Я влюбилась, влюбилась с первого взгляда… В музей. Ни в какой-нибудь мимимишный, где кошечки, куколки, все миленькое да ладное. Все наоборот - музей мощный, брутальный, с железными конями… -
музей железных дорог России. Способствовали возникновению моего светлого чувства любимое сообщество
spbblog в лице
upsya и заместитель директора музея Павел Дунаев, который водил нас по музейной экспозиции почти пять (!!!) часов.
Многие петербуржцы, наверное, помнят, как в конце 2017 года у Балтийского вокзала народ собирался в огромные вереницы очередей. Задавая вопросы окружающим, по какому поводу уже в течение двух месяцев такое столпотворение наблюдается, многие горожане узнавали об открытии нового музея в городе.
Слышала много положительных отзывов о музее, сама так и не дошла. Поэтому с огромным удовольствием откликнулась на предложение
spbblog отправиться в музей в составе блогерской группы. То, что будет здорово, не сомневалась. Но чтобы настолько))))
Сказать, что мне очень понравилась музейная экспозиция, это ничего не сказать. Мне кажется, в нашем городе появился музей, который может запросто встать в один ряд с Эрмитажем и Русским музеем. Профиль другой, но масштаб экспозиции, музейные экспонаты, подача материала, продуманность пространства совершенно не уступают главным городским музеям. Я не буду описывать наш экскурсионный маршрут с остановкой у особенно интересных экспонатов. Если Вы придете в музей, все увидите своими глазами и услышите профессиональный рассказ экскурсовода.
Мне хочется рассказать о музейной экспозиции в плане ее организации, возможностей, предлагаемых мероприятий. Зачем идти в музей - отдыхать, изучать, узнавать, развлекаться, приятно проводить время? Давайте разбираться.
Музей, повторюсь, новый. Можно сказать, совсем юный. Возраст - чуть более года. Правда, экспозиция взялась не из ниоткуда. В новый музей переехали экспонаты с экспозиции, располагавшейся ранее на Варшавском вокзале. Многое было задумано, придумано, разработано специально для нового музея железных дорог.
Начну с комфорта и заботы о нас, любимых посетителях. На входе - фойе с кассами, гардеробом и камерой хранения, сувенирным магазином. В отличие от многих музеев, когда бытовые комнаты огромные, в единственном экземпляре и только на входе, здесь туалетные комнаты небольшого формата. При этом расположены они на всей музейной территории в достаточном количестве. В музее функционирует кафе. В ассортименте не только плюшки и чай/кофе, но и горячие обеды с первым, вторым и компотом. При этом, удаляясь на обеденную паузу, от железнодорожной тематики Вы не уйдете. Кафе оформлено в виде вагона-ресторана поезда.
Передохнуть можно и на самой экспозиции. Для посетителей установлены комфортные лавочки-банкетки, каждая из которых оснащена розетками для подзарядки техники.
А если усталость будет валить с ног, можно и прилечь. Глядишь, откроется второе дыхание…
Коли ребенок возник в кадре, замолвлю пару слов о
детском центре музея (расположен рядом с входным фойе). Мы заглянули, оценили - красочно, наглядно, разнообразно. Разработано несколько игровых программ, рассчитанных на детей разного возраста (3-12 лет), для участия требуется предварительная запись. Разноцветные дорожки перед центром не для красоты, они участвуют в одной из программ - по ним можно ездить на маленьких паровозиках.
Теперь обратимся к организации пространства. У музея огромная территория, площадь ее больше 50 кв.м. Фактически это три музейные площадки, объединенные одной тематикой и крышей, что немаловажно для комфортного пребывания в музее. Оценить масштабы экспозиции позволяет подробная
навигационная схема на сайте музея.
Для музея было отреставрировано и приспособлено под экспозицию историческое здание локомотивного депо Петергофской железной дороги XIX века. В нем располагаются залы, где посетителям предлагают окунуться в историю строительства железной дороги. Для наглядности и погружения в прошлое в этой части музея активно используют макеты. Их два, один воспроизводит Царскосельскую железную дорогу,
второй макет посвящен железнодорожной станции во Владивостоке. Оба макета действующие, поезда бегут, день сменяется ночью, включается подсветка…
Присутствуют и обычные стеклянные витрины с историческими экспонатами мелкого формата.
