Святое стояние: как патриарх Кирилл стал выводить на улицы миллионы россиян

May 22, 2017 15:50



Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время богослужения в Богоявленском кафедральном соборе во имя мира и согласия взамен раздора и противоречий, 4 октября 1993 года. Фото: АлександрСенцов / Фотохроника ТАСС

22 мая в Храме Христа Спасителя (ХХС) в Москве будет открыт доступ к мощам святого Николая Чудотворца - они впервые после обретения окажутся в России. Открытым остается вопрос, что случится со страной после. Ведь очередь к Поясу Богородицы стала прологом к «болотным протестам», а очередь к «Дарам волхвов» закончилась за полтора месяца до присоединения Крыма.

Свобода и Церковь

С падением коммунизма Русская православная церковь московского патриархата (РПЦ МП) была освобождена от прежнего государственного контроля. Церковь оказалась поставленной перед необходимостью заново перепридумать свои отношения с государством и обществом.
С начала XVIII века, с петровских реформ, церковь превратилась в государственный придаток. Уже в конце того же столетия увлечение другими христианскими конфессиями, религиозными учениями и атеизмом среди представителей элиты и интеллигенции из модного поветрия стало всеобщим социальным явлением. Во второй половины XIX века поповичи - дети священников - стали не меньшим мотором русской революции, чем ограниченные «чертой оседлости» евреи.
Казалось бы, советская власть перерубила этот «гордиев узел» русской духовной жизни, попутно его окончательно растоптав. Но не тут-то было: спустя почти 35 лет после революции церковь была возрождена к жизни в виде государственного духовного придатка. Однако в период загнивания коммунизма русское православное христианство оказалось еще и альтернативной духовной картиной мира. Вспомним хотя бы священника Александра Меня, который среди диссидентов и остальной фрондирующей советской интеллигенции был персонажем не менее культовым, чем академик Андрей Сахаров.
И вот в 1991 году со всем этим вековым грузом проблем, трагедий и противоречий РПЦ оказалась поставленной перед фактом, что теперь она существует отдельно от государства, становясь частью гражданского общества. И 1990-е, и 2000-е годы, когда ее возглавлял последний советский патриарх Алексий II, она претендовала на статус духовного лидера общества. Показательно, что в 2008 году россияне именно смерть предстоятеля назвали главным событием года, хотя в том же году Россия победила Грузию в «Пятидневной войне», а Владимир Путин временно ушел с поста президента.
Алексию удавалось хотя бы внешне делать из Церкви «третью силу» - именно в таком статусе она пребывает в особо религиозных странах Европы. Проявилось это, например, в 1993 году, когда только патриарху удалось организовать встречу сторон во время противостояния президента и Верховного Совета. Государство, в свою очередь, было к РПЦ благосклонно и довольствовалось тем статусом, на который она претендовала.
Доктрина Кирилла

Смерть Алексия II с очевидностью ставила вопрос о подтверждении или смене курса Церкви. От нового патриарха Кирилла ждали усиления ее роли в отношениях с государством и обществом. Еще с середины 1990-х годов он был церковным куратором отношений с государством. И, став патриархом, Кирилл начал наступления в разных направлениях. Он ездил в Украину, которая задолго до Майдана 2014 года в церковном вопросе далеко ушла от Москвы. В 2010-м году он оказался первым московским патриархом, посетившим инаугурацию главы иностранного государства - Виктора Януковича в Украине. Внутри России он сохранил за собой Калининградское епископство. Усилению веса патриарха в российском истеблишменте способствовала и его демонстративная лояльность.
Но взаимная лояльность кремлевских и церковных властей легко бы сошла за лесть и учтивость со стороны последних, если бы не важное ноу-хау Кирилла. В годы своего патриаршества ему удалось превратить многочасовые и многокилометровые стояния к священным реликвиям в демонстрацию силы и веса Церкви в России середины 2010-х годов. Пусть соцопросы из года в год фиксировали: воцерковленных россиян в стране 3-4 процента, но именно очереди к реликвиям оказались убедительным доказательством, что только Церковь может регулярно выводить на улицы людей. Ни оппозиционные митинги, ни лоялистские митинги ни такой стабильностью, ни такой степенью влияния на умы в 2010-х годах похвастаться не могли.

2009 год. Курская Коренная икона Божьей матери

Начиналось все довольно скромно, но весьма символично. В сентябре 2009 года в Москву прибыла из Нью-Йорка Курская Коренная икона Божьей Матери. Эта величайшая православная святыня русского зарубежья была вывезена во время Гражданской войны. Зарубежная церковь объединилась с Московским патриархатом в 2007 году, и появление иконы на родине (позже она прибудет и в Курск) демонстрировали: Церковь преодолела страшные трагедии XX века.
Но, кажется, это был последний раз, когда прибытие святыни в Храм Христа Спасителя стало большим, но сугубо церковным событием. Еще летом 2009 года украинские журналисты обращают внимание на цену часов патриарха. Позже и в России гаджеты и аксессуары Кирилла становятся поводом для обсуждения в медиа. Возможно, на них никто бы не обращал внимания, если Кирилл был бы менее медийной фигурой. Но нет, от своего желания увеличить вес РПЦ в жизни общества Кирилл не отказался. И уже на следующий год после прибытия Коренной иконы в Москву в России при активной поддержке РПЦ МП в школах начинаются эксперименты с обязательным преподаванием основ духовной культуры и светской этики, которую публицисты с легкостью превращают в основы православной культуры.

