Москва больше не доверяет петербургским властям решение «исаакиевской» проблемы
Фото Интерпресс
Смольный полностью отстранен от решения вопросов по Исаакиевскому собору. Юрий Мудров получает инструкции напрямую из Москвы
С момента назначения на должность директора ГМП «Исаакиевский собор» искусствоведа Юрия Мудрова прошло две недели. За это время в публичном пространстве он засветился всего однажды - сделав заявление о том, что Русская православная церковь сможет проводить в Исаакии больше богослужений. И высказавшись в поддержку проведения венчаний, чего при предыдущем директоре Николае Бурове даже представить себе было невозможно. Но дальше Мудров замолчал. И кажется, что в истории с Исаакиевским собором наступила пауза. Однако это не так. За кулисами происходит масса удивительных событий.
Как стало известно «Интересанту», Юрий Мудров сразу после назначения побывал в Москве, у первого заместителя руководителя администрации президента Сергея Кириенко. Состоялся большой разговор о дальнейшей судьбе Исаакиевского собора. Юрий Витальевич получил от Сергея Владиленовича определенные инструкции по выстраиванию храма-музея. На первом месте - храм, но и музейная функция должна сохраниться.
Именно таким видит Исаакий Владимир Путин. «Он был построен как храм. Как церковь, а не как музей!»- заявил президент во время недавней «Прямой линии». И отметил, что нужно деполитизировать «исаакиевский» вопрос: «Мы легко выйдем из всех противоречий, обеспечив и музейную, и религиозную деятельность. Выстроить эти взаимоотношения не так сложно».
Юрий Мудров был назначен на должность директора ГМП «Исаакиевский собор» через три часа после этих слов Путина. И вопреки распространенной ранее информации, решение об этом назначении принимали не в Петербурге, а в Москве - рассказывают, что Смольный был просто поставлен перед фактом: директором будет Мудров, оформляйте документы.
Сразу по возвращении со встречи с Кириенко новый руководитель Исаакия провел встречу с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием. Как раз по ее итогам и было сделано заявление о расширении богослужений в соборе и возможности проведения венчаний.
Встретился Мудров и с председателем Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеславом Макаровым.
Две эти встречи очень показательны: Варсонофий и Макаров - самые активные сторонники передачи собора Русской православной церкви.
А вот к группе оппозиционных депутатов во главе с Борисом Вишневским, которые уже полгода яростно борются за «сохранение музея», Юрий Витальевич не пошел, демонстративно сославшись на неотложные дела. Депутаты обиделись, - они так надеялись, что новый директор - это их человек.
Вероятно, чувство обиды испытывают и в Смольном. Мудрова не просто провели на должность без согласования с руководством города, но еще и приказали вышвырнуть из Исаакия ставленницу губернатора Ираду Вовненко - две недели в начале июня она исполняла обязанности директора. Скандал вокруг Вовненко, оказавшейся автором полупорнографических романов, по слухам, дошел до самого верха и вызвал там крайнее раздражение.
В итоге Смольный оказался полностью отстранен от решения любых вопросов по Исаакиевскому собору. Никаких рычагов воздействия на Мудрова у городских чиновников нет, поскольку карт-бланш ему выдал лично Кириенко. К тому же то, что публично высказываться на тему Исаакия пришлось президенту, - очень плохой сигнал для петербургских властей. Обычно так происходит, когда местные руководители демонстрируют неспособность самостоятельно решить проблему.
Нельзя исключать, что в этой ситуации Смольный начнет вставлять палки в колеса новому директору ГМП «Исаакиевский собор». Опасность поджидает Мудрова и с другой стороны. Внутри коллектива музея назревает большой конфликт. После ухода Бурова здесь развернулась настоящая грызня. Многочисленные заместители Бурова и прочие высокопоставленные «исаакиевцы» борются за сохранение собственных позиций. Назначение Мудрова поломало все их планы. Но об этом «Интересант» расскажет в следующий раз.
Алексей НИКОЛАЕВ,p. s. В Санкт-Петербурге три "императорских" собора: Исакиевский, Казанский и Петропавловский. Во времена империи в Исаакиевском соборе - крестили, в Казанском - венчали, а в Петропавловском хоронили членов императорской семьи. РПЦ , можно сказать, пользуется итогами революции 1917 года, вводя свои порядки и стремясь сделать вход в собор бесплатным для народа и переложить заботы о его содержание на казну города. То есть обслуживаться собор будет из налогов граждан города - вериующих, неверующих и т.д., за счет народа. Может пора подумать о налогообложении РПЦ?
Представляю, сколько может стоить венчание в Исаакии! Имущественный ценз, конечно, присутствует на религиозные услуги.
Почему-то не цитируют, что Путин говорил и о том, что Исаакий- объект ЮНЕСКО, о том, что нельзя передавать в другие руки, забыть..., не политизировать...
Так что еще "бабушка надвое сказала". Ситуация все равно не проясняется. Возможно, статус музея все-таки останется, просто РПЦ постарается отхватить свой кусок пирога за счет увеличения времени на богослужения и венчаний.