on line. Бартоли, Гендель, Юлий Цезарь

May 28, 2012 00:49

Блюстителям надо бы трансляцию с зальцбургского Festival de Pentecôte послушать)
http://liveweb.arte.tv/fr/video/Cecilia_Bartoli_Andreas_Scholl_Jules_Cesar_Haendel_Salzbourg_Pentecote/
Смотреть уже опасно))

===

исполнители
Artistes : Giovanni Antonini (direction), Andreas Scholl (Jules César), Cecilia Bartoli (Cléopâtre), Anne Sofie von Otter (Cornelia), Philippe Jaroussky (Sextus), Christophe Dumaux (Tolomeo), Jochen Kowalski (Nireno), Ruben Drole (Achille), Peter Kálmán (Curio), l'Orchestre Il Giardino Armonico • Réalisateur : Olivier Simonnet • Mise en scène : Moshe Leiser et Patrice Caurier • Décors : Christian Fenouillat • Ecriture / Compositeurs : Georg Friedrich Haendel, Nicola Francesco Haym (Livret) • Production : ARTE France - Clasart Classic - Bel Air Media - ORF • Agostino Cavalca (Costumes), Christophe Forey (Lumières), Konrad Kuhn (Dramaturgie), Beate Vollack (Chorégraphie)
Filmé le 27/05/2012 | En ligne encore pendant 60 jours et 3 heures
http://liveweb.arte.tv/fr/video/Cecilia_Bartoli_Andreas_Scholl_Jules_Cesar_Haendel_Salzbourg_Pentecote/
===
NB: см. с 6-й минуты. 40 мин из 4-x часов оставили для показа))
===
Description
Dans les toutes premières années du XVIIe siècle, William Shakespeare n’avait pas résisté à mettre sur scène l’impétueuse reine d'Égypte, Cléopâtre l’ensorceleuse, maîtresse de César et de Marc Antoine. Un siècle plus tard, Haendel place également la Reine au centre de l’un de ses opéras les plus brillants et les plus ambitieux. Créé à Londres en 1723 par la Royal Academy of Music, Giulio Cesare in Egitto fut écrit pour les plus grands chanteurs de l’époque. Jamais le sens du théâtre n’avait été aussi vif chez le compositeur, qui mêle irrésistiblement les genres. Jamais son génie mélodique n’avait été aussi rayonnant : la partition contient certains de ses plus précieux joyaux, comme les airs de Cléopâtre, tour à tour chants de séduction ou de lamentation. Et jamais non plus, son orchestre n’avait été aussi riche et expressif.

Cecilia Bartoli est coutumière du rôle de Cléopâtre et de cet opéra. On a notamment pu la voir l’interpréter sous la direction de Marc Minkowski en 2005, et de William Christie en 2007.
===
Г-жа Чечилия Бартоли показала войну. И смену власти, гос. переворот в ~Египте. "Чем больше мы меняемся, тем больше остаемся прежними", - так, кажется.
===
[синопсис]
«Юлий Цезарь в Египте» (итал. Giulio Cesare in Egitto; HWV 17) - опера Георга Фридриха Генделя на итальянском языке в трех актах. Либретто Никола Франческо Хайма по драме Дж. Ф. Буссани.
Время: 48 год до Рождества Христова
Место: Египет
[править]Акт I
Юлий Цезарь с триумфом вступает в Египет, преследуя бежавшего туда Помпея, который ищет убежища у царя египтян Птолемея. Корнелия, жена Помпея, просит Цезаря пощадить супруга. Великодушный Цезарь соглашается. Но вероломный Птолемей, желая угодить римскому полководцу, убивает Помпея. Корнелия и её сын Секст клянутся отомстить за смерть мужа и отца. Тем временем сестра Птолемея Клеопатра, мечтающая о египетском престоле, пытается завоевать сердце Цезаря, воспользовавшись его гневом по поводу поступка брата. Тот обещает ей свою помощь. Клеопатра легко склоняет на свою сторону Корнелию и Секста, обещая помощь в убийстве Птолемея. Покушение не удаётся, и Птолемей заковывает Корнелию в цепи. Отныне она будет рабыней. Египетский военачальник Акилла предлагает ей свободу взамен любви, но та отвергает его.
[править]Акт II
Цезарю угрожает опасность. Во время свидания с Клеопатрой его предупреждают, что воины Акиллы бегут сюда с намерением убить его; он вынужден скрыться. Птолемей домогается любви Корнелии. Желая защитить мать, Секст хочет убить Птолемея, но Акилла спасает царя и сообщает ему о гибели пытавшегося бежать Цезаря. В награду он требует Корнелию, но Птолемей, в своё время обещавший ему Корнелию, отказывает полководцу. Акилла взбешён и решает изменить царю, перейдя к восставшей Клеопатре.
[править]Акт III
В битве Птолемей одерживает победу. Акилла смертельно ранен. Перед смертью он вручает Сексту перстень - знак власти над войском. Весть о гибели Цезаря оказывается ложной, и Секст отдаёт ему перстень. Цезарь с войском врывается во дворец Птолемея и освобождает захваченную в плен Клеопатру. Секст убивает ненавистного Птолемея. Цезарь передаёт власть в Египте Клеопатре, которая признаёт господство Рима над Египтом. Отныне закончены распри. Народ ликует.
Материал из Википедии - свободной энциклопедии

