Ассирийцы в Эрмитаже

Dec 18, 2019 09:08

Ассирийцев в Эрмитаже я ждала. Ждала с тех самых пор, как музей опубликовал выставочный план на год. Любовь к древним государствам у меня со школы. Поразили и захватили тогда, не отпускают по сей день. Естественно, что я пошла бы на выставку в любом случае. Но с подачи spbblog в лице zaoblachnaya оказалась на торжественном открытии выставки и смогла задать интересующие вопросы Гарету Бреретону, хранителю памятников древней Месопотамии Отдела Среднего Востока Британского музея, откуда и прибыли все экспонаты на эрмитажную выставку. Теперь по порядку…



Скульптурное лицо колоссального сфинкса, известняк, 700-695 г.г. до н.э

История ассирийцев насчитывает несколько тысячелетий. В IX - VII веках до н.э ассирийская держава представляла собой самое мощное государство той эпохи. Завоевательные войны ассирийских царей превратили Ассирию, государство на севере современного Ирака, в сердце огромной державы. Под напором воинственных ассирийцев пало множество стран на территории современной Сирии и Турции, был покорен Вавилон, захвачена часть Египта… Каждый ассирийский царь стремился увенчать военные победы строительством своего собственного дворца.



Благодаря царским дворцам искусство Ассирии стало известно потомкам. Дворцы возводили из кирпичей из необожженной глины (другой строительный материал здесь отсутствовал). Стены царских жилищ на высоту двух - трех метров покрывали каменными рельефами. После падения Ассирии в конце VII века до н.э дворцы вскоре разрушились и превратились в огромные бесформенные холмы. Нижние части стен, поддерживаемые каменными рельефами, сохранились, но были надежно спрятаны от людских глаз в течение многих тысячелетий.



Руины Ашшура

Ассирийская цивилизация была открыта европейскими археологами в 40-х годах XIX века. История обнаружения древних ассирийских городов очень похожа на приключенческий роман. Этой теме посвящена часть выставочного пространства.





Фредерик Чарльз Купер. Раскопки в Нимруде, 1850

Ассирийская держава пала почти тридцать столетий назад (!!!). От неё не осталось дворцов, мебели, одеяний, предметов быта... Только каменные рельефы, которые являлись своего рода средствами массовой информации ассирийской державы. Каменные книги в картинках позволяют отмотать время назад и легко представить, как жили древние ассирийцы, как воевали, поклонялись богам…

Входные порталы в выставочном зале устроены наподобие городских ворот древних городов. Заходим…



На мой взгляд, памятники искусства империй, которые существовали до нашей эры, всегда восхитительны и грандиозны. В них, казалось бы, соединилось несовместимое. С одной стороны - монументальность и масштабность сооружений. К сожалению, ни одна из колоссальных статуй древней Ассирии не сохранилась полностью. На выставке представлено скульптурное лицо колоссального сфинкса от фигуры, которая могла быть базой (основанием) гигантской колонны и выполняла защитную функцию.



Справа - миниатюрная модель базы ассирийской колонны



Другая сторона памятников древних цивилизаций - каллиграфичность изображений и тщательность в проработке мельчайших деталей. Каменные рельефы, представленные на выставке, можно рассматривать бесконечно долго. Древние мастера настолько досконально «вырисовывали» свои каменные полотна, что и через тысячелетия жизнь людей предстает «как на ладони».

Главная тема рельефов - прославление царя и его деяний. Царь в военном походе.



Настенный рельеф с изображением Ашшурнацирапала II в военном походе (фрагмент), камень, 875-860 г.г. до н.э.

Царь совершает ритуал поклонения богам.



Стелла с изображением царя Адад-нерари III, базальт, 805-800 г.г. до н.э.

Следующий памятник принадлежит к серии рельефов, на которых изображен триумф царя. Один из ассирийцев одет в львиную шкуру с пришитыми к ней колокольчиками. Надевание львиной шкуры, возможно, было традиционным ритуалом, производившимся сразу после битвы.



