Глава 22. Голосуйте за Ельцина!
1
На митинге
Очень активно за полгода до выборов развернулась кампания по выдвижению кандидатов в президенты России.
Ельцин, Бакатин, Рыжков, Клочков, Макашов, Жириновский и другие… Кто станет главой Республики? Зима девяносто первого выдалась жаркой. Обсуждались « Меры по обеспечению населения продовольствием. В «Российской газете» от 30 мая 1991 года был опубликован призыв священника отца Дмитрия
Братья и сестры!
ПРИБЛИЖАЕТСЯ ОТВЕТСТВЕННЫЙ ДЕНЬ В ИСТОРИИ РОССИИ: ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА.
ВСЕМ НАМ 12 ИЮНЯ НУЖНО БУДЕТ СДЕЛАТЬ И СВОЙ ВЫБОР. НАМ, ВЕРУЮЩИМ, НУЖЕН
ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НИКОГДА БЫ НЕ ПОЗВОЛИЛ СДЕЛАТЬ С ЦЕРКОВЬЮ ТО,
ЧТО БЫЛО УЖЕ СДЕЛАНО В НАШЕЙ СТРАНЕ. НАМ НУЖЕН ТАКОЙ ПРЕЗИДЕНТ, КОТОРЫЙ
УЖЕ ДОКАЗАЛ СВОИМИ ДЕЛАМИ ЗАБОТУ О ПРОСТОМ ЧЕЛОВЕКЕ. СЕГОДНЯ
ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ ХРАМЫ, МОНАСТЫРИ, ДВЕРИ ЦЕРКВИ ОТКРЫТЫ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ. В
ТОМ - БОЛЬШОЙ ВКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИИ БОРИСА
НИКОЛАЕВИЧА ЕЛЬЦИНА. ВДУМАЙТЕСЬ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ, СКОЛЬКО ПРОГРЕССИВНЫХ
ЗАКОНОВ ПРИНЯЛ РОССИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ ТОЛЬКО ЗА ОДИН ГОД. ОНИ ДЕЛАЮТ
ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНЫМ! ВОТ ПОЧЕМУ Я ОБРАЩАЮСЬ К ВАМ С ПРИЗЫВОМ ГОЛОСОВАТЬ ЗА
БОРИСА НИКОЛАЕВИЧА ЕЛЬЦИНА. ДА БЛАГОСЛАВИТ ВАС ВСЕХ ГОСПОДЬ НА ЭТОСВЯТОЕ
ДЕЛО.
СВЯЩЕННИК ДИМИТРИЙ
(НЕСТЕРОВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ),
ДЕПУТАТ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО
СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
.
Этот же текст напечатала волгоградская « Новая газета» 28 мая 1991 под заголовком « К вам обращается священник». Листовка появилась и в «Царицынском демократе » №7, май 1991 (Учредитель Н. Сафронов).
Начался сбор подписей за кандидатов.
Даже в день выборов, когда, как известно, агитация была запрещена, он на казацкой свадьбе, .в Серофимовичах после венчания молился об избрании президентом раба Божия БорисаПосле победы Бориса Ельцина на выборах отец Дмитрий отослал ему поздравительную телеграмму.
2
Гражданское общество с таким энтузиазмом добивалось гражданских свобод, в прессе мелькали сообщения о возвращенных церкви храмах, был принят закон о свободе совести, и казалось, что вот-вот и начнется наше духовное возрождение. Компартия утратила свою лидирующую позицию, но… Но остались ее фискальные структуры. Присутствовали они и внутри церковной иерархии со времен Декларации Сергия, и никто их не упразднял. Но ни государство в период перестройки, ни само общество ничем не могло помочь церковной иерархии очиститься от влияния КГБ. Слишком долго народ прожил с атеистическим сознанием, чтобы понять проблемы замкнутой жизни церкви, отделенной от государства. Газеты писали, что храмы открываются - значит, хорошо, духовно возрождаемся. Но церковь продолжала дробиться. У нее пока не было ни социальной программы, в частности, как относиться к участию священников в политике. А запретительное ее решение в октябре 1990 года было принято только Синодом, то есть иерархами от лица Церкви, а не церковным народом - не Собором. ( Именно верующие, по канонам, составляют тело Церкви, которая принадлежит Богу, а пастыри и архипастыри лишь распоряжаются церковным имуществом.) Не было Церковного суда.
