Новый сетевой порядок

Mar 22, 2013 22:18

Что такое «новый сетевой порядок» и зачем Вам, уважаемый читатель, что-то о нем знать? Начнем, пожалуй, со второго вопроса «Зачем?». Во-первых, чтобы быть готовым к новым тектоническим сдвигам мироустройства, которые должны произойти на наших глазах. Во-вторых, чтобы быть вооруженным определенным инструментарием, который будет необходим в изменившихся условиях. Наконец, весьма вероятно, что и текущие события в мировой и отечественной политике и экономике станут для Вас более понятными.
Теперь, когда цели нашего с Вами общения ясны, определим тот предмет, о котором пойдет речь далее. Новый сетевой порядок - это новая и наиболее современная система хранения и передачи информации (СХПИ), основанная на сложном взаимодействии техники, сетей связи и людей. Ее категориальными отличиями от предыдущих систем распространения являются мгновенная доступность и распространямость информации, сопряженная с возможностью оперативной консолидации заинтересованных лиц.
Исторически можно выделить следующие этапы развития СХПИ:
  1. устный
  2. письменный
  3. печатный
  4. телекоммуникационный
  5. сетевой
Характеристики устной системы хранения и передачи информации, бытовавшие до распространения письменности, казалось бы, сложно оценить в связи с отсутствием источников по данной тематике. Однако мы до сих пор используем эту СХПИ и можем сказать, что для нее характерны низкая скорость распространения и высокая степень потери данных. Хотя существуют свидетельства о профессиональном заучивании текстов, массового характера такое обучение не носило, а целенаправленное сохранение информации о способах охоты на мамонта прекратилось сразу, как только утратило свою бытовую актуальность. Основной информацией, которая дошла до следующего этапа развития, очевидно, являются приметы, поговорки, сказки, предания, песни, частушки, в общем, всё то, что принято называть фольклором - результаты художественного коллективного творчества народа, отражающие его жизнь, воззрения, идеалы. Можно сказать, что благодаря устной системе передачи информации сохраняется язык. Какие-то исторические события отразились в легендах, однако основная История это продукт письменной СХПИ.
Вероятно, следует признать, что наиболее ярким и значимым успехом устной системы распространения информации является деятельность Иисуса Христа и его 12 учеников. Несмотря на то, что письменность в то время уже была известна, информация распространялась в проповедях, так как последователи должны были обращаться к большим массам людей, в том числе и не владеющих навыками письменной речи. С большой степенью вероятности можно судить и о том, что подобные успехи случались и ранее, однако не были зафиксированы, т.к. следующий тип СХПИ еще не был в должной мере развит, а значит подобные события не могли быть сохранены.
Письменная система передачи информации оказалась много надежней предыдущей (видимо, поэтому Моисей спустился с горы с заповедями-скрижалями, а не устным сообщением), хотя и не являлась логичным продолжением развития устной традиции, т.к. линейная экстраполяция развития устной речи подсказывает нам возникновение аудиозаписи. В основном благодаря письменному типу СХПИ мы имеем представления о древней истории. Археологические находки хороши, но они не способны дать полной картины событий; актуальной для археологии остается и проблема датировки. В качестве вершины влияния письменной системы информации на жизнь общества мы отметим деятельность Мартина Лютера. Реформация католической церкви началась с «95 тезисов» вывешенных 31 октября 1517 года на двери Замковой церкви в Витеннберге. Конечно, к этому времени книгопечатание в Европе уже было изобретено (называются разные даты, самая поздняя из которых 1455 год), однако распространения и влияния оно все еще не имело. Так что мы опять имеем дело с некоторым переходным периодом в СХПИ, и вероятно именно печатное распространение тезисов Лютера впоследствии оказало определяющее влияние на ход Реформации.
