Жёлтая угроза.

Nov 12, 2017 21:15




[Что об этом думают дальневосточники...]Желтая безопасность

Есть такая модная тема - "желтая угроза". Говорят, российский Дальний Восток в некоторой обозримой перспективе "неизбежно" отойдет Китаю и что фактически он уже давно китаизирован… Редкий случай: здесь те, кого мы привыкли называть либералами, сходятся с теми, кого мы привыкли называть патриотами. Только первые говорят спокойно: ничего не поделаешь, придется отдать. Вторые рвут на себе рубахи и готовятся проигрывать войну.

Я живу во Владивостоке (до Китая по прямой - примерно полсотни километров) и никак не пойму, откуда этот страх. Говорят, в нашем Дальневосточном федеральном округе людей мало, а в Китае много, поэтому китайцы неизбежно придут сюда… Да, население Дальнего Востока, на закате СССР превышавшее 8 миллионов человек, теперь почти на четверть меньше продолжает снижаться, пусть уже не такими стремительными темпами, как в 1990-х. Но сам по себе этот факт еще не приговор, даже если мы вынесем за скобки наши ядерные ракеты.

Во-первых, в граничащих с нами китайских провинциях людей тоже относительно немного (климат неподходящий). Во-вторых, не боится ли, к примеру, малонаселенная Канада, что ее захватят США? Или почему бы не допустить возможность захвата России Европой? Это ведь с Европой мы столько воевали. Это Европа развязывала в Китае "опиумные войны", а не наоборот. Это русская армия (вместе с другими) была в Пекине, а не китайская в Москве. Или Наполеон, Гитлер и НАТО родились в Китае? В захват шведами или финнами Выборга никто не верит, зато все верят в китайскую опасность. Хочется добавить: "Ибо абсурдно".

Возможно, все дело в том, что европейцев мы привыкли считать своими, а китайцев чужими. Европа в нашем понимании - черепичные крыши и милые люди, Китай - варвары с раскосыми и жадными очами. Да, у нас с китайцами не все было гладко: в 1689-м - Албазин, в 1929-м - КВЖД, в 1969-м - Даманский… Но закадычные англичане с французами бились по веку подряд. И ничего, дело соседское… Кто-нибудь может объяснить, зачем вообще Китаю наш Дальний Восток? Нет здесь ни Гроба Господня, ни Святого Грааля. На это глубокомысленно и туманно возражают: китайцы "мыслят тысячелетиями". Пусть так, но почему им не пойти на Казахстан, Монголию, Вьетнам, на Тайвань, наконец? Почему непременно к нам?

А может, это мы, непостижимым образом освоившие самую большую территорию в мире, мыслим тысячелетиями? Может, вслед за Крымом Россия вернет и КВЖД с Порт-Артуром (был когда-то такой размашистый проект - "Желтороссия"), и Аляску с Калифорнией? Кроме шуток: чем такая постановка вопроса абсурднее ужастиков об отторжении Дальнего Востока в пользу Китая?

В Китае, у границы с нашим Приморьем, есть торговый город Суйфэньхэ ("Сунька"). Два года назад в нем официально разрешили хождение рубля, а уж по-русски там говорят примерно все. Но представим, что, к примеру, в Уссурийске разрешат хождение юаня. Все сразу же заговорят об угрозе национальной безопасности - и, наверное, будут правы. А в Суньке никто почему-то не боится "ползучей экспансии русских" или "белой угрозы"…

Некоторые жители так называемой Центральной России (в географическом смысле центр России - давно Сибирь) уверены, что на Дальнем Востоке живут уже миллионы китайцев, просто власти это скрывают. Но скоро состоится референдум, по итогам которого большинство дальневосточников выскажется за присоединение к Китаю.

Это не я выдумываю. Подобный бред регулярно появляется и в блогах, и в серьезных вроде бы СМИ. Пусть приезжают в Приморье, покажут мне китайцев. У нас есть пара китайско-вьетнамских рынков, гроздь чифанек, где подают салат "Харбинский" и мясо "Гобажоу" под гаоляновую водку… Но это, во-первых, не то количество, которое способно перейти в иное качество. Во-вторых, с конца XIX века и вплоть до 1930-х тех же китайцев ("манз") во Владивостоке насчитывалось больше на порядки - в разные периоды до 30-45%. И ничего, китайским город не стал. А потом его вообще закрыли для иностранцев до 1992-го.