===
Это вам не ЗП Серебр. с его жалкими потугами на сатиру!

===
UPD 12 июня. http://www.kommersant.ru/doc/1950045
С. Ходнев, "Коммерсантъ", №99/П (4884), 04.06.2012
Цезаря записали в НАТО
Новая постановка оперы Генделя в Зальцбурге [текст Ъ полностью]


Постановщики нашли в барочной опере Генделя не только аллюзии на современные ближневосточные конфликты, но и откровенный эротизм
Фото: Hans Jörg Michel

В Зальцбурге прошел очередной Pfingstfestspiele - "младший брат" основного тамошнего фестиваля, летнего. Его новая художественная руководительница, знаменитая итальянская певица Чечилия Бартоли, приняла участие в нескольких событиях фестиваля. Главным из них стала постановка оперы Генделя "Юлий Цезарь в Египте". Рассказывает СЕРГЕЙ ХОДНЕВ.

На сей раз тема фестиваля формулировалась как "Клеопатра: в лабиринте эроса и власти" и, соответственно, программы так или иначе строились вокруг образа последней царицы Египта. И из всех опер, выводящих на сцену Клеопатру, генделевский "Юлий Цезарь" - самая по нынешним временам ходовая. Это не вопрос какого-то специального интереса к Генделю или барокко вообще - так уж получилось.

Хотя исполнителей именно со специальной точки зрения культуры барочного вокала подобрали на славу. В оркестровой яме - "Il Giardino armonico" под предводительством Джованни Антонини, который, положим, нового слова в интерпретации "Цезаря" не сказал, но провел спектакль исключительно ясно, расчетливо, увлекательно и красиво. При максимальном почтении к партитурной букве, разумеется: ни такта не исключили даже из речитативов, наоборот, добавили одну арию из второстепенной редакции. Клеопатру пела сама Чечилия Бартоли, и при всем скепсисе насчет выступлений ее, номинально меццо-сопрано, в сопрановых партиях, спела роскошно. Не моргнув глазом, доводила композиторские колоратуры до ощущения рискованного циркового номера импровизированными abbellimenti, выводила нежнейшую кантилену в более распевных ариях и вообще с небесной точностью и правдивостью откликалась на тот калейдоскоп барочных аффектов, который предложен ее героине - от кокетства до утробного горя.

И своего главного партнера она, пожалуй, перепела. Уж на что голос Чечилии Бартоли любят аттестовать как "маленький" и "студийный", но сопоставление с ней все равно вредило прославленному немецкому контратенору Андреасу Шоллю, который в роли Цезаря звучал довольно сухо, совсем камерно и с пугающим стремлением все колоратуры петь sotto voce, а в экспрессивных речитативных репликах сползать в баритон. Задуманный парад контратенорового вокала, впрочем, было кому спасать. Кристоф Дюмо (Птолемей) полнокровно "давал злодея" в партии Птолемея, Филипп Ярусски спел Секста Помпея не только с положенной психологичностью (мальчуган, взрослеющий на глазах), но и с неожиданно объемным и звонким звучанием в высокой меццо-сопрановой тесситуре. Ветеран-контратенор Йохен Ковальски с умильной надтреснутостью выступил в роли наперсника Клеопатры, Нирено, которого тут - в соответствии с одной из авторских редакций (и, видимо, для пущей юмористичности тоже) - решили представить комической старухой. Картину дополняли два сочных баритона (Рубен Дроле - Ахилла, Петер Кальман - Курий) и еще одно знаменитое меццо, шведка Анне Софи фон Оттер, мягко, кротко и с немножко возрастным оттенком спевшая Корнелию, злосчастную вдову Помпея Великого.