Печатная система существенно увеличила скорость распространения информации. Даже десяток монахов-писцов, единовременно воспроизводящих летопись для нужд различных школ и монастырей, не могли сравниться в скорости и точности создания тиража с одним печатным прессом. Именно в этот период зарождается светская литература. Печатная система обрела свою полную силу с распространением и усовершенствованием типографий и вылилась в появление массовых периодических изданий. Даже тираж небольшого издания за месяц - 10 000 экземпляров превосходит количество копий Библии, переписанных монахами отдельно взятого монастыря, а может быть, и всех монастырей Европы, за всю историю их существования. Тиражи же популярных изданий доходили до 275 000 экземпляров в неделю в России и 700 000 в США.
В России после реформ 1860-х годов, предпринятых Александром II и приведших как к росту городского населения, так и к изменению системы образования, число читателей и структура чтения заметно изменились. В сборнике статей «От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы» авторитетный российский социолог культуры, историк литературы А.И. Рейтблат приводит интересные наблюдения: «Значительное место в чтении учащихся в 1860-е гг. занимала эмигрантская литература, прежде всего - издания Герцена. В Петербургском университете, по воспоминаниям одного из студентов, «с жадным вниманием читали мы, собравшись в кружок у кого-либо из нас, издаваемые Герценом-Искандером в Лондоне "Колокол" и "Северную звезду", обсуждая и комментируя по нашему разумению всякую статью этих журналов, восхищаясь как замечательной стилистикой и языком их автора-эмигранта, так и содержанием их, всегда одухотворенным горячим желанием свободы и прогрессивных реформ для России».
Согласитесь, данное описание характера хождения информации в учебных заведения поразительно совпадает с характером хождения информации за авторством Алексея Навального. Можно отметить и удачный язык, и горячие обсуждения и желание прогрессивных реформ… Даже упоминание Лондона выглядит уместным. Однако в печатную эру скорость распространения информации и возможности консолидации сторонников той или иной идеи были заметно слабее сегодняшних. Создать кружок единомышленников, действующий в своих интересах против власти, собирать и распространять литературу далеко не так легко, как создать группу Вконтакте и делится ссылками. И скорость социальных, политических, государственных изменений была значительно ниже, так что протесты и революции случились только через 50 лет, и вновь в переходный период, на этот раз от письменного к телекоммуникационному. Хотя определяющее влияние вновь оказали старые способы распространения информации - устная агитация и листовки, газеты, брошюры.
Телекоммуникационный период начался с развитием технических средств связи. Коммерческая эксплуатация электрического телеграфа впервые была начата в Лондоне в 1837 году. В 1858 г. была установлена трансатлантическая телеграфная связь. Затем был проложен кабель в Африку, что позволило в 1870 году установить прямую телеграфную связь Лондон - Бомбей (через релейную станцию в Египте и на Мальте). 25 июня 1876 года. Александр Белл впервые продемонстрировал свой телефон на первой Всемирной электротехнической выставке в Филадельфии. 31 декабря 1898 года открылась телефонная линия Москва - Петербург. Отдельные изобретения, необходимые для создания кинематографа были сделаны еще в 1880-х, однако эра кино связана началом производства и демонстрации короткометражных фильмов, с именами братьев Люмьер, 28 декабря 1895 года в Париже продемонстрировавшим свой первый фильм. В течение 1896-1897 годов публичные демонстрации короткометражных фильмов были произведены во всех мировых столицах. В России первый показ был организован 4 мая 1896 года в Санкт-Петербурге, затем в Москве и на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Телеграф, затем телефон, радио и телевидение сделали информацию доступной еще большему числу людей. Сравнивать скорость передачи информации посредством этих новаций со скоростью доставки писем и движения гонцов просто смешно. Не случайно большевики захватывали в первую очередь типографии и телеграфы: они ставили под свой контроль распространение информации.
Сегодня мы живем в очередной переходный период - от письменной к сетевой системе передачи информации. И как мы видим из исторической ретроспективы, спокойных переходных периодов от одной СХПИ к другой не бывает. И арабские «твиттер-революции» выглядят на этом фоне всего лишь предзнаменованием настоящих изменений в нашем обществе.
Previous post
Up