После недавнего падения рубля многие китайцы, имевшие здесь бизнес, уехали. Зато туристов из КНР по тем же причинам стало больше. Появились, да, и вывески на китайском, но мы же заинтересованы в турпотоке? Оседлых китайцев на нашем Дальнем Востоке примерно столько же, сколько краснокнижных тигров. Всесоюзных гастарбайтеров из Средней Азии куда больше.

Кажется, пора брать наших китайцев под охрану.

источник



[И что об этом думают представители власти и аналитики...]Китайцы уходят с российского Дальнего Востока

Появились крайне любопытные данные об изменении структуры миграции на российский Дальний Восток. Страхи по поводу «заселения Дальнего Востока китайцами» все больше оказываются мифом - и связано это со стремительным обогащением КНР. На смену уезжающим из региона россиянам приезжают совсем другие иностранцы - из куда более бедных стран.

Секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, выступая в Якутске на совещании по вопросам национальной безопасности в Дальневосточном округе, сообщил, что в этом году число прибывших в округ мигрантов увеличилось на 15%. В целом оно составило 400 тыс. иностранных граждан.

Эта цифра особенно наглядна на фоне массового отъезда из региона собственно граждан России. «За последние 20 лет отток коренного населения Дальнего Востока составил почти 2 млн человек. Это почти 20% населения макрорегиона», - цитирует Патрушева портал властей Якутии.

Кто же именно прибывает на Дальний Восток вместо уезжающих россиян? Один из наиболее распространенных мифов гласит, что данные территории активно заселяют китайцы. Но факты говорят совсем иное.
«Это не китайские, а, скорее всего, среднеазиатские мигранты», - заявил  руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» московского Центра Карнеги Александр Габуев. Экономическая ситуация в Центральной Азии в последнее время ухудшается, а потому миграционный поток оттуда в Россию растет.

В целом миграционная картина на Дальнем Востоке изменилась: на смену миграции из соседнего Китая пришла миграция из далеких Узбекистана и Таджикистана. По словам Габуева, на первое место в Дальневосточном регионе вышли гастарбайтеры из Средней Азии, затем идет Китай, а потом КНДР. Эксперт говорит, что невооруженным глазом видно, что в регионе стало больше лиц гостей из Центральной Азии, хотя раньше их практически не было, в отличие, скажем, от Москвы и Петербурга. «По косвенным данным, большой приток из Узбекистана и Таджикистана», - указал собеседник. «Может быть, речь идет и о перераспределении миграционных потоков внутри России. Теперь больше едет туда, а не в Москву и Питер», - добавил он.

Зато количество китайцев на Дальнем Востоке сокращается, отметил Габуев. В качестве основной причины он называет экономический кризис в России и падение курса рубля. Кроме того, по его словам, в Китае идет «структурное старение»: сокращается население трудоспособного возраста, постепенно рабочие места в своей стране становятся гораздо привлекательнее, чем то, что можно найти в России.

А вот количество северокорейских мигрантов держится примерно на одном уровне, подчеркивает Габуев. В то же время объявленные в субботу санкции Совбеза ООН могут привести к остановке этого потока, поскольку он запретил принимать на работу новых гастарбайтеров из КНДР. Однако по мнению собеседника, еще непонятно, как они будут реализовываться. Габуев отметил, что мигранты из КНДР находятся в той же нише, что и из Узбекистана или Таджикистана. «Это дешевая дисциплинированная рабочая сила, которую могут нанимать местные частники и которую могут оформлять и на госстройки», - указал он. Китайцы же все же больше сейчас задействованы в проектах с китайским капиталом, в сельском хозяйстве, на стройках, отчасти в торговле, рассказал эксперт.

