Что то давненько не писала о духовном. Все армия, Израиль и серые будни.
Но вот вспомнилось лето в Беларуси, истории еврейских местечек и то что от них осталось. А что могло остаться? Синагоги.Синагоги были центром еврейской жизни местечек, поэтому мне важно показать, что было и что осталось от былого великолепия культуры
штетла.
Это будут не большое
(
Read more... )
Просто по еврейскому закону синагога считалась местом для молитвы, и туда запрещено заходить по личным делам (в частности чтобы согреться).
Поэтому главные синагоги, в которых молились самые серьезные евреи, делали "холодными", чтобы туда заходили только для молитвы или учебы, а не просто, чтобы спрятатся от мороза.
Со временем это устражение исчезло, как и те люди, которые готовы были терпеть холод и неудобство ради службы Творцу.
Вот информация от р. Ури Суперфина на эту тему:
"Распространенный обычай был в холодных странах - не ставить печь в синагоге, а если была уже, не топить ее зимой. Про рабби Йосефа из Познани (зять "Нойда беЙегуда") рассказывают, что он, обладая длинной окладистой бородой, во время молитв зимой в синагоге выглядел просто феерично: из-за конденсата от дыхания, который замерзал, волосы бороды у него превращались в некое подобие сосульки! :) "При мегадим" (90 гл., ЭА 22) считается с таким положением вещей и советует тем, кто уж совсем не приемлет такие условия, идти молиться в... "бейт а-мидраш". Там-то всегда топили. :)
По-простому, это устрожение практиковалось из-за того, что алаха запрещает заходить в синагогу для личных нужд, как то поход в туалет (актуально сегодня), погреться или, наоборот, охладиться и т.п. (ШО ОХ гл. 151)"
Reply
Reply
Leave a comment