История интересная.Все началось примерно неделю назад...
Крупнейшая российская интернет-компания "Яндекс", на прошлой неделе заявившая о планах листинга на Нью-Йоркской бирже Nasdaq, сообщила, что была вынуждена предоставить ФСБ личные данные россиян, сделавших через платежную систему ресурса пожертвование в пользу сайта Алексея Навального.Дальше эти данные каким-то странным образом оказываются в руках представителей движения "Наши",и они начинают звонить людям,пожертвовавшим свои средства.
Как рассказал BBC Навальный, в "Яндексе" его заранее предупредили о возможных действиях органов, и в дальнейшем он, возможно, будет вести сбор средств через собственный сайт организации. В представленном "Яндексом" проспекте эмиссии среди возможных рисков значатся "поглощение олигархами", "конкуренция со стороны государственного поисковика" и вынужденный двойной листинг в Нью-Йорке и Москве.
Пишет
Андрей Илларионов "В принципе, для людей, ведущих бизнес в России или хотя бы активно интересующихся происходящими событиями, всё изложенное ниже не является новостью. Интересно же то, что эти общеизвестные (но от того не менее возмутительные) факты об условиях своей работы публикует компания, стремящаяся получить деньги от иностранных инвесторов, для которых многие вещи станут откровением.
Оригинальный текст написан на английском языке и весьма велик по объёму (31 страница).
СуперИнвестор.Ru предлагает сокращённый, но
достаточно полный перевод тех разделов документа, что касаются политических и страновых рисков".
Риски инвестирования и ведения бизнеса в России...
...
Вторым важным фактором риска, который оказывает серьезное влияние на бизнес «Яндекса», является законодательная система, действующая в России и других странах, в которых работает компания. Именно эта система создает пространство правовой неопределенности для бизнеса и инвестиций, а подобная неопределенность может привести к значительному падению стоимости как акций компании, так и всего бизнеса, и резко ухудшить финансовые показатели «Яндекса» и его положение на рынке.
Экономическое законодательство в России и других странах, в которых мы работаем, остается достаточно новым и постоянно меняется. По этой причине важными чертами существующей законодательной системы являются:
· несоответствия между различными законами и подзаконными актами, регулирующими экономическую деятельность;
· лакуны в законодательной системе, которые приводят к отсутствию отдельных подзаконных актов или задержке в их принятии;
· избирательное применение законов и законодательных норм, подчас - по политическим и финансовым мотивам;
· недостаточное количество документов, разъясняющих уголовное и административное законодательство;
· недостаточный опыт судей и судов в рассмотрении экономических и арбитражных споров;
· недостаточная независимость судов и следователей от различных политических, общественных и экономических группировок;
· недостаточные ресурсы судебной системы;
· высокая степень свободы действий со стороны судебных органов и органов государственной власти
слабые процедуры банкротства, которое нередко становится способом давления на бизнес.
Рассмотрим каждую из этих особенностей более подробно.
Прежде всего стоит отметить, что в системах гражданского права стран, в которых мы работаем, судебные прецеденты, как правило, не имеют обязательного влияния на принимаемые решения. Кроме того, далеко не все принятые в стране законы и судебные решения доступны для общественности или организованы таким образом, чтобы облегчить их понимание. Исполнение судебных решений на практике нередко затруднено.
Все эти факторы приводят к тому, что судебные решения выносятся непредсказуемо, а эффективные средства правовой защиты остаются неопределенными. Наконец, судебные иски и расследования, которые ведут различные исполнительные органы в отношении компаний, могут быть легко использованы в политических целях...
Отдельной сложностью ведения бизнеса в России является также то, что местные властные структуры могут принять решение о том, что компания занимает доминирующее положение на рынке. Это повлечет за собой введение ограничений на операционную деятельность, что также значительно повлияет на бизнес, финансовые показатели компании и результаты ее работы. Сегодня Федеральная антимонопольная служба России предъявляет различные требования к компаниям, в отношении которых было признано, что они занимают доминирующее положение на рынке. Мы верим в то, что ФАС не должна исследовать рынок адресной интернет-рекламы в России. Однако если ведомство начнет это делать, оно может принять во внимание долю, которое компания имеет на этом рынке и сделает вывод о том, что «Яндекс» занимает доминирующее положение в одном или в большем количестве секторов, в которых мы работаем. В случае, если это произойдет, на компанию могут быть наложены ограничения по дальнейшим покупкам других компаний, а также введено обязательство предварительно извещать властные структуры о любых изменениях стандартного договора с рекламодателями и партнерами Яндекса по рекламной сети, а также любые специально заключаемых соглашениях с партнерами по бизнесу.
В дополнение к этому, нам будет предписано отказываться от заключения контракта с любой третьей стороной, который в определенных обстоятельствах может рассматриваться как злоупотребление доминирующим положением и привести к наложению на компанию административного взыскания и штрафа в размере до 15% нашего годового дохода на рынке интернет-рекламы за предыдущий год. Эти ограничения могут ограничить нашу операционную и коммерческую гибкость и оперативность и могут неблагоприятно повлиять на наш бизнес, финансовое состояние и результаты деятельности компании.