Приток мигрантов из Китая сокращается, соглашается с Габуевым и ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Ким Ен Ун
«Внутри Китая быстро растет спрос на рабочую силу. 10 лет назад ВВП КНР составлял 700 млрд долларов, а сейчас он в районе 13 трлн долларов. Чтобы производить такое количество продукции, нужны рабочие руки. Очень много людей, которые раньше искали работу за пределами Китая, находят ее внутри страны», - подчеркнул Ким Ен Ун.

Север-восток Китая, который как раз и граничит с Дальневосточным округом России, раньше считался проблемным, там отставало экономическое развитие, однако ситуация меняется, указал Ким Ен Ун. Все идет к тому, что через 15 лет там, наоборот, возникнет серьезная нехватка рабочей силы, полагает эксперт.

Эксперт не исключил, что часть нелегалов приезжает на Дальний Восток даже из Вьетнама. «Население там - уже больше 80 млн, рабочих мест для них не хватает. Многие предпочитают уезжать за рубеж», - указал Ким. По его словам, в Россию многие вьетнамцы едут по старой памяти, поскольку сохранились связи с советских времен.

Однако граждане КНР, КНДР или Вьетнама «не являются питательной средой для терроризма», - подчеркнул собеседник, отметив, что эта проблема скорее касается выходцев из мусульманских стран. Так Ким прокомментировал тезис Патрушева о том, что нелегальная миграция, сократить которую властям пока не удается, «по-прежнему угрожает обеспечению общественной безопасности, является питательной средой для терроризма, трансграничной преступности, криминализирует экономические отношения», как сказал секретарь Совбеза, отметив как пример все более частые случаи использования мигрантами подложных документов, фиктивных постановок на учет.

Ранее уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова отмечала, что нелегальная трудовая миграция создает серьезное напряжение в обществе. Генпрокурор Юрий Чайка ранее сообщил, что центры для содержания нелегальных мигрантов переполнены из-за недофинансирования депортаций. Напомним, в конце прошлого года РБК сообщал, что прирост мигрантов, по официальным данным, вернулся на «докризисный» уровень 2012-2013 годов. Легально к началу этого года в России находились более 10 млн иностранцев, из которых каждый четвертый указал своей целью пребывания работу.

«На Дальнем Востоке, если брать федеральный округ, живет 6,2 млн человек. Сколько там мигрантов находятся на «постоянке» - большой вопрос, но 400 тыс. - это не та цифра, которая должна вызывать какое-то волнение,

- полагает Габуев. - Мне не кажется, что это вообще какая-то опасность». Рост нелегальной миграции, подчеркнул собеседник, это вопрос к миграционной и пограничной службе. Однако по его мнению, это выливается скорее в недополученные бюджетом налоги от работающих в теневом секторе мигрантов, чем в какое-то демографическое засилье иностранцев.

Что же касается оттока русскоязычного населения с Дальнего Востока, то это структурная проблема, к которой мигранты имеют только косвенное отношение. «Там просто структура экономики такая, что мало высокооплачиваемых рабочих мест, куда бы русский человек считал незазорным пойти», - подчеркнул Габуев. «Русские во Владивостоке улицы не метут и дороги не кладут, но при этом многие жалуются на отсутствие какой-либо работы», - подытожил собеседник.

источник


===================================================
Вангуют Китаю перестройку.
...Никакой уникальной социальной модели Китай пока не создал.
И как образец для России восприниматься не должен - он пойдет вслед за нами.
Но китайцам повезло - они вторые, после СССР.
Поэтому у них перед глазами примеры того, что делать-  не надо.
Сумеют воспользоваться - удержат страну от распада и деградации.
Горбачеву и Ельцину не удалось.

Прогноз такой: Если Си Цзиньпин не начнет властно-политическую реорганизацию в ближайшие год-два, то она отложится на срок до 10 лет (варианты в указанном выше посте).
Но потом все равно произойдет.
А сегодня Си Цзиньпин - это китайский Брежнев.

Куда движется Китай? Си Цзиньпина - китайский Брежнев?

Его «социализм китайского образца в новой эре» - это брежне https://t.co/onY2as89gj pic.twitter.com/4kvOlQBXLQ
- ПолитВести (@PolitVesti) 12 ноября 2017 г.

ДальнийВосток, СМИ, прогнозы, Китай

Previous post Next post
Up