В связи со всеми политическими перипетиями и словесными спекулятивными баталиями вокруг темы Великой Отечественной, мне вот что стало интересно.
Как в новой реальности, которую сейчас активно стараются продвигать некоторые псевдоисторики, в этом году будут восприниматься самые что ни на есть живые и настоящие, знакомые каждому из нас, а не только архивариусу Минобороны, документы - фронтовые песни?
Как нынешняя, морально изуродованная Украина будет слушать вот эту песню:
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война.
- это ведь Шульженковский «Синий платочек», между прочим, знакомый каждому, впитанный, кажется с молоком матерей наших… Клавдия Ивановна пела для фронта, для бойцов, сама была украинкой, до сих пор в Украине живут ее потомки, родственники… Родилась великая певица в Харькове - Российской империи… Пела в Советском Союзе, для бойцов Красной армии… Кто она сейчас будет для украинцев? Заблудшая овца? Муза кровавой гэбни?
А вот еще:
А когда не будет немцев и в помине,
И к своим любимым мы придем опять,
Вспомним, как на запад шли по Украине...
Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.
И еще:
В далекий край товарищ улетает,
Родные ветры вслед за ним летят.
Любимый город в синей дымке тает,
Знакомый дом, зеленый сад и нежный взгляд.
- эти строчки, между прочим, потрясающей, всем известной песни, написаны в Киеве, в 1939 году, автор, Долматовский, вспоминал об этом так: «Поездка в Киев - всегда счастье, а тут еще и пора цветения каштанов, беззаботная весна 1939 года. И еще невозможно себе представить, что придется лежать в истоптанной ржи с винтовкой на подступах к этому городу, а потом переплывать ледяной Днепр, а потом - не скоро, не скоро - проходить по разрушенному Крещатнику».
А вот эти строки:
Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
- были написаны в Ташкенте, в 1942 году в Ташкенте, куда эвакуировалась Киевская киностудия. Шли съемки киноленты «Два бойца». Музыку к фильму писал известный композитор Никита Богословский. Идея «Темной ночи» пришла режиссеру картины Леониду Лукову. Из воспоминаний Никиты Богословского: «Однажды вечером пришел ко мне Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни». И так взволнованно, так талантливо рассказал мне и тему песни, и ее настроение, что я, сев к роялю, сразу, без единой остановки сыграл ему мелодию «Темной ночи», которая и вошла потом в фильм без изменения. Луков сразу же и безоговорочно принял музыку - видимо, она полностью совпала с его видением будущей сцены. Вызвали срочно поэта Владимира Агатова, он тут же, присев к столу, написал стихи, почти без помарок. Разбудили Бернеса, отсыпавшегося после утомительных съемок, где-то уже поздно вечером раздобыли гитариста, ночью на студии записали фонограмму, а наутро Луков в декорации уже снимал Бернеса под эту фонограмму»…
В узбекском Ташкенте спасали украинскую киностудию… туда эвакуировались ленинградцы, москвичи, те же киевляне… Узбекские женщины помогали переживать войну славянкам, пока их, узбекские мужчины, также воевали на фронте, вместе с родными тех, кого они приютили…
А вот и еще интересное и всем известное:
А смуглянка-молдаванка
Отвечала парню в лад:
- Партизанский, молдаванский
Собираем мы отряд.
- может, теперь и молдаване начнут заявлять, что они единолично выковали Победу?...
Для нынешних украинцев все это неактуально. Так же, как не актуальны для них вот такие строки:
Зачем им зорьки ранние,
Коль парни на войне,
В Германии, в Германии,
В проклятой стороне.
- Германия теперь не проклятая сторона, а Земля обетованная…
А русские солдаты, наши Сережки с малой Бронной и Витьки с Моховой - это не Победители, а агрессоры… И даже «Стоит под горою Алеша, в Болгарии русский солдат» - это не символ Победителя, освободившего Европу от фашизма, а символ оккупации для европейцев, да?…
Да. Кто бы мог подумать, что нам, рожденным в Советском Союзе, доведется жить в такие ужасные, лживые, страшные времена…
Но… история ведь любит ходить кругами…
Возможно, что вот эти строки:
Нас опять Одесса встретит как хозяев,
Звезды Черноморья будут нам сиять,
Славную Каховку, город Николаев,
Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать
- опять зазвучат по-новому… Как звучали когда-то давно, 70 лет назад. Когда бойцы Красной армии освобождали оккупированные территории Украины…