Витрины за стеклом, на которые можно только смотреть, разбавлены «установками», которые позволяют погрузиться в прошлое и стать его непосредственным участником. Способов несколько. У окошка железнодорожного телеграфа можно, воспользовавшись азбукой Морзе, попытаться создать сообщение-депешу.
Агрегат с огромным количеством слуховых трубочек не пропускает ни мал, ни стар. Прикладывая поочередно трубки к уху, Вы можете ознакомиться с разнообразием железнодорожных звуков - свистки, шум колёс и пара и т.д.
Историческое здание соединено стеклянным переходом с новым зданием (оно специально построено для музейной экспозиции). Из перехода открывается вид на уличную часть экспозиции. Ее мы не осилили, полюбовались из-за стекла. Но несколько слов о ней скажу. Только один экспонат «с улицы» - ракетный модуль «Молодец». Состоит из нескольких частей: тепловоз, вагон технологического оборудования, пусковая установка и командный пункт. По программе разоружения были утилизированы в 2002-2006 годах. Представленная в музее - единственная сохранившаяся. Еще один «Молодец» есть в Тольятти, но стоит без демонстрации самой ракетной установки.
Павел поделился с нами планами по дальнейшему оснащению уличной экспозиции. Возможно, над этим пространством появится стеклянная крыша. А еще рассматривается вопрос о переносе небольшого деревянного здания вокзала для установки в музее. Повторюсь, это планы и не самые ближайшие.
Новое здание построено в виде вытянутой подковы, полукруг которой напоминает веерное депо. В центре - поворотный круг.
Он, с одной стороны, используется по назначению. С его помощью расставляются железные экспонаты на экспозиции. Второе назначение - культурное. В обычной музейной жизни установленный паровоз служит фоном для живописной инсталляции.
Click to view
Иногда, по праздникам, поворотный круг превращается в небольшую концертную площадку. Задником для сцены может служить любой из выставленных в музее паровозов/тепловозов/локомотивов.
Поворотный круг исторического здания превращен в интерактивный комплекс «Стрелки времени». Возможности его многогранны. Вращая интерактивный круг, можно выбрать один из участков железной дороги на карте России, запустить его и любоваться пейзажами и видами, которые буду мелькать перед Вами, словно за окном железнодорожного вагона.
Особенный интерес вызывает оцифрованная копия почти 900-метрового живописного полотна художника-путешественника Павла Яковлевича Пясецкого. Панорамная картина была написана в 1894-1903 годах и изображает виды Транссибирской магистрали от Самары до Владивостока. Создавалась она на базе многочисленных путевых эскизов художника. Оригинал полотна, к слову, хранится в фондах Эрмитажа (разделен на 9 рулонов, каждый из которых намотан на валик).
Можно выбрать не участок дороги, а временной отрезок. Мы решили отправиться в будущее. Надо же посмотреть, что будет после сапсанов. Кстати, может случиться, что в скором времени, будущее железных дорог будет не только на экранах. В планах музея создать участок железнодорожного будущего.
Железнодорожной техники, как Вы понимаете, в музее железных дорог много.
Изучать и рассматривать ее можно разными способами. Например, в разрезе. На базе действовавшего паровоза Эр-791-81 в музее создан первый в истории России разрезной макет. Для удобства все узлы и агрегаты окрашены в различные цвета.
С помощью этого паровозного макета можно детально ознакомиться с принципом действия и внутренним устройством поезда. В частности, попытаться вникнуть в процесс преобразования тепловой энергии водяного пара в механическую работу. В мировых музеях такие макеты есть. Но только наш своим ходом, в смысле на своих колесах, ездил на выставку в Москву.
Еще один способ заглянуть во внутренности поезда - воспользоваться виртуальным сканером. Их в музее два. И вот такого оборудования в музеях мира нет, наше ноу-хау. Один аппарат сканирует внутренность тепловоза ТЭП 70,
другой - нутро пассажирского вагона высокопоставленного чиновника.
Вагоны всевозможного назначения можно исследовать тоже несколькими способами. Сканер показала. В некоторых вагонах устроили небольшие выставочные залы, что называется, по профилю. Небольшая экспозиция, повествующая о почтовых перевозках, разместилась, соответственно, в почтовом вагоне Самаро-Златоустовской железной дороги.
Опять к планам музея. Было временя, когда письма люди опускали в специальные отверстия почтового вагона. Вот такие.
