Профессор Ильин объясняет разницу между Православием и Католицизмом. В первом сохранился христианский дух, а во втором он утерян и извращен. Эта противоположность двух исповеданий обнаруживается во всем. Ильин жил и скончался на Западе, и поэтому это он знает из личного опыта.
Эта статья написана свыше 60 лет тому назад, но, многие ее заключения все еще применимы. С того времени общая либерализация захватила и Католическую Церковь и им пришлось многое что исправить. Запрет на чтение Библии был снят, с латинского языка перешли на местные, смягчили догмат о непогрешимости папы и т.д. и т.п., но, их мышление, планы и тактика продолжают жить в западном обществе.
Содержание: (I) 1. Значение Православия для России. 2. Русская самобытность. 3. Римские католики. 4. Поход на Россию. (II) 5. Отличие Православия от Католицизма. (III) 6. Суть разных религий. 7. Православие и Католичество. 8. Противоположность двух исповеданий. 9. Религия построена на воле. (IV) 10. Противоположность исповеданий. 11. Жестокость католической Европы. 12. Приводить к крещению нужно с любовью. 13. Вера ищущая власти неправильная. 14. Цель разрешает средства. 15. В Православии дух христианской любви. 16. Жертвенность в Добровольческой Армии. 17. Католицизм восточного обряда.
.......
....
3. Римские католики.
Среди недругов России, неприемлющих ее культуру и осуждающих всю ее историю, совершенно особое место занимают римские католики. Они исходят из того, что в мире есть «благо» и «истина» только там, где «ведет» католическая церковь и где люди беспрекословно признают авторитет римского епископа. Все остальное идет (так они понимают) по неправому пути, пребывает во тьме или ереси, и должно быть рано или поздно обращено в их веру. Это составляет не только «директиву» католицизма, но и само собой разумеющуюся основу или предпосылку всех его доктрин, книг, оценок, организаций, решений и действий. Не-католическое в мире -- должно исчезнуть: или в результате пропаганды и обращения, или же погублением Божиим.
Сколько раз за последние годы католические прелаты принимались объяснять мне лично, что «Господь выметает железною метлою православный восток для того, чтобы воцарилась единая католическая церковь»... Сколько раз я содрогался от того ожесточения, которым дышали их речи и сверкали их глаза. И внимаю этим речам, я начинал понимать, как мог прелат Мишель д'Эрбиньи, заведующий восточно-католической пропагандой, дважды (в 1926 и в 1928 г.) ездить в Москву, чтобы налаживать унию с «обновленческою церковью» и соответственно «конкордат» с большевиками, и как мог он, возвращаясь оттуда, перепечатывать без оговорок гнусные статьи коммунистов, именующие мученическую православную патриаршую Церковь (дословно) «сифилитической» и «развратной»... И я понял тогда же, что «конкордат» Ватикана с Третьим Интернационалом не осуществился доселе -- не потому, что Ватикан «отверг», и «осудил» такое соглашение, а потому, что его не захотели сами коммунисты. Я понял разгром православных соборов, церквей и приходов в Польше, творившийся католиками в тридцатых годах текущего века... Я понял, наконец, в чем истинный смысл католических «молитв о спасении России»: как первоначальной, краткой, так и той, которая была составлена в 1926 году папою Бенедиктом XV и за чтение которой у них даруется (по объявлению) «триста дней индульгенции»...
4. Поход на Россию.
И ныне, когда мы видим, как Ватикан годами снаряжается в поход на Россию, проводя массовую скупку русской религиозной литературы, православных икон и целых иконостасов, массовую подготовку католического духовенства к симуляции православного богослужения на русском языке («католичество восточного обряда»), пристальное изучение православной мысли и души, ради доказательства их исторической несостоятельности, -- мы все, русские люди, должны поставить перед собой вопрос о том, в чем же отличие Православия от Католицизма и постараться ответить себе на этот вопрос со всей объективностью, прямотой и исторической верностью.
полностью читать