Только Русская Православная Церковь сама должна была разобраться во всем происходящем. Православные граждане России, к сожалению, даже креститься правильно разучились. Выходила на свет Божий Катакомбная Церковь, расширяла свое влияние зарубежная эмигрантская Православная Церковь. Она, открывая свои новые приходы на территории Союза, вступала в сильную конкуренцию с Московской Патриархией, продолжая быть в состоянии конфронтации с ней, обвиняла в Сергианстве, требовала канонизации царственных мучеников, покаяния - многие и небезосновательные упреки.
Не даром отец Дмитрий назвал и свою газету «Покаяние». Это название отразило общее настроение в общественной и духовной жизни людей, но до церковного покаяния было далеко в стране, несколько десятилетий жившей в безбожии.
В 1990 году Российский фонд милосердия и здоровья, Комитет ветеранов войны, Союз ветеранов Афганистана, ассоциация "Возрождение" в лице митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима учредили ассоциацию благотворительного сотрудничества "Поминовение". Владимир Миклюков, член Политсовета ХДС Волгоградской области был председателем фонда «Возрождение» на региональном уровне.
Международный фонд "Возрождение" - это благотворительная организация, основанная в 1990 году, стала частью международной сети фондов Сороса (Soros Foundations Network), которая начала свою работу более чем в тридцати странах, в основном, в Центральной и Восточной Европе, а также на территории СССР
В этом же1990 году архиепископ Пимен по приглашению местных властей посетил город Ковентри (Англия), где проходили траурные мероприятия, связанные с пятидесятилетием разрушения города немецкими бомбардировщиками. Он участвовал в богослужениях и освящал часовни и иконы. Здесь состоялось знакомство Архиепископа с королевой Великобритании Елизаветой II. В беседе Владыка кратко рассказал о своей родословной и добавил, что состоит в родстве с королевой. Владыка всегда чтил своих предков, изучал генеалогию, занимался изысканиями для составления своего родословного древа, он даже сделал научное открытие, установив родственные связи между Пушкиным и Гоголем. В результате деятельности архиепископа Пимена епархия Саратовская и Волгоградская чрезвычайно расширилась, за два года после празднования тысячелетия Крещения Руси было открыто 70 храмов. В связи с этим Святейшим Синодом был решено разделить епархию на две. В самом конце 1990 года Владыка Пимен Волгоградский и Саратовский стал архиепископом Саратовским и Вольским. (
http://www.ortho-rus.ruВеским косвенным доводом для разделения епархии на две могли послужить и те обстоятельства, что архиереев в Поволжье было мало, а действующий архиепископ Пимен - стар и болен.
Отец Дмитрий был, как известно, его доверенным лицом, оставался иереем в Волгоградской епархии, когда на Волгоградскую кафедру прибыл новый Владыка - Герман (Тимофеев).
В связи с демократическими преобразованиями в Восточной Европе, оттуда выводились не только наши войска, но, по-видимому, и Экзархи.
После упразднения экзархатов на Архиерейском Соборе 31 января 1990 года архиепископ Герман получил титул «Берлинский и Лейпцигский», а через год (?) ему было определено стать архиепископом Волгоградским и Камышинским.(
www.vgeparh.com) -
Читаем мы в официальном сайте Волгоградской епархии.
Вообще-то о разделение епархии Саратовской и Волгоградской на две существует много разночтений сегодня.
Владыка Герман приехал в Волгоград весной, скорее всего в марте и начал службу на Волгоградской кафедре в городе, бурлящем политическими страстями: 12 июня предстояли выборы Президента России. Повсюду проходили митинги в поддержку Б. Ельцина. ( Сохранились газетные публикации того времени.) появилась в прессе, то есть он вступил в должность «досрочно» - через полгода, а не через год, как решил Синод. Во вновь образованной епархии дел было много. Новые летописцы новой епархии позже писали
«Помимо многих проблем, перед Владыкой стоял вопрос о возвращении монастырей и возрождении монашеской жизни в Волгограде и области. По настоятельной просьбе архиепископа Германа (Тимофеева), Волгоградский областной совет народных депутатов указом от 17 июля 1991 г. постановил: передать Волгоградской епархии следующие монастыри: Свято-Вознесенский женский монастырь (г. Дубовка), Свято-Троицкий (Белогорский) Каменнобродский мужской монастырь (Ольховский р-н), Кременско-Вознесенский мужской монастырь (Фроловский р-н), Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь (Серафимовический р-н).