Впечатление идеальной постановки "Юлия Цезаря" как могли подпортили сами постановщики - тандем Моше Лейзера и Патриса Корье, приглашенный новым зальцбургским интендантом Александром Перейрой. При их многолетней работе в Цюрихской опере обращение с генделевским "Юлием Цезарем" против ожидания отдает шаловливой наивностью: ура, мы посмотрели "Цезаря" в постановке Питера Селларса и поэтому нашпиговываем спектакль аллюзиями на Ближний Восток, а потом мы увидели чудесный спектакль Дэвида Маквикара с Глайндборнского фестиваля - и поручили Клеопатре немножко пританцовывать. Ну, и кое-что надо добавили от себя. Мастурбирующий с порножурналом в руках Птолемей, Цезарь в амплуа жадного натовского чиновника, залезающий в постель к Клеопатре, сама египетская царица, радующаяся не спасению Цезаря, а спасенным нефтяным вышкам, забавная сцена соблазнения, когда Цезарь в 3D-очки наблюдает эротичный полет Клеопатры на крылатой ракете - это все публика еще переварила. Финальную сцену, где Цезарь с Клеопатрой смачно перемежают "тещин язык" с марихуанным косяком, тоже вытерпели. Но вот когда Секст обмотался поясом шахида, а на финальных аккордах раскрылись дальние сценические ворота и с улицы показался танк, направивший дуло в зрительный зал,- возмущенные вопли "Буу!" побили рекорды за последние лет семь.

Уныло-провокационный, бессвязный и беззубый при всех своих якобы актуальных намеках, откровенно кэмповый спектакль - не новинка в Зальцбурге, но в качестве дебюта нового интенданта (ясно же, что госпожа Бартоли - только рекламный фантик для деятельности нового руководителя) это выглядит уж очень нервозно. Остается надеяться, что главные театральные достижения приберегли для летнего фестиваля - хотя и этого "Цезаря", не считаясь с затратами, летом покажут опять.

===
UPD 25 июня
17.06.2012 в 14:57, Александр Курмачёв.
Фестиваль как бенефис - http://operanews.ru/12061704.html
Ежегодный Троицкий фестиваль в Зальцбурге впервые прошел под художественным руководством Чечилии Бартоли, тема фестиваля - «Клеопатра в лабиринте эроса и власти»


Бартоли-Клеопатра соблазняет Цезаря=Андреас Шолль
[Ежегодный Троицкий фестиваль в Зальцбурге впервые прошел под художественным руководством Чечилии Бартоли]
Зальцбургский Троицкий фестиваль всегда был событием несколько второстепенным по отношению ко всемирно известному Летнему Зальцбургскому фестивалю, и даже, несмотря на великий почин самого Караяна, симфонические циклы на Троицу сложно было отнести к заметным культурным событиям европейского уровня. В этом году художественным руководителем Троицкого фестиваля впервые стала Чечилия Бартоли, сменившая на этом посту Риккардо Мути, и успех этого камерного четырехдневного мероприятия поразил всех. Больше всего, конечно, впечатлила статистика продажи билетов: впервые за всю историю Троицкого фестиваля уровень продажи билетов составил 96%, а выручка - около 1,4 млн евро. В Зальцбурге, умеющем считать деньги ещё со времен соляных разработок, не стесняются обнародовать эти цифры, так как именно финансовые показатели всегда являются наиболее надежным критерием оценки успешности любого предприятия.

Весьма оригинальной и любопытной оказалась и сама тема фестиваля - «Клеопатра в лабиринте эроса и власти», - отразившая не только тот факт, что Чечилия Бартоли стала первой женщиной, возглавившей Зальцбургский весенний форум, но и общую идею удивительно сложного взаимодействия рационального с эмоциональным, выходящую далеко за пределы сугубо гендерной обусловленности. О том, насколько глубоко решила Бартоли копнуть эту тему, говорит программа фестиваля, в которую вошли не только такие шлягеры, как генделевский «Юлий Цезарь в Египте» и «Клеопатра» Массне, известная, впрочем, скорее знатокам, чем широкой публике, но и редко исполняющиеся произведения Берлиоза, А. Рубинштейна, и даже мировая премьера монооперы Р. К. Щедрина «Клеопатра и змея», написанная по заказу фестиваля специально для Анны Нетребко, которая отказалась от выступления всего за несколько дней и была заменена немецкой певицей Мойкой Эрдман и самой Чечилией Бартоли. По окончании фестиваля стало совершенно очевидно, что одним из секретов его столь невероятного успеха стало именно собственное участие римской богини вокальной точности, в которой с Бартоли сегодня могут сравниться очень и очень немногие. Но дело, конечно, не только в феноменальной виртуозности певицы.