2011 год. Пояс Богородицы

В России исторически поклоняются мощам и другим реликвиям в основном местного происхождения. Главные события в истории христианства проходили в других регионах. Но так как Кирилл очевидно решил превратить РПЦ МП в значительного религиозного игрока на международной арене, с амбициями, уходящими далеко за пределы канонического пространства, то визит важнейших религиозных святынь в Россию стал важным шагом по превращению страны в духовный центр.
Осенью 2011 года в Россию прибыл Пояс Богородицы - его православный вариант, хранящийся на Афоне. В канун «болотных митингов» прошли куда более масштабные акции - стояние к Поясу Богородицы. По приблизительным подсчетам, ему поклонились около 3 миллионов 100 тысяч человек, из которых на Москву приходится один миллион. Рекорд стояния в очереди - 28 часов. Пояс Богородицы считается реликвией, помогающий зачатию ребенка, поэтому наблюдатели связывали такую «веру в чудо» не столько с воцерковленностью россиян, сколько с катастрофическим положением дел в медицине.
Вероятно, сейчас можно смело утверждать, что именно споры вокруг Пояса Богородицы по крайней мере не меньше способствовали формированию политической реакции третьего путинского срока, чем дальнейшие «болотные протесты». Представители политического истеблишмента спешили приложиться к реликвии. Путин это сделал в родном Петербурге. Глава РЖД Владимир Якунин заявил, что Пояс Богородицы помогает повысить рождаемость, а это очень важно при нынешней демографической ситуации в России.
В многокилометровых очередях обнаружились и символы «нового средневековья». «Реакция у меня на это самая печальная. Когда я вижу такие многокилометровые очереди, уместные больше для Средневековья, мне становится горько и страшно за судьбы страны. Имеются безусловные признаки одичания, а то, что в этом одичании участвует власть, - это вдвойне печально. Да что тут говорить, вы сами все понимаете!», - заявил глава фонда «Династия» Дмитрия Зимин. Верующих и Церковь критиковали за организацию пробок, поступали сообщения о давках, а также о «льготах» в прохождении очередей для обеспеченных слоев населения.
Спустя девять месяцев уже в новой «постболотной» политической реальности на фоне развертывающегося в стране «Болотного дела» появляются новости о всплеске рождаемости в городах, где побывал Пояс Богородицы.
2012 год. Молитвенное стояние «в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени»
Как уже было сказано, именно масштабность очередей к Поясу Богородицы во многом предопределила один из ключевых российских конфликтов 2010-х годов - прогрессисты против клерикализации общества или, если угодно, сторонники традиционных ценностей против агентов бездуховного Запада.
И все-таки, возможно, этого конфликта не возникло бы, если бы не акция женской панк-группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя в феврале 2012 года. Девушки в масках с амвона исполнили песню «Богородица, Путина прогони». Через некоторое время троих из них задерживают, а в России разворачивается новое дело о хулиганстве, которое моментально превращается в политическое. Если осенью многочасовые стояния к Поясу Богородицы наблюдатели называли политическими, то они явно передергивали. Теперь же стало ясно - Церковь сама хочет стать политической институцией. Патриарх Кирилл этому немало способствовал, потому что никак публично не реагировал на происходящее, пока разворачивалось дело и начинался суд.
И вот, спустя два месяца, неожиданно у Храма Христа Спасителя в апреле происходит молитвенное стояние «в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени», которое возглавил сам патриарх. Акция длится один день. Журналисты отмечают обилие автобусов, на которых свозили участников. Сравнение с так называемыми «путингами» - митингами поддержки Путина во время избирательной кампании 2012 года - напрашивалось само собой.
Итог: МВД заявило, что в Москве у ХХС собрались не меньше 65 тысяч. Это меньше любого дня стояния к Поясу Богородицы - в среднем 80 тысяч человек в день. Очевидно, оказался прав «гражданин-поэт»: «За Божью Матерь тут стоят. За вас - не станут».
В августе 2012 года участницам группы будет оглашен обвинительный приговор, - девушек приговорили, как выразился президент Путин, к «двушечке». Патриарх Кирилл, видимо, вплоть до выхода фильма «Он вам не Димон» останется вторым после президента антигероем оппозиционно настроенных россиян.
2014 год. Дары волхвов
В январе 2014 года, когда еще не вспыхнул российско-украинский конфликт, а публицисты продолжали гадать, что же будет с Родиной и с нами после сочинской Олимпиады, в Москву прибыли «Дары волхвов» - очередная священная реликвия из греческого Афона.
Ажиотажа они вызывали уже очевидно меньше, чем Пояс Богородицы. Считается, что особую помощь они оказывают душевнобольным и бесноватым. Последний факт оказывается поводом для шуток и одновременно указанием на то, что россияне как в мирской жизни не обращаются к психологу, так и в церковной - предпочитают со своими проблемами справляться сами. Сообщается о 20-тысячных очередях. Максимальное время стояния в очереди - девять часов. Центральные телеканалы сообщают о том, что такая очередь на крещенских морозах - это повод подумать о силе собственных христианских убеждений. В интернете мелькают сообщения о прошедших вне очереди «випах».
Через два месяца в истории России начнется новая страница, в которой неожиданно лояльная государству церковь окажется в не самой удобной ситуации. Война с Украиной поставила под вопрос будущее РПЦ МП в этой стране. В мае 2014 года патриарх Кирилл оказался первым представителем российского истеблишмента, поздравившим с избранием на пост президента Украины Петра Порошенко. Но это уже ничего не меняло - ни в репутации патриарха, ни в российско-украинских отношениях, ни в вере россиян в чудо.
текст Сергей Простаков
подробнее

идеология, государство, власть РПЦ, общество, религия, РПЦ, церковь

Previous post Next post
Up