Глава 24.
Взятие Военного городка.
Пресс- атташе Авакумова добивался встречи с отцом Дмитрием. Желание встретиться с депутатом проявил именно начальник Волгоградского гарнизона генерал Аввакумов. Цели встречи заранее не оговаривались. Несмотря на некоторую непунктуальность военных, которые обещали, но не прислали за священником автомобиль. 12 сентября отец Дмитрий прибыл к месту встречи вовремя. Начал беседовать с молодыми офицерами, но тут появился генерал. Когда Аввакумов вошел, военные встали, но не отец Дмитрий - он продолжал демонстративно сидеть: « Мы гражданские, приглашенные» А если по-военному счету, то еще не ясно, кто кого должен приветствовать. Начальник гарнизона был в звании генерал- майора, а Дмитрий Нестеров - генерал- полковник. Генерал, привыкший командовать, был обескуражен, хотя отец Дмитрий предусмотрительно не надевал на встречу ничего цвета хаки - было невозможно принять его за подчиненного офицера.
«Что тебе надобно, старче?»- эта нелепая фраза генерала, обращенная к приглашенному священнику, была трагикомична. После второй некорректной фразы генерала отец Дмитрий выразил глубокое соболезнование собравшимся офицерам по поводу того, что ими руководит такой невоспитанный человек, и покинул военное сословие. Какую цель преследовал генерал, осталось неизвестным. Вся эта история, конечно, попала в газеты (например, «Молодой Ленинец»26.09)
Аввакумов был человеком предпенсионного возраста и недавно получил генеральское звание после полковничьего. Очень скоро в качестве начальника гарнизона его сменит Рохлин.
Противостояние церкви и армейского начальства продолжалось и после путча. «Не продать бы милосердие» беспокоился корреспондент газеты «Молодой Ленинец» В. Чудов
В своей статье он отстаивал позицию армии, имущество которой старалась приватизировать церковь. Были у него и справедливые слова в адрес военных, но, такие например, можно было отнести только к рядовым солдатам:
« Политики, используя ее как собственность, одним движением руки направляют армию то в Чехословакию, то в Афганистан, то в Тбилиси, то к «Белому Дому»… Министерства и ведомства спасали армейскими людьми и техникой урожаи, строили дороги в Нечерноземье, закрывали Чернобыль, сотворяли БАМ, выполняли планы своих главков». Но, в общем, было заметно, что статья очень тенденциозна:
«Приватизация» тем временем продолжается, - корреспондент переместил акцент на требование церкви вернуть, согласно Указу президента, имущество, - Следующим ее объектом должен, по планам владыки Германа и отца Дмитрия стать военный городок… Взятие городка готовится по всем правилам искусства военного, хотя на плечах штурмующих сутаны, а не погоны. Они методично готовят общественное мнение снизу и убеждают военное начальство сверху. В «верхах» проще. Там деталей не знают, тонкостей не ведают (? авт.) Могут принять решение отдать городок, как уже обещал Язов, когда до путча был министром. Низы же отчаянно сопротивляются… »
В городке проживало, по словам корреспондента, 97 офицерских семей и там же хотели разместить еще порядка пятисот солдат, вернувшихся из-за границы.
Из статьи было понятно, что у армии большие проблемы, ее люди бедствуют. «Каждому человеку, в том числе и в солдатской форме, хочется жить по - человечески»
Архитектура в стиле "советикус"
С этим трудно было спорить, непонятным оставалось то, почему армия хотела решить свои проблемы за счет Церковных интересов. Но корреспондент все «объяснил» В советское время (хрущевские времена) церковь якобы сама отказалась от монастыря. Монаха Илиодора обвинил во всех смертных грехах, да еще и в том, что тот и вовсе сана лишился. Так что по версии журналиста, место не было таким уж святым, сам монастырь непонятно на какие деньги был построен и стены под штукатуркой - не монастырские, хотя этот аргумент не имел никакого значения. Фундамент был монастырским, что и давало юридические права церкви на ее разрушенную собственность.
«…выяснить, что стены не монастырские труда не составляет. Как не составляет труда различить ложь под штукатуркой благих желаний и напускной неосведомленности священнослужителей Германа и Дмитрия. Что ж, тащи, « приватизируй» от армии то, что не раз грабили республики - государства! Кто еще не успел?! Страну мы скоро приватизируем. Не приватизировать бы совесть, сострадание, милосердие. Что ж тогда останется святого?!»
Священнослужителей обвинили во лжи…Это уже серьезно. Опять церкви бросали вызов…
Корреспондент готовил свой материал для печати, а в это время отец Дмитрий обратился с уведомлением к председателю Волгоградского горисполкома
Ю. Чехову:
« Милостивый государь, сим уведомляю Вас, что 1 декабря сего года с 14.00 до 17.00 возле Свято - Духовского монастыря без выхода на проезжую часть улиц состоится молебен Христианской общественности города.
Прошу Вас, господин Чехов, разрешить проведение мирного молебна.
