Мне не хватает литературы. Мне не хватает тех переживаний, которые я каждый раз испытывала, говоря с детьми о Серебряном веке, о Блоке, о Толстом, Достоевском, Булгакове и Бунине. За несколько лет без школы мое мировоззрение расширилось, старые добрые знакомцы (произведения имеются в виду) приросли новыми смыслами. Я больше чем уверена, именно сейчас мне есть, что сказать детям. Но есть одно НО.
Я не хочу в школу. Я не хочу вновь столкнуться с этой системой. Я не хочу воевать с дурными тетками в официально-деловом стиле с официально-деловым образом мыслей. Тетками - пустыми внутри, не несущими детям ничего, кроме своих исковерканных представлений о мире, представлений позавчерашних, абсолютно не нужных, нелепых. Помпезный официоз и дурацкое бумагомарательство, профанация самого смысла образования.
Гуманитарное образование - в жутком загоне! Уже просто перезрела необходимость на уровне министерства принимать какие-то документы, программы, которые приведут литературное образование в соответствие сегодняшнему дню. Кто составляет эти стандарты?! При всей любви и уважении к Тамаре Федоровне Курдюмовой, ну невозможно же продолжать учить детей по таким учебникам! Да, когда-то они были хороши. Но надо признать - сейчас эти учебники морально устарели! Немудрено - автору 93 года! Это прошлый век хронологически и абсолютно позавчерашний день в осмыслении материала! Ну, сколько можно в пятом классе читать «Царевну-лягушку»! Сколько можно читать одну и ту же сказку Пушкина!!!
Почему не предложить детям для чтения по программе то, что им реально нравится?! Да, я согласна, должен существовать некий обязательной компонент, без которого не обойтись. Но есть же и запрос сегодняшнего дня!
Я до сих пор помню баталии на кафедре по поводу «Гарри Поттера». Сидела старая клуша завкафедрой 80 лет и с пеной у рта вопила, что чтение этой книги нужно запретить. На мой абсолютно невинный вопрос, читала ли она сама это произведение, заслуженная-перезаслуженная мадам, отличник народного просвещения ответила: «Не читала и не собираюсь». Это как вот оценить? В итоге я с детьми разговаривала об этой книге, воруя от уроков и обязательной программы по 10-15 минут… Но это же неправильно?... В этом году столкнулась с тройкой по литературе у собственного ребенка. 6 класс. Обзор по календарной обрядовой поэзии. Один урок. После него - тест, нужно определить, какому празднику и времени года может принадлежать четверостишие. Полный провал. Несколько троек - остальные двойки. Причина для меня - очевидна. Страшно далека от современных детей эта часть русской культуры и литературы. И после одного обзорного часа проводить такого рода тесты - преступление. Профессиональное. Нужен как минимум цикл уроков. Потом - праздник. Можно приурочить к конкретной дате, чтобы дети всеми органами чувств осязали то, о чем им на уроках говорится. В конце-концов, «подворовать» на это дело классный час. И классному руководителю хорошо, и учителю литературы. Патриотическое воспитание. Национальная самоидентификация. Кажется, так это всё принято сегодня позиционировать?...
Летом отрабатывали с ребенком список летнего чтения. Удивительным образом, но моей дочуне нравится то же самое ( исключение - приключения), что и мне в ее возрасте. До сих пор вспоминает «Человека-амфибию» и «Голову профессора Доуэля»! (Эх, не добрались до «Острова погибших кораблей» - жалко!) Я, пообщавшись с подруженцией моей, которая до сих пор в игре, поняла, что именно эти книги читают все! И всем - нравится! Почему их нет в обязательном чтении?... Почему составителями учебников не учитывается возраст?! Может быть, ровно потому, почему исчезла из программ филологического факультета детская литература?... Учитель же старших классов, которому в руки попадает фантастическая по глубине русская литература, просто обязан говорить и осмысливать текст современно!
Почему программа «Пусть говорят» уже несколько лет бьет все рейтинги и держится на самой верхушке среди всех телевизионных продуктов? Потому что в ПГ - простые люди, простые истории. Перипетии человеческих судеб. А что может быть интереснее ЧЕЛОВЕКА? Судьбы человека? Ничего.
Я помню, как впервые взяла 10 класс и дошла до Толстого. Льва Николаевича. Боже, как страшно было! И как хотелось показать детям того Толстого, которого я люблю! Толстого-человека! Начала я рассказ о нем со рассказа о своей поездке в Ясную Поляну. Как я, Ира, шла по аллеям усадьбы, какие чувства испытывала, показывала фотографии, вспоминала свои ощущения на могиле Льва Николаевича… Рассказала детям то, как сама - человек конца 20 века - воспринимаю этого человека… Рассказала о том, каким я понимаю этого человека… А потом мы говорили не об "образе Андрея Болконского" и образе "Наташи Ростовой", а о мужчине - Болконском и девушке - Наташе... Как вы понимаете, это условные Наташа и Андрей, также мы говорили и об Элен, и о Пьере - обо всех, мертвые образы стали живыми людьми... И это реально зацепило! Недавно лентой ФБ принесло мне такой вот материал
http://the-province.ru/people/chitay-gorod-uchitel-literatury - размышления учителя литературы о том, какие книги нужно убрать из детского чтения. В числе прочих - «Война и мир». Я категорически не согласна! Если говорить об этой книге доступным юношеству языком, она пойдет на ура! Главное - не гнать! Уделить именно этой книге столько времени, сколько сам учитель посчитает нужным. В соответствии с траекторией развития именно того класса, где идет этот разговор. А еще - дать учителю именно литературы свободу… Да, безусловно, есть стандарт, который необходимо освоить. Но в рамках этого стандарта дайте мне волю двигать те самые пресловутые часы так, как я, конкретная Ира Алпатова, считаю нужным! Где-то - чуть поменьше, где-то - чуть побольше. Там, где нужно, побольше! Побольше - на разговор о литературе! Поменьше - на те самые уроки контроля, биографии и тесты. Побольше - Маяковского и Есенина, Толстого и Достоевского. Блока...
Помните эти строки:
***
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
***
...И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Ну, скажите мне, разве это не про нас?
Разве это не про события на Болотной?
Разве это не про Pussy Riot?
Разве это не про убийство отца Адельгейма?
Разве это не про Бирюлево?
Разве это не про десятки других событий, ежедневно мелькающих в наших новостных лентах,
занимающих интернет-пространство и наши умы и мысли?
Разве это не блестящая характеристика нас, нынешних, нас, жителей 21-ого столетия,
если перефразировать легендарную рок-оперу…
Ну, и любимое, музыкальное.
Что, как мне кажется, отражает смысл этого ...крика души.
Click to view