Только искренняя увлеченность, личное обаяние и менеджерский профессионализм могли позволить Чечилии Бартоли собрать в одном месте в одно время столь невероятный по качеству ансамбль исполнителей и дирижёров. София Кох, Весселина Казарова, Анна-Софи фон Оттер, Пётр Бечала, Андреас Шолль, Филипп Жарусски, Кристоф Дюмо, Йохан Ковальски, Людовик Тезье. Симфоническим оркестром Баварского радио, оркестрами Моцартеума, «Il Giardino Armonico», Мариинского театра четыре дня и вечера руководили маэстро Джованни Антонини, Владимир Федосеев, Джон Элиот Гардинер, Валерий Гергиев. Такая концентрация звёзд, какую редко встретишь и на более именитых мероприятиях, проводимых в столь сжатые сроки, не могла не найти отклик в душе публики, готовой на столь интенсивный культурный отдых (программа фестиваля кроме симфонической и оперной музыки включала в себя еще драму, два концерта с участием молодых дирижеров и тематический «египетский ужин»). Но даже этот менеджерский успех Бартоли вряд ли превзошёл её творческую самоотдачу и продемонстрированное мастерство. Певица выступала не только в основной программе, состоявшей из новой постановки оперы Генделя «Юлий Цезарь в Египте» и барочного концерта «Cleopatra Virtuosa», но и в заключительном концерте, участия в котором «счастливо избежала» наша Анна Нетребко.
Центральным событием стала, конечно, опера «Юлий Цезарь» в постановке Моше Лейзера и Патриса Корье. По поводу сценической версии этой оперы Генделя австрийская пресса перепугалась уже в тот момент, когда у задней части Дома для Моцарта, где проходил спектакль, появился настоящий боевой танк. Дальнейшее было уже не столь любопытно: охра, золото и зелень в сочетании с леопардово-ягуаристой расцветкой, сильно популярной в этом сезоне на пляжах Ланжерона в Одессе, стали основой неоригинального оформления, а нелепые нагромождения аллюзий из современной истории взаимоотношений Евросоюза со странами Ближнего Востока, помноженные на предсказуемую фривольность и карикатурную неуместность некоторых мизансцен, оставили впечатление весёлого карнавального капустника на заданную тему. То, что заданная тема в сочетании с глубиной музыкального материала, никак не подходила к созданному видеоряду, режиссёров не особо беспокоило, и упрекать их в этом особо не стоит: ребята работают в рамках общеевропейского постановочного тренда среднего уровня. Летающие гигантские петарды в сцене битвы египтян, перешедших на сторону Цезаря с «гвардией» Птолемея, и прочие спецэффекты иногда забавляли, иногда вызывали рвотные рефлексы (в сцене, когда Птолемей вынимает из «статуи» Цезаря внутренности и начинает есть его сердце). В целом было немного too much, и на поклонах заслуженный шквал зрительских «бу!» постановщики, разумеется, получили.

Исполнительская сторона спектакля, транслировавшегося австрийским телевидением, к счастью, по качеству была на порядок выше, если не сказать, что вообще из иной галактики. Чуть суховатое, но местами экспрессивно-жёсткое, а местами лирично-мягкое звучание барочного «Il Giardino Armonico» было несколько непривычным, но однозначно заслуживающим внимания в качестве полноценной самостоятельной интерпретации.

Из исполнителей главных партий прежде всего нужно отметить непередаваемое по качеству звучание Филиппа Жарусски, исполнившего партию Секста. С некоторой усталостью, но весьма корректно прозвучал Андреас Шолль в партии Цезаря: местами певцу удавалось блеснуть яркими нотами, но в целом исполнение было далеко от ожидаемого. Фантастический образ беспринципного подонка Птолемея сделал Кристоф Дюмо, хотя иногда его голос «выезжал» из контртенорового диапазона. Йохан Ковальский своим уникальным тембром, но с некоторой разговорной надтреснутостью, озвучил небольшую партию Нирены - служанки Клеопатры. Обертонистый вокал Рубена Дроле, исполнившего партию Акиллы, был без особого энтузиазма встречен публикой, хотя технических огрехов артист не допускал, да и сценический образ был на высоте по своей пассионарности (особенно в арии в начале второго действия). Ровно и аккуратно, хоть и не без экспрессии исполнила Анна-Софи фон Оттер партию Корнелии. Очень органичен был в роли Курио Петер Кальман: и голос, и актерская игра - всё было прекрасно. Но ярче всех на общем фоне выделялась и вокальным мастерством, и пластикой, разумеется, Чечилия Бартоли, исполнившая Клеопатру. Долгие устойчивые легато, виртуозные переходы, мягкие, словно порхающие фиоритуры - всё вызывало сплошной восторг. Вообще играли все великолепно. Было ощущение, что карнавальная затея постановщиков пришлась артистам по вкусу. По этой причине послевкусие от спектакля осталось весьма праздничным и гармоничным, как это ни странно.