(Чуть забегая вперед)
На заседании Священного Синода РПЦ 30 августа 1991 г. Владыка Герман прочитал рапорт о возвращении монастырей. Синод постановил: Благословить открытие монастырей Волгоградской епархии. 2 сентября 1991 г. вышел указ №2553: «Монастыри открыть». Хотя за время советского периода здания были значительно разрушены и использовались в иных целях, не по назначению, осенью-зимой 1991 и были начаты богослужения, в них появились первые насельники.» (Интернет- ресурс Волгоградской епархии)
Областное отделение ветеранов войны «Последний военный призыв» тоже надеялись на его избрание, их Обращение к россиянам в «Новой газете» от 16 мая 1991 года оказалось на одной полосе с «Просьбой церкви» вернуть кладбища:
«ВОЛГОГРАД. Архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман направил в Волгоградский областной Совет народных депутатов письмо с просьбой передать под юрисдикцию Епархиального управления все православные кладбища области.
Комментируя это обращение, депутат облсовета священник Дмитрий Нестеров сказал, что надеется на положительное отношение депутатского корпуса и на принятии на предстоящей в июне сессии решения, которое спасет от окончательного уничтожения большое число запущенных погостов на территории Волгоградской епархии.
Архиепископ Герман. Деловая встреча
А между тем новому Архиепископу Волгоградскому и Камышинскому элементарно не было где жить. Он, конечно, обращался в горисполком, но ему отказали. Архиерей попытался привлечь внимание общественности к этому вопросу через прессу. Его ОБРАЩЕНИЕ от 2 июля 1991 года архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман направил председателю Волгоградского областного Совета народных депутатов, которое появилось в газете «Миг» 10 июля 91г.
( одна из газет, которую использовали как свой печатный орган христианские демократы города):
« Я получил письмо от Серякова из Волгоградского горисполкома с отказом передать в ведение Волгоградской епархии здание по улице Липецкой,8, несмотря на то, что районные власти Зацарицынья предлагали нам просить именно этот дом. В разрешении на постройку дома для церковных нужд вблизи Казанского собора тоже было ранее отказано. А р х и е п и с к о п Волгоградский и Камышинский оказался без места для жительства, без резиденции, духовной школы и епархиального управления в своем кафедральном городе, где прежде было 20 православных храмов, а также монастыри и духовные училища, находившиеся в собственности Русской Православной церкви. Ныне ничего не осталось, кроме Казанского собора. Строить дом теперь, когда десятки церковных объектов области должны быть восстановлены из руин, у церкви нет возможности. Поэтому я обращаюсь к Волгоградскому облсовету с убедительной просьбой вернуть Русской Православной церкви в лице Волгоградской епархии по крайней мере, одну из ее городских собственностей - Духосошественский (т. н. Илиодоровский) монастырь, находящийся в перестроенном виде.., дабы управляющий Волгоградской Епархией мог нормально работать. Мы десятилетиями вносили миллионы рублей в Фонд мира, в ущерб удовлетворению собственных нужд, мы были лишены своих святынь, и теперь я прошу вернуть самое насущное для восстановления религиозной жизни города и области. С уважением архиепископ Герман»
Владыка Герман был приглашен на заседание Президиума областного совета, которое вел Махарадзе. Конечно, отец Дмитрий как председатель подкомиссии по защите прав верующих тоже присутствовал - к нему непосредственно пришли заявления, или ходатайства, Владыки о передаче церкви кладбищ и монастыря. Выглядели они значительно короче, чем в газетах.
Как на любом заседании, чей вопрос обсуждается, тот и во главе стола, рядом с Махарадзе. Архиерею Герману это не понравилось, он предложил отцу Дмитрию переместиться поближе к нему. Но на заседание облсовета церковные правила не распространялись. Отец Дмитрий заметил: - Какая разница, - я здесь как представитель власти, государственная работа. Обиделся, наверное, Владыка на такие порядки, но дело нужно было делать.
«Сессия областного Совета решила передать строения Усть - Медведицкого Преображенского, Вознесенского Кременского, Каменно - Бродского Свято-Троицкого и Дубовского Введенского монастырей Волгоградскому епархиальному управлению Русской Православной Церкви.
По решению сессии епархиальному управлению переданы так же 14 икон XlX - XX веков. Кроме того, депутаты проголосовали за выделение из городского бюджета ста тысяч рублей на реставрацию Михаило-Архангельской Русской православной церкви как памятника истории и культуры. - Идет нормальный процесс, - прокомментировал по просьбе корреспондента это событие депутат облсовета, председатель политсовета областной организации Христианско-демократического союза России отец Дмитрий (в миру Д. Нестеров). - Церкви возвращается то, что у нее было отобрано. В свою очередь мы стараемся действовать так, чтобы к людям вернулось стремление делать добро, жить в мире и согласии.» - сообщал всей стране в «Известиях»(№188(23454)) корреспондент из Волгограда Валерий Корнев уже через несколько недель - 9 августа 1991.
