакль, в котором занято очень много людей. Конечно, они выражают мою точку зрения, но она проходит через их интерпретацию. Танец - это в какой-то степени зеркало, позволяющее наблюдать за красотой и уродством человеческого поведения. Танец показывает все, что есть в нас прекрасного, щедрого, чувственного, искреннего. И в то же время показывает, что есть ужасного, противного: наша ревность, ненависть, любовь к власти. Мне нравится, когда в спектакле есть разные уровни прочтения. Когда сначала обсуждают это, а уже потом - как ты делаешь постановку, как воспринимаешь музыку, почему берешь эту музыку. Иногда я вижу такие спектакли, что мне кажется, какую музыку ни поставь, хореография не изменится. Не секрет, что в балете обычно музыкальный счет на две или четыре четверти. Проведите забавный эксперимент. Возьмите запись какого-нибудь великого старого балета и включите музыку из другого. И увидите, что музыка почти всегда ложится нормально. Но включите запись «Дафниса и Хлои» на музыку Баха или Прокофьева. Вы поймете, что вообще совершенно ничего не получается. Для меня музыка - наивысшее искусство. Я не могу ставить хорошие балеты, если у меня нет связи с музыкой. Для меня все связано: музыка, артисты, которые обладают возможностью раскрыть себя нараспашку, показать свою уязвимость. Это для артиста, мне кажется, самое сложное. В «Дафнисе и Хлое» первые пять минут танцовщики только стоят, смотрят друг на друга, пытаются прикоснуться. Я знаю, как им тяжело. Серж Лифарь говорил, что хореография - это организация размещения тела между одной точкой и другой. Дело хореографа соединить эмоции и визуальный образ, которые может воплотить тело. Вот именно поэтому мне нужны мои артисты, они это понимают. А есть потрясающие танцовщики, которые умеют делать невероятные технические вещи, но никогда не смогут научиться просто смотреть друг на друга, чтобы из этого получался спектакль.

- И все же вы сказали, что в ближайшем будущем собираетесь выйти за пределы своей компании.

- Не хочу скучать. Уже двадцать лет я возглавляю труппу. Это было потрясающее - путешествовать с такими артистами, как Бернис Коппьетерс. Сейчас я работаю с прекрасными исполнителями, но… такой глубокой связи у меня с ними нет. Может, потому что я сам уже состарился, а танцовщики всегда молодые. Сегодня я чувствую, что готов вписаться в другое путешествие, другую авантюру.

- Почему для этого вы выбрали радикально не похожий на Балет Монте-Карло Большой театр?

- Я выбираю для себя компанию, работа с которой будет самым сложным опытом. Но я вижу, что у артистов Большого огромный аппетит: они хотят пробовать что-то новое, незнакомое, и это главное впечатление от первой встречи. Важно, что Сергей Филин (художественный руководитель балетной труппы Большого театра. - «Эксперт») со мной разговаривал так, как ни один другой директор труппы. Я почувствовал, что он уважает то, что мы делаем. И не просит меня ставить какой-то конкретный балет. Он просит работать так, как я привык работать. И это создает жажду что-то здесь сделать. Мне интересно развивать чистоту танца. Мне так нравится классическая работа стоп! - я обожаю академическое искусство. У артистов Большого театра невероятный технический багаж. Интригует, куда можно продвинуться, используя мой стиль и их виртуозность. В Европе у русских артистов репутация великолепных технарей, которым на остальное в каком-то смысле наплевать. Мне кажется, что все эти клише абсурдны. Французского режиссера Патриса Шеро как-то спросили: «В чем заключается профессия режиссера?» Он сказал: «Когда вы работаете с артистами, делать новое - все равно что взбираться на гору. С вами или без вас, на гору они взойдут. Разница только в том, что без вас они пойдут легким южным путем, а моя задача - чтобы они прошли северным». Наша профессия предполагает, что мы должны всегда искать самый сложный путь. И чем тяжелее путь, тем более сильным ты становишься, взойдя на вершину. Поэтому я готов и к тому, что, возможно, потом пожалею о своем нынешнем решении.


===
Хорошо, что в конце сезона есть с чем поздравить
Поздравляю г-на худрука балета БТ с удавшимся фестивалем WWB@LLET.RU

фестиваль, БТ, wwb@llet.ru, балет

Previous post Next post
Up