Еще одним значимым фактором риска являются грядущие президентские выборы в России. До тех пор, пока они не состоялись, в стране существует некоторая политическая и экономическая неопределенность, которая может помешать компании в ближайшее время реализовать разработанные планы развития бизнеса.
Следующие президентские выборы в России запланированы на март 2012 года. Мы ожидаем, что до этих пор в стране будет повышен градус неопределенности во всем, что касается различных политических, законодательных, административных и экономических изменений. Любые изменения политики правительства, если таковые произойдут после выборов, никаким образом не могут быть спрогнозированы, однако могут нанести ущерб нашему бизнесу.
Не меньшим риском является прессинг со стороны органов власти.
Компании, которые работают в России, особенно те, которые уже известны на рынке, могут стать объектом политического преследования или агрессивного применения противоречивых или двусмысленных законов или подзаконных актов. Что в свою очередь может существенно повлиять на наш бизнес, ухудшить финансовое состояние компании и результаты ее деятельности.
Большая часть экономического законодательства в России была принята относительно недавно, многие акты все еще недостаточно хорошо истолкованы. В результате правоприменительная практика этих законодательных актов может быть непредсказуемой. В дополнение ко всему сказанному отметим, что органы государственной власти в России имеют высокую степень свободы и время от времени осуществляют правоприменительную практику таким образом, что их действия не могут быть истолкованы иначе, как исходящие из определенных политических и экономических интересов. Подобные действия включают в себя: прекращение или признание недействительными договоров, отзыв ранее выданных лицензий, неожиданные налоговые проверки, заведение уголовных и гражданских дел. Федеральные и местные органы власти в России в прошлом использовали распространенные недостатки в делопроизводстве в качестве предлога для возбуждения судебного преследования компаний и предъявления требований о признании недействительным сделок и транзакций - и по всей видимости это делалось в политических целях. Мы не можем дать гарантию, что различные регуляторы, судебные органы или какие-либо третьи лица не будут в будущем преследовать нашу компанию при помощи законов, подзаконных актов или каких-либо других норм.
В предыдущие годы российские власти предприняли целый ряд явно политических мер в отношении группы бизнесменов и работающих в России компаний. В том числе это были действия, направленные на то, чтобы заставить компанию технически нарушить закон и обвинить её в нарушении законов, которые на момент совершения компанией правонарушения еще не вступили в силу - в частности нарушения в несоблюдении налогового законодательства. Примером могут служить сделанные в 2008 году заявления членов российского правительства в адрес одной российской компании, чьи акции торгуются на американских биржах: ей было вменено в вину то, что она якобы уходила от налогов посредством трансферного ценообразования (речь идёт о знаменитой истории с предложением Путина “послать доктора в Мечел” - СИ). Результатом таких заявлений стало падение цен на акции компании.
Российские власти могут применять двусмысленные или противоречивые законы таким образом, что это может нанести материальный ущерб нашему бизнесу, ухудшить финансовые показатели компании и ее экономическое положение. Эти действия порой могут стать причиной резких колебаний в цене активов компаний, которые ведут бизнес в России. Также они ослабляют уверенность инвесторов, которые вкладывают деньги в Россию и вызывают у них сомнения в том, что в стране проводятся рыночные и политические реформы.
Компании, которые находятся «на виду» в России, такие как наша, могут быть особенно беззащитны перед подобными политически мотивированными атаками. Некоторые российские телеканалы на себе испытали подобные политические атаки с целью захвата контроля над бизнесом или для смены руководства. Мы верим в то, что наш контент нейтрален, и это снижает риск того, что на «Яндекс» будут начата политически мотивированная атака, которая сможет каким-либо образом повлиять на работу компании. Более того: наш новостной сервис Yandex.News аггрегирует контент автоматически, и в этом процессе никаким образом не задействованы личные точки зрения каких-либо сторон. Однако определенные круги всё равно могут рассматривать Yandex.News как политически ангажированный сервис, что может привести к тому, что на компанию может быть предпринята политически мотивированная атака.
Различные бизнесы в России могут подвергаться агрессивным мерам воздействия со стороны самых различных финансовых групп, которые будут пытаться заполучить контроль над компанией, задействуя свое экономическое или политическое влияние или же связи в кругах правительственных чиновников. Эти финансовые группировки и отдельные олигархи богаты, хорошо организованы и время от времени ищут возможности получить контрольный или миноритарный пакет в приглянувшихся им компаниях в России посредством своего экономического или политического влияния или задействуя связи в кругах правительственных чиновников. Возможно, в будущем наша компания станет объектом одной из таких атак и не исключено, что у нас не хватит возможностей нейтрализовать нападение, в случае, если другая сторона будет иметь слишком большое политическое влияние.
Также на инвестиционный климат в России могут повлиять такие факторы, как нарастание военной или политической напряженности или экономические противоречия между Россией и другими странами СНГ. Все перечисленное также может вызвать падение цен на акции на биржах.
