Утраты. Мария Биешу

May 16, 2012 15:03

Народная артистка СССР молдавская оперная прима Мария Биешу скончалась в среду утром на 77-м году жизни после продолжительной тяжелой болезни, сообщил РИА Новости ответственный работник Союза музыкальных деятелей Молдавии
13:32 16/05/2012 http://www.ria.ru/culture/20120516/650473982.html

Ушла из жизни известнейшая молдавская оперная прима Мария Биешу
КИШИНЕВ, 16 мая - РИА Новости. Народная артистка СССР молдавская оперная прима Мария Биешу скончалась в среду утром на 77-м году жизни после продолжительной тяжелой болезни, сообщил РИА Новости ответственный работник Союза музыкальных деятелей Молдавии.
Лауреат госпремии СССР, Герой социалистического труда, лучшая исполнительница в мире партии Мадам Баттерфляй, Мария Биешу родилась 3 августа 1935 года в селе Волонтировка района Штефан Водэ. В 1955 году будущая певица была принята без экзаменов в Кишиневскую государственную консерваторию, которую окончила в 1961 году, получив затем приглашение в Молдавский государственный театр оперы и балета.
В театре Биешу дебютировала в 1962 году в опере "Тоска" Джакомо Пуччини. С 1965 по 1967 годы молодая певица стажировалась в миланском театре Ла Скала. В этот же период она становится лауреатом Международного конкурса имени П. И. Чайковского и побеждает на Международном вокальном конкурсе в Японии, где завоевывает титул "Лучшая Чио-Чио-сан мира".
Биешу выступала на оперных сценах в СССР, США, Чехословакии, Германии, Болгарии, Югославии, Румынии, Венгрии, Польши, Финляндии, Австрии, Японии, Австралии, Кубы, Израиля и Бразилии.
В репертуаре певицы насчитывалось около трех десятков оперных партий в таких операх как "Тоска" и "Мадам Баттерфляй" Пуччини, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" Чайковского, "Отелло" и "Трубадур" Верди, "Паяцы" Леонкавалло, "Алеко" Рахманинова, "Норма" Беллини, "Сергей Лазо" Гершфельда, "Сельская честь" Масканьи, "Виват, маэстро" Доницетти, "Адриенна Лекуврер" Чилеа и во многих других.
Почти каждый год в Кишиневе под патронатом примадонны проходил международный фестиваль оперного и балетного искусства "Приглашает Мария Биешу".
Мария Биешу основала и около 30 лет была бессменным руководителем Союза музыкальных деятелей Молдавии.
Похороны известной оперной певицы пройдут в субботу на центральном кладбище Кишинева, где она будет погребена рядом с могилой ее матери.
===
Фотолента РИАН - http://ria.ru/photolents/20120516/650551096_4.html

===
Светлая память

===
UPD: В Молдавии объявлен национальный траур в день похорон Марии Биешу - http://lenta.ru/news/2012/05/17/traur/

"Президент Молдавии Николай Тимофти объявил субботу, 19 мая, днем национального траура в связи со смертью молдавской оперной певицы Марии Биешу. Об этом сообщает агентство OMEGA. - http://omg.md/ru/104377/
В этот день Биешу будет похоронена на центральном кладбище Кишинева. По всей стране приспустят государственные флаги. В 12 часов дня по местному времени, жители республики почтят память оперной дивы минутой молчания."
===
http://www.kommersant.ru/doc/1935257
Советская звезда итальянской выучки
Умерла Мария Биешу
[Некролог]
Некролог


Фото: РИА НОВОСТИ

На 77-м году жизни в Кишиневе умерла Мария Биешу - народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии, "лучшая Чио-Чио-сан" 1966 года и просто одна из самых незабвенных советских оперных певиц второй половины ХХ века.

"Возможно, кто-то и завидовал мне, но я не знала об этом - мне всегда только улыбались. Может быть, они делали вид, что рады мне, не знаю, но я никому не делала зла" - так в одном из интервью Мария Биешу подытожила человеческое измерение своей карьеры, в которой действительно было много завидного. Еще в восемнадцать лет она - просто голосистая уроженка патриархального молдавского села, которая учится на мелиоратора в сельхозтехникуме. И вот проходит лет пятнадцать, и она уже оперная певица с международным реноме, у которой за плечами школа театра "Ла Скала" и перед которой открыты самые невероятные карьерные возможности что в Советском Союзе, что за границей.