Вскоре все любители отправлять почтовые открытки (я одна из них) смогут купить открытку и марку в сувенирном магазине на входе и отправить свое послание нужному адресату прямо из музея «по старинке». Музей гарантирует доставку корреспонденции по адресу и в срок. Дождемся и обязательно проверим))
В одном из вагонов разместилась выставка «Путешествие с Достоевским». Поднимаетесь в вагон, вспоминаете Федора Михайловича и осматриваете пассажирский вагон III класса пригородного движения. Все, как раньше, - вагонная обстановка, вентиляция, освещение, пепельницы и плевательницы (были и такие), туалет.
Нас еще запустили внутрь одного вагона. Вагон IV класса так называемых переселенческих поездов, на которых миллионы крестьян в поисках лучшей жизни переселялись в Сибирь.
Пропускная способность вагона, как Вы понимаете, мала. Сейчас музей разрабатывает «технологию» показа вагонов посетителям музея. Уже в этом весенне-летнем сезоне, по словам Павла, должна заработать акция «Экспонат месяца». В ходе нее и будут открыты для осмотра в порядке очередности отреставрированные вагоны.
В наше время музеи, стараясь привлечь посетителей, особенно молодых, в свои пенаты, вводят в экспозиции интерактив. Каждый музей делает это по-своему. Мне показалось, что сотрудники музея железных дорог смогли найти ту тонкую грань, когда раритетные подлинные предметы и интерактивные программы действуют сообща.
По музею «разбросаны» небольшие витрины, сооруженные из подручных средств, которые сами являются частью инсталляций. Чемоданы, коробки, бочки. Где-то это витрины с музейными экспонатами,
где-то - интерактивные экраны, которые (вот она, радость для детей) можно и пальчиком потыкать.
«Вишенкой» таких инсталляций, на мой взгляд, является композиция с вокзальными носильщиками. В одних чемоданах - витрины, в других - экраны. Кроме того, носильщики из разных эпох, и они общаются друг с другом. Делятся впечатлениями о работе.
И, пожалуй, последнее. Кроме вагонов, паровозов, тепловозов, витрин в музее работает целая армия помощников. Я сейчас не об экскурсоводах. Я говорю о фигурах в белом.
В одиночку или группами они визуально помогают понять, как это было. Некоторые фигуры молчаливые, другие - говорящие.
Вернее, говорят не сами фигуры. На небольших экранах, установленных вблизи скульптурных групп, демонстрируются небольшие фильмы. Рассказ очень информативный - что за человек перед нами, чем занимается на вокзале и т.п.
Мой рассказ затянулся. Я показала лишь малую часть. Можно оказаться у настоящего железнодорожного переезда, где не только шлагбаум, ожидающая машина, звук проносящегося поезда, но и дуновение ветра.
Можно оказаться в кабине ТЭП70 БС и
стать на время машинистом тепловоза.
Музейные экспонаты я сознательно обошла стороной. Надо идти и смотреть самому. Что могу сказать в заключение. Есть предметы/объекты/продукты, про которые говорят «два в одном». Музей железных дорог - это, если так можно выразиться, N-составляющих в одном месте. Есть флакон, где пластами сложены экскурсии, квесты (не только для детей), тренажеры, интерактивные игры, детские занятия, лекции, вкусный обед, осмотр вагонов, просмотр фильмом, обучающие программы и т.п. Можно прийти и выбрать одну или несколько составляющих. Можно, предварительно встряхнув флакон, взять от всего по чуть-чуть и провести насыщенный и разнообразный день в музее. Одно могу сказать точно, музей не для одного посещения. Ходить сюда и ходить. Тем более команда музейщиков пребывает в непрерывном творческом поиске и на постоянной основе добавляет что-то новое в музейную экспозицию.
Хочу еще раз сказать спасибо
spbblog за организацию экскурсии. Отдельная благодарность Павлу за безумно интересную, познавательную, доступную, понятную экскурсию. Это мы выдохлись, он - нет. Если бы мы по одному не начали дезертировать с экскурсионного поля, он мог бы еще не один час рассказывать о локомотивах, вагонах, планах, перспективах, идеях… Если команда музея хотя бы частично состоит из таких профессионалов и энтузиастов своего дела, как Павел, у музея светлое будущее.
Ни слова, ни фотографии не передадут красоту и насыщенность музейной экспозиции. Обязательно сходите сами. Равнодушных точно не будет)))
P.S. Спасибо всем участникам нашей многочисленной группы, особенно юным ее представителям, за приятную компанию.