По благословению архиепископа Волгоградского и Камышинского Высокопреосвященнейшего Германа священник ДИМИТРИЙ (Нестеров)
Никто не хотел отступать. Семьи военнослужащих имели право на жилье, церковь - на свою собственность, а глава администрации не решал эти проблемы.
Чуть позже газета «Молодой Ленинец» поместила еще одно небольшое сообщение за неделю до предстоящего молебна у стен монастыря в компромиссной форме изложения « Монастырь стал казармой: архитектурное сооружение в духе советикус» Борьба епархии за монастырь стала поводом для горожан лишний раз задуматься о судьбе православия в стране. Пришла демократия, которая вдруг оказалась страшной вещью: страна стала неуправляема, а народу не стало жить лучше ни в материальном, ни в духовном смысле. Хотя каждый месяц в России открывались монастыри и церкви, общество раздиралось смутой и усобицами, в стране шла жесткая поляризация сил. А каково общество, такова и церковь. Велика тяга к духовности в народе, но талантливых проповедников мало.
Когда отец Дмитрий понял, что «митингуй - не митингуй, все равно…ничего не добьешься», он написал свом друзьям в Москву, с которыми служил когда-то. Они помогли: помогли убедить нового министра обороны Шапошникова, что монастырь нужно вернуть хозяину.
Еще накануне путча отец Дмитрий, имея депутатское удостоверение председателя подкомиссии, мог входить в Белый Дом, в Кремль, пользоваться привилегиями. Аксючиц и Глеб Якунин, работавшие депутатами Верховного Совета представили его, незадолго до августовских событий, теперь уже бывшему министру обороны Язову. Он объяснил ситуацию: не осталось храмов. В Волгоград «заграница» ездит, а Владыке Герману приходится ютиться в сторожке. Кроме того, военные части не должны располагаться в центре города.. Тогда-то Язов твердо обещал. - Нужно же было ему влезть в ГКЧП, чтобы умереть врагом собственного народа. Старый заслуженный дед был, - думал отец Дмитрий, - а Шапошникову нужно было объяснять все заново. Священник - депутат ездил в Москву со своим Владыкой, о чем и сообщила всем пресса.
Свято-Духовский монастырь
Проблема все-таки разрешилась в пользу церкви.
Во вновь отвоеванном монастыре был концертный зал, в который пригласили через прессу христианскую общественность и телевидение. Представителей всех партий. Собралось человек пятьсот. Первые два- три ряда заняли Владимир Миклюков, Вадим Крицкий, отец Дмитрий, Константинова Наталья Петровна и все, кто имел к этой победе непосредственное отношение. Среди приглашенных оказался и господин Терентьев - главный редактор газеты « Колокол». Отец Дмитрий знал его как матерого националиста с провокаторскими наклонностями.
В своем выступлении Терентьев был верен себе:
- Священство ничего не делает. Порядка в церквях нет. Пусть священство слышит. Отец Виктор, отец Анатолий - в облсовете депутатами…
Ответственный секретарь, член политсовета ХДС, Н. П. Константинова не выдержала такой несправедливости:
- Как так? А отец Дмитрий? А откуда все это? - обвела она зал рукой. - Это отец Дмитрий, он отвоевал.
- Нет, - тут же возразил священник-депутат, - это Владыка. Но было уже поздно. Слова были сказаны.
- Все немножечко потрудились, - с ухмылкой ответил архиерей Герман.
А Владимир Миклюков, не глядя ни на кого, сказал:
- Ну, все, отец Дмитрий, Ваша духовная карьера закончилась.
Отцу Дмитрию тут почему-то вспомнился вопрос Владыки Германа к журналистам, почему о нем они ничего не пишут. И еще вспомнились предостережения Юрия Бунеева, уполномоченного по делам религии по Волгоградской области. После преобразования Советов, по настоятельной рекомендации депутата- священника этот пост остался, и Бунеев продолжал его занимать. Юрий Бунеев предупреждал отца Дмитрия:
- Осторожно. Документы видел. Много за свою жизнь видел, но такое - на редкость. Говорили и о том, что бывший экзарх провалил всю агентуру в Восточной Германии, но отец Дмитрий доверял своему Владыке: думать о плохом не хотелось, потому что новый Архиерей снисходительно относился к его занятиям политикой, несмотря на то, что Синод своим решением еще 8 октября 1990 года самостоятельно ограничил избирательные права священников, Владыка Герман не отзывал его из депутатов, даже благословлял его молебны- митинги. Иметь своего человека в Совете было удобно, когда Церковь пыталась вернуть себе достойное положение в жизни общества.
Теперь в городе кроме Кафедрального Казанского Собора был и Илиодоровский монастырь. На банкете Владыка Герман иерея посадил рядом с собой, хотя по-церковному - не положено. Присутствующий на праздновании главный прокурор города обратил на это внимание. (Правда, позже Владыка Герман отлучил его от церкви).
Насколько прав оказался Владимир Миклюков относительно духовной карьеры, отцу Дмитрию самому пришлось убедиться примерно год спустя, когда предпринял голодовку, отвоевывая еще один Храм.
Дальше гл 25
irenol-5-5.livejournal.com/17223.html