Даже по меркам СССР, где "социальные лифты" для особо одаренных выходцев из национальных республик кое-как, но работали, это внушительный маршрут, пускай для сегодняшней оперной индустрии с ее стремительными темпами он и кажется несколько затянутым. По окончании пресловутого сельхозтехникума она была принята без экзаменов в Кишиневскую консерваторию; дальше ей, уже дипломированной певице, могла бы светить работа до пенсии в фольклорном ансамбле, но тут вмешались далеко идущие культурные планы руководства: созданный в 1955-м Молдавский государственный театр оперы, балета и драмы остро нуждался в хороших оперных голосах. В 1962-м, спев свою дебютную "Тоску", Биешу была зачислена в труппу театра, который потом много лет решительно боролся за позиции одного из самых предприимчивых в репертуарном смысле оперных домов союзного значения. Помимо общеупотребительных названий, в его репертуаре в 1970-е были, например, такие редкие по советским меркам произведения итальянских веристов, как "Турандот" Пуччини и особенно "Адриенна Лекуврер" Чилеа (которая и по сей день, после недолгой жизни в афишах Большого театра, в России нигде не идет).

В кишиневском театре бережно относились к перспективным кадрам, и в 1965-м Мария Биешу уехала из Кишинева в Милан на стажировку, где училась петь Тоску, Аиду, Чио-Чио-сан по освященным многолетней историей лекалам итальянской вокальной школы. А потом, очевидно, в очередной раз сработало сарафанное радио, объединяющее вокальных педагогов и оперных менеджеров: недостатка в ангажементах, в том числе и самых лестных для любого оперного певца, с тех пор не было. На первом вокальном состязании конкурса имени Чайковского в 1966 году первых призов она не получила, но зато в том же году взяла все возможные премии на японском конкурсе имени Тамаки Миуры, легендарной исполнительницы партии Чио-Чио-сан. С этого времени к имени Биешу и приклеился ярлык "лучшей Чио-Чио-сан", который еще долго сопровождал ее карьеру.

Может быть, тому виной именно миланская выучка, а может, происхождение из условно "романской" части Советского Союза, но среди советских сопрано ее поколения она была, пожалуй, самой итальянской. Причем не только в смысле отличного итальянского произношения, но и в смысле чувства фразы, мелодического вкуса, удивительной окраски ее гибкого и звонкого голоса - в лучшую ее пору сравнения, скажем, с Ренатой Тебальди совсем не выглядели преувеличенной лестью. И бельканто, и веризм она пела на итальянском с той прекрасной и тщательной адекватностью, которая была мало кому из ее советских коллег по плечу.

В сущности, она могла бы стать самым успешным в международном смысле советским сопрано после Галины Вишневской - но не захотела. Когда та же самая Рената Тебальди неудачно заболела, нью-йоркский Met предложил Биешу большой контракт с дюжиной выступлений в главных партиях, однако певица не согласилась - как она уверяла, причиной был не столько окрик со стороны министра культуры СССР Екатерины Фурцевой ("Маша, а вдруг ты родину потеряешь?"), сколько любовь к своей Молдавии. Даже переезд в Москву с тем, чтобы петь исключительно в Большом театре, ей показался излишним.

В постсоветской Молдавии певица жила тяжело, несмотря на титулы, полученные от новой республики, и на возможность устраивать свой собственный фестиваль - "Приглашает Мария Биешу". Ее многолетней партнершей в организации фестиваля была покойная Ирина Архипова, тепло относившаяся к искусству коллеги с 1966 года, со времен конкурса Чайковского, в заседаниях жюри которого принимала участие Архипова. Похоронена Мария Биешу будет в Кишиневе послезавтра.
http://www.kommersant.ru/doc/1935257

персоны, утраты, певцы, ВП

Previous post Next post
Up