Мы обращаем внимание, что между Россией и другими странами СНГ, а также в отдельных российских регионах, например в Чечне, существуют политические, этнические, религиозные и социокультурно-исторические противоречия, которые могут перерасти в напряженность и в вооруженные конфликты. В 2010 и в начале 2011 года в Москве произошли два теракта, и оба были квалифицированы как совершенные по политическим мотивам. Отношения России и Украины временами переживают достаточно длительные периоды сильной напряженности. Политические противоречия, вооруженные конфликты и другие экономические споры как в самой России или между Россией и другими странами СНГ могут повлиять на стоимость акций компаний, которые ведут бизнес в России, и также стать причиной падения цен акций и нашей компании.
Возможно самым главным фактором риска являются неожиданные изменения в российском налоговом законодательстве или непредсказуемое правоприменение уже существующих законодательных норм. Всё это также может нанести материальный ущерб нашему бизнесу, ухудшить финансовые показатели компании и ее экономическое положение.
В последние годы в российской налоговой системе произошли значительные изменения. Российские власти постепенно меняли законодательство в части основных налогов, таких как налог на прибыль, НДС, налог на имущество и другие налоги, вводя новые главы Налогового кодекса. Кроме того, российские налоговые органы проводили агрессивную политику сбора налогов и усиления контроля за соблюдением налогового законодательства. Технические нарушения противоречивых законов и правил, многие из которых являются относительно новыми, и не являлись ранее предметом широкого применения или толкования, может привести к тому, что на любую компанию может быть наложен штраф.
Компании, играющие заметную роль на рынке, особенно беззащитны перед агрессивными требованиями законодательства или перед двусмысленностью отдельных положений Налогового кодекса. Многие компании сегодня обязаны обсуждать свои налоговые платежи с сотрудниками налоговой инспекции, которые, в свою очередь, могут потребовать от компании заплатить куда большую сумму в бюджет, чем требуется по закону. Наши налоговые обязательства могут легко стать больше, чем мы ожидали и даже больше того, что имеется на балансе компании. Любые дополнительные изменения налоговых обязательств компании, равно как и любые непредвиденные изменения российского налогового законодательства, могут оказать большое негативное влияние на наши будущие результаты деятельности, финансовое состояние компании и ее платежный баланс в отдельно взятый период.
Российская налоговая система всегда испытывала сложности из-за противоречий в налоговом законодательстве. К примеру, Налоговый кодекс недостаточно ясно определяет возможности вычета из налогов определенных расходов. Поэтому порой компания может получать претензии со стороны налоговых органов в том, что агрессивно уклоняется от выплат, в то время как она всего лишь пытается заплатить налоги так, как это написано в действующем законе. Подобная правовая неопределенность может привести к тому, что на компанию может быть наложено большее налоговое бремя, чем ожидалось, а сам бизнес будет подвергнут штрафам и другим мерам воздействия - несмотря на то, что усилия были направлены лишь на то, чтобы полностью соблюсти законодательство.
Как правило налогоплательщики подвергаются проверкам за период в три предшествующих календарных года от того момента, когда налоговые органы проводят финансовый аудит предприятия. Дополнительные налоги при этом доначисляются как минимум каждые два года. Когда налоговые власти закончили проверку нашего российского подразделения за 2005-2007 год, нам было объявлено, что компания недоплатила 20 млн рублей - с процентами и пени. В удовлетворение этих требований мы в итоге заплатили 14 млн рублей. Финансовая проверка деятельности предприятия за 2008-2009 год проводится в настоящий момент.
В октябре 2006 года Высший Арбитражный суд РФ издал постановление «Об оценке Арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», в котором было введена концепция «необоснованной налоговой выгоды» и сказано, что она не является основанием для получения вычета. Указанные в поставлении примеры касаются случаев, когда эта «необоснованная выгода» была получена в ходе операций, проведенных не для целей бизнеса (например с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей, только с целью избежать уплаты налогов). Налоговые органы в настоящее время активно ищут при проверках компании такие операции. И хотя идея постановления заключалась в том, чтобы прекратить налоговый террор компаний, на практике оказалось, что не существует никаких гарантий того, что налоговые органы не будут трактовать эту норму более широко, чем ее определяет ВАС РФ.
Отдельно отметим, что и сами налоговые органы, и суды явно выразили желание широко толковать возможности уголовного преследования за налоговые нарушения. В результате, нынешняя российская налоговая система налагает дополнительное бремя на наши операции в России, увеличивает их стоимость и затрудняет как само налоговое планирование, так и принятие любых бизнес-решений. Кроме того все перечисленные факторы также повышают риск внезапного введения произвольных или обременительных налогов на нашу деятельность в России или наложения на компанию пени, штрафов и применения к ней принудительных мер налогового воздействия. Это опять-таки может существенно отрицательно повлиять на наш бизнес, финансовое состояние компании и результаты ее деятельности.
http://superinvestor.ru/archives/6513