Настенный рельеф с изображением празднования победы, камень, 730-727 г.г. до н.э.

Еще одна важная составляющая жизни царя - охота на диких животных. На рельефе изображены слуги с охотничьими собаками, которым не терпится включиться в охоту. Состояние собак передано настолько достоверно, что даже чувствуется, как они рвутся с поводков.





Результат удачной охоты также можно найти на экспонируемых рельефах. Умирающий лев, как триумф царя над враждебными силами, которые воплощает царь зверей.



Следующая панель располагалась на входе в царские апартаменты для защиты дворца от злых духов. Представленная троица - из группы божеств-защитников.





Настенный рельеф с изображением духов-защитников, камень, 645-640 г.г. до н.э.

Еще одна важная тема рельефов - сцены из военных походов. Летящая колесница.



Вот ассириец настигает конного врага.



А здесь ассирийские солдаты преследуют арабское войско на грациозных верблюдах.



Осада крепости заканчивается гибелью воинов, которые прыгают в воду и тонут.





Сейчас сложно представить, но рельефы были цветные. Правда, вопрос, в какой степени раскрашивались рельефы, обсуждается на протяжении последних полутора веков и остается дискуссионным до сих пор. На выставке представлено несколько экспонатов, на которых сохранились остатки краски. Например, вот этот настенный рельеф с изображением головы лошади.



Гарет Бреретон, сотрудник Британского музея и хранитель ассирийских памятников, считает, что каждый из привезенных в Эрмитаж экспонатов уникален и неповторим, каждому из артефактов следует уделить внимание.



Правда, признался, что у него есть любимчики. Это сложные рельефы, на которых изображено много картинок, и которые интересно расшифровывать. Мы вместе разобрали один из рельефов и реконструировали достоверное историческое событие - царь Ашшурбанипал принимает добычу после взятия Вавилона.



На колеснице сам царь-победитель. Ашшурбанипал определяется безошибочно, его фигура больше остальных фигур.



Перед царем устроен смотр пленных, писцы принимают добычу, рядом - головы казненных пленников.



Вереница наложниц, которые несут узелки со своими пожитками, также предстают перед новым повелителем.



Отдельный раздел на выставке посвящен известной из курса школьной истории библиотеке царя Ашшурбанипала в Ниневии. Библиотека - это чудом сохранившиеся 30 тысяч глиняных табличек, покрытых клинописью. Все они нынче хранятся в фондах Британского музея.



Традиционно Эрмитаж подготовил к выставке объемный иллюстрированный научный каталог (уже в продаже) и выпустил видеофильм (демонстрируется в конце зала).



Как заметил на открытии выставки директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский: «Никто и никогда, кроме посетителей Британского музея, не видел ассирийские памятники в таком количестве». Как говорится, спешите видеть. Впервые в Эрмитаже, впервые в таком количестве и такого отменного качества. Открыли выставку 9 декабря, будет доступна до конца марта 2020. Понимаю, что не для всех так, но для меня это фееричное событие)



Государственный Эрмитаж. Манеж Малого Эрмитажа
«Я воздвиг там мой царский дворец…». Памятники ассирийского искусства из коллекции Британского музея

10.12.2019 - 29.03.2020

Дополнительные часы работы выставки (вместе с выставкой «Это сам Потемкин!»):

14 декабря - 28 декабря 2019
2 января по 29 марта 2020

Вторник, четверг, суббота с 18.15 до 21.00.

Входной билет приобретается в кассе Малого Эрмитажа с 18.00 до 20.00 в день посещения выставки. Стоимость - 300 рублей (без льгот).

spbblog, выставки, выставка ассирийского искусства, Петербург, спбблог, Эрмитаж, ассирийцы в Эрмитаже, Ассирия, впечатления, отчеты, выставки в Эрмитаже

Previous post Next post
Up