Поль Сезанн

Jan 19, 2011 15:29



Поль Сезанн родился 19 января 1839 года во Франции, в городе Экс-ан-Прованс в состоятельной буржуазной семье. Учился в коллеже Бурбон, где познакомился с Эмилем Золя, будущим знаменитым писателем. Затем Поль поступил в университет Экса, но ушёл из него, чтобы полностью посвятить себя живописи. Несмотря на то, что его отец не одобрял поступка сына, тем не менее, он не отказывал ему в средствах, которых вполне хватало на жизнь.
Первый период творчества художника (1860-1872) называется барочным, или романтическим. К этому периоду относятся работы «В комнатах», «Девушка у пианино».


Сезанн учился в Школе Изящных Искусств Экс-ан-Прованса, а затем побывал в Париже, где познакомился с художниками-импрессионистами Писсарро, Ренуаром, Моне и Сислеем.
Наступил второй период в творчестве Сезанна - импрессионистский. Участие в нескольких импрессионистских выставках оказалось для Сезанна неудачным, и Сезанн стал искать свою собственную манеру живописи. В этом ему помог Камиль Писарро, который оказался неплохим педагогом. К этому периоду относится натюрморт «Букет цветов в голубой вазе».


Вершиной мастерства художника стали картины, написанные им в 1879-1888 годов, в так называемый конструктивный период. Это «Пьеро и Арлекин», «Фрукты».


В ранних работах Сезанна, имеющих характер экспрессивных, фантасмагорических сцен (“Оргия”, 1864-1868), заметно воздействие на него живописи старых мастеров (П.Веронезе, Тинторетто), а также Э.Делакруа и О.Домье.



Весна (ранний период)


Завтрак на траве
Рано сблизившись с К.Писсарро, Э.Мане, К.Моне, Сезанн в 1874 и 1877 участвовал в выставках импрессионистов , но уже в этот период складывается его собственная живописная система. Принципиально расходясь с этого времени с методом импрессионизма, Сезанн интересовался не динамикой световоздушной среды и изменчивостью цвета в атмосфере, а устойчивыми закономерностями цветовых сочетаний и форм, материальностью предметного и природного миров


(“Дом повешенного в Овере”, 1872-1873, Музей Орсе, Париж). Упорно  постигая эти законы, Сезанн подолгу разрабатывал один и тот же мотив в поисках структурной конструктивности природных форм (многочисленные изображения горы Сент-Виктуар, в том числе в Институте Кортолда, Лондон, 1887; в Эрмитаже, Санкт-Петербург, около 1900; и в других собраниях).


Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции (автопортрет, 1879-1885, “Пьеро и Арлекин”, 1888, “Персики и груши”, 1888-1890, - все в ГМИИ, Москва).


В пейзажах с их широким, панорамным охватом наполненного светом ландшафта Сезанн достигает величественной эпичности (“Берега Марны”, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (“Горшок с геранью и фрукты”, 1890-1894, Метрополитен-музей; “Натюрморт с драпировкой”, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).


Натюрморт с драпировкой
Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма , стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др.).
Следующий период принято называть синтетическим (1888-1899). Он создает знаменитые сюжетные, портретные и пейзажные полотна («Купальщики», «Дама в голубом») и натюрморты («Натюрморт с драпировкой»).


Купальщики


Дама в голубом
С 1900 года Сезанн пишет спонтанные картины, то есть без заранее придуманной композиции. В это же время к нему приходит признание, он выставляет свои картины на Всемирной выставке в Париже.

Поль Сезанн скончался 22 октября 1906 года в родном городе Экс-ан-Провансе, после продолжительной болезни.

Знал бы Сезанн, каким баснословным эквивалентом оценят потомки его талант. Натюрморт «Занавес, кувшин и блюдо с фруктами» (1893-1894) находится на шестом месте в списке 500 самых дорогих произведений искусства, проданных за последние 20 лет. Стоимость этой картины в момент последней продажи в 1999 году составила 60,5 миллиона долларов США! А при жизни сам мастер считал большой удачей, если продавал свои холсты по 40 франков (20 франков в месяц в конце XIX века стоила комната в Париже, а за 10 франков в месяц художник мог обеспечить себя красками и холстами).
Самые известные картины Поля Сезанна

La Montagne St Victoire
The house of the hanged man
View of Estaque
Chestnut Trees and Farm
Le Pion du Roi
Apples and Oranges
Le Lac d'Annecy


Landscape
Still Life with Apples
The Rocks in the Park
Mont Saint Victoire
Still Life with Tablecloth
Apple and Pears
Bank of the Oise
Blue Vase
Card Players
Pommes et Biscuit
La Vase Paille
Nature morte avec pommes
Fruit
Still life with fruit basket
Green Apples


Still life with onions
Dr. Gachet's house


Mountains in Provence


A Pyramid of Skulls


Still life with fruit basket


Boy in red waistcoat


Kettle Glass and Plate


Bibemus Quarry


Avenue at Chantilly


The House of Jas de Bouff  http://www.art.com/products/p11785408-sa-i1422440/paul-cezanne-the-house-at-jas-de-bouffan-1882-1885.htm?sorig=cat&sorigid=27532&dimvals=5000083-27532-207102&ui=23da815089e44f4e8ed83683e4c07d7e


Dans la Vallee de l'Oise


Fruit and a Jug on a Table


The Dream of the Poet


Pines and Rocks

Галерея Поля Сезанна http://www.canvasreplicas.com/CezanneGallery.htm
по теме www.inright.ru/articles/travel/20110113/id_499/

искусство, импрессионизм, живопись, Франция

Previous post Next post
Up