Церковь продолжала бороться с за возвращение ей имущества. Хотя уже был принят указ Б. Ельцина по этому поводу, но администрация на местах, обкомовская номенклатура по - прежнему сопротивлялись и уступали лишь под нажимом общественного мнения и благодаря настойчивости таких, священнослужителей, каким был отец Дмитрий.
Накануне выборов проводил митинги и молебны и в поддержку выбора Ельцина Президентом и за выполнение его указа о возвращении церкви собственности как действующего Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР. Но история с возвращением монастыря превратилась, по наблюдениям общественности, в почти детективную, и растянулась на полгода.
В самом центре Волгограда расположено здание Свято- Духова монастыря . Он был построен на средства горожан монахом Илиодором, поэтому в память о нем монастырь еще называют Илиодоровским. Вокруг него ходило много легенд. Согласно одной из них его построили на том месте, где была убита дочь татарского хана, принявшая христианство. Раньше под сводами монастыря проступал в отсветах свечей образ самого Иллариона, и на него молились, как на икону. Гостил в монастыре и Григорий Распутин.
Здание монастыря занимали военные. В нем жили офицерские семьи, была санчасть, учебный корпус, подвал солдатского клуба, спортивный зал и даже склад магазина.
Военное командование определило бывший монастырь местом дислокации Военного городка еще в те времена, когда церковь не имела право решать, что и где строить. На старых фотографиях начала пятидесятых было видно, что монастырь действительно сильно разрушен, и, конечно, военные ремонтировали его, чтобы сделать пригодным для жилья. Весь городок несколько раз перестраивался: командование посчитало себя в праве устроить клуб и столовую в главном храме, расширить монашеские кельи и сделать казармы. Было в Военном городке и общежитие, не принадлежащее церкви - построено в советское время.
В связи с тем, что в Волгоград возвращались войска из Восточной Европы, военные решили перестроить пустующие здания монастыря под казармы для прибывающей дивизии. Предъявление прав Церкви на монастырь вызывало их крайнее раздражение. Они считали здание своей собственностью и не хотели возвращать отобранное когда-то у епархии имущество. В стране проходила приватизация, и военное командование считало притязания церкви необоснованными и дерзкими. Спорить с сильным ведомством было непросто.
.
Летом 1991 года помощник отца Дмитрия по христианско-демократической партии Вадим Крицкий и Ольга Ким предприняли отчаянную голодовку, добиваясь деполитизации ВУЗов, изгнание парткомов из стен родного пединститута. Его поступок вызвал широкий резонанс в демократических кругах. В облсовете была даже создана специальная комиссия, в защиту требований и озабоченность состоянием здоровья высказались и представители Интернационала ХДС. И вот 30 июля 1991 «Новая газета»( печатный орган Волгоградского облсовета) сообщила, что, во-первых, что оспариваемый парткомами Указ президента России «О прекращении деятельности организационных структур политических партий… в учреждениях и организациях» не противоречит Конституции РСФСР, а во- вторых, что
«ГОЛОДОВКА ОКОНЧЕНА. БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ»
Фото и статья об архиепископе Германе снова появились в прессе. Автор публикации - А. Гольдберг
27 июля архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман посетил лагерь голодающих у пединститута.
Архиепископ имел беседы tete-a-tete с Вадимом Крицким и его соратницей Ольгой Ким. Результатом стало прекращение голодовки, длившейся почти месяц. «Ни богу, ни людям не нужны человеческие жертвы,- сказал корреспонденту «НГ» священник Дмитрий, прибывший вместе с владыкой. - Вадим своей героической борьбой разбудил общественное мнение и привлек внимание властей к проблемам высшего образования. Сессия облсовета на днях приняла очень трезвое решение по этому вопросу, и мы все должны в своей борьбе за деполитизацию образования в городе опираться именно на него»
Так что очевидно по документам, что Владыка Герман торопил события, опережая решения Синода. Официальная хроника умалчивает об этом сегодня.
Священник- депутат Дмитрий напряженно работал, Владыку Германа принял спокойно, как равный равного. Архиепископ же Пимен, теперь Саратовский и Вольский, - резко отрицательно. Он отказался принимать Германа