К сожалению, мне не довелось побывать на сольном концерте Бартоли «Cleopatra Virtuosa»: на мероприятие, проходившее в небольшом зале зальцбургского Моцартеума, билетов было не достать ни за какие деньги. Но, к счастью, хозяйка фестиваля приняла участие в заключительном вечере «Cleopatra Orientale», основной изюминкой которого была мировая премьера минимонооперы Р. К. Щедрина «Клеопатра и Змея». Вообще сама история этой премьеры, которая едва не сорвалась из-за отказа Нетребко от выступления по причине болезни, стала настоящим событием, реальный драматизм которого едва ли уступал драматизму, царящему в произведениях, из которых была составлена программа фестиваля. Столь экстремальные обстоятельства, в которых оказались и участники, и организаторы концерта, проявились и административные, и просто человеческие черты нового руководителя фестиваля: найти за пару дней исполнительницу, которая согласилась бы выучить совершенно новый, сложнейший вокальный текст на незнакомом языке, чтобы вдохнуть жизнь произведение, ни разу нигде не исполнявшееся, - это настоящий подвиг. Но большего восторга заслуживает сама Мойка Эрдман, получившая статус спасительницы не только первого исполнения произведения Щедрина, но и репутации всего фестиваля. Откровенно говоря, после прослушивания состоящей из сплошных крещендо и диминуэндо, напряженнейшей партии Клеопатры, которую сочинил для сопрано Щедрин, я серьёзно усомнился в надёжности озвученной причины отказа Нетребко от участия в этом проекте. Насколько я могу судить о вокальной кондиции нашей знаменитой певицы, она бы это просто не спела, и отказ, конечно, нанес меньший урон её репутации, чем то качество, которое смогла бы предложить наша всемирная примадонна в этом материале.

Однако, кроме щедринской премьеры и блестящего «бонусного» выступления Бартоли, исполнившей «Parto, Parto» из «Милосердия Тита» и мотет «Exsultate, jubilate» Моцарта, в программе было много оркестровой музыки в исполнении музыкантов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Поразительная монолитность струнных, общая корректность, скульптурная завершенность и отточенность каждой фразы - давно уже стали визитными карточками исполнительской манеры Мариинского оркестра, и даже почти регулярный брачок в звучании меди не может снизить впечатление о восхитительной техничности питерских музыкантов. Но вот если говорить не о технической стороне, а об эмоциональной, то очень часто после игры Мариинского оркестра остаётся впечатление, что музыканты не очень хорошо понимают, что и зачем они играют. Сегодня это удивительным образом проявилось в исполнении известной сюиты «Вальпургиева ночь» из «Фауста» Ш. Гуно: Гергиев настолько замедляет темпы, что этот яркий, пульсирующий дивертисмент превращается в какой-то вальпургиев «тихий час», так как многие, даже оживленные части звучат, как колыбельная. В качестве компенсации финальный «шабаш» был исполнен в нестерпимом неврастеническом темпе, что, конечно, убедило в способности оркестра играть быстро, собранно и чисто, но - кому оно было надо?

Однако это был единственный серьёзный промах маэстро, потому что и Увертюра А. Рубинштейна «Антоний и Клеопатра», и музыка Прокофьева к «Египетским ночам», сопровождавшая страстное декламирование Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой, были исполнены выше всяких похвал.

Подводя итог своим впечатлениям от фестиваля, должен с некоторым ироническим сожалением отметить, что новый арт-директор превратил это камерное событие в насыщенный мелодраматический марафон, после которого градус эстетического утомления любого человека, рискнувшего посетить все более или менее интересные мероприятия (а это 5-7 утренников и вечеров за четыре дня!), сложно описать. Вместе с тем, я уверен, что вряд ли кому-либо придёт в голову обвинять Чечилию Бартоли в том, что малозаметный Троицкий фестиваль уже в первый год её руководства занял равное по статусу место наряду с фестивалем Летним.

анонсы, on line, певцы, Бартоли, премьеры, фестивали

Previous post Next post
Up