Дело о «Клевете из корыстных или иных низменных побуждений»

Jan 09, 2011 12:14

Пишет davidaidelman

Умида Ахмедова, фотограф и документалист, была признана виновной в клевете и оскорблении узбекского народа в рамках дела, которое вызвало негодование в художественных кругах по всему региону, пишет The New York Times.

Хотя обвинения предполагали лишение свободы сроком до трех лет, судья отменил приговор, даровав Ахмедовой амнистию по случаю 18-й годовщины независимости Узбекистана.
Предметом судебного разбирательства стала книга "Женщины и мужчины: от рассвета до заката", опубликованная в 2007 году, и документальный фильм "Бремя девственности", вышедший годом позже. Оба проекта осуществлялись на гранты посольства Швейцарии в Ташкенте.

Это первый узбекский фильм, который поднимает такую актуальную, причем не только для Узбекистана, но и для всех стран Востока, тему сохранения девичьей невинности к моменту бракосочетания.


В частности рассказывается о местных методах проверки при помощи голубинного яица.

Первая часть фильма посвящена истории одной сельской девушки. Ее мать рассказывает, как наутро после пышной свадьбы, при большом стечении народа ее дочь была с позором изгнана из дома жениха и возвращена свекровью в отчий дом.
После такого позора девушка несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством, однако мать и сестры уберегли ее от этого.
Ей уже тридцать лет, но замуж она так и не вышла. Несчастливо сложилась судьба и у ее бывшего жениха: женившись во второй раз, он не нашел своего счастья, и теперь жалеет, что позволил родителям выгнать свою первую жену из дома.
Вторая часть фильма - анонимные интервью с людьми самых разных профессий: социологом, врачом, служителем культа и даже с судмедэкспертом. Авторы фильма общаются и с пожилыми женщинами из разных кишлаков, когда-то столкнувшимися с этой проблемой.По народному обычаю, наутро после первой брачной ночи родственники жениха спешат вывесить на всеобщее обозрение простыню с пятнами крови - свидетельством невинности невесты. И позор девушке, если ее простыня окажется чистой. Иногда, чтобы избежать скандала, молодожены идут на обман и окрашивают простыню заранее припасенной кровью. Если же простыня остается чистой, то невесте грозит жестокое общественное осуждение, да и юношам приходится несладко. В некоторых кишлаках, по словам героев фильма, даже бывали случаи самоубийств несостоявшихся мужей.
В Узбекистане, особенно в сельской местности, большинство родителей молодоженов приветствуют соблюдение столь архаичного обычая. Родственники жениха часто настаивают на медицинской проверке девственности невесты перед свадьбой. Более того - этот обычай приветствуются и известными в республике учеными.
Если же перед свадьбой невесте поверили «на слово», а после первой брачной ночи простыня осталась чистой, то тут три варианта: либо девушка не отдалась мужу, либо девственная плева прорвалась бескровно, либо невеста к свадьбе уже не была невинна. Чтобы разрешить возникшую проблему, родственники жениха ведут девушку к судмедэксперту, который определяет, когда именно произошла (если произошла) дефлорация: вчера-позавчера или уже давно.
Так, по словам одной из героинь фильма, посвятившей себя защите прав женщин, одна из девушек написала письмо известному в республике доктору медицинских наук с вопросом, можно ли как-то избежать этой «экспертизы». Врач, в свою очередь, публикует ее письмо в своей новой книге, где и отвечает ей: «Да, избежать кабинета гинеколога можно. Но нужно пригласить одну или двух специально подготовленных женщин, которые проверят наличие девственной плевы с помощью небольшого голубиного яйца…»

Авторы фильма «Бремя девственности» предоставляют зрителям самим решать, хорош этот обычай сегодня или плох.


Есть у экспертов и жалобы к снимкам Ахмедовой.В судебной жалобе обвинители утверждают, что фотографии Ахмедовой нарочно выставляют жизнь узбекской деревни в неприглядном свете..



Работы Ахмедовой получили ряд международных наград. Однако эксперты, назначенные правительством Узбекистана, пришли к выводу, что снимки и фильмы Ахмедовой разрушают духовные ценности страны, являются "клеветой и оскорблением узбекского народа.
Дело на Умиду Ахмедову было заведено по инициативе Узбекского агентства по печати и информации.
Фотографа обвинили по статьям 139, ч.3, п. «г» Уголовного кодекса республики («Клевета из корыстных или иных низменных побуждений») и 140, ч.2 («Оскорбление в печатном или иным способом размноженном тексте либо в средствах массовой информации»). Первая из этих статей предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, вторая - штраф до 400 минимальных зарплат или исправительные работы сроком от одного года до двух лет.
Умида Ахмедова рассказала, что в первый раз ее вызвали в милицию 17 ноября. Капитан Нодир Ахмаджанов по телефону пригласил ее в Мирабадский РОВД для дачи свидетельских показаний по поводу выхода ее фотоальбома «Женщины и мужчины: от рассвета до заката».
«Он даже не знает, что такое «этнография», - сообщила «Фергане.Ру» Умида Ахмедова. - «Я ему сказала, что занимаюсь «этнографией». Он спрашивает: «А что это такое?» Я говорю: «В своем творчестве я в основном интересуюсь жизнью народа с этнографической точки зрения. Снимаю народные обряды, традиции, свадьбы. В чем тут клевета?». Вопрос остался без ответа».
Судья удовлетворил ходатайство адвоката Ахмедовой о приглашении дополнительных свидетелей - «экспертов», составивших текст комплексной экспертизы о работах журналистки (на основе этой «экспертизы» ее и осудили). К удивлению присутствующих после перерыва на обед перед ними предстали несколько экспертов из этой команды. Выяснилось, что ни один из них не является искусствоведом и даже не считает себя специалистом в какой-либо области искусства. Правда, один заявил, что преподавал в колледже рисование и сам увлекается фотографией - имеет фотоаппараты «Зенит» и «Киев», отмечает издание.
В конце заседания прокурор предложил суду признать Умиду Ахмедову виновной по инкриминируемым ей статьям и сразу применить к ней амнистию (при условии, что ее все же признают виновной). В итоге так и произошло.

Культура, Политика, Общество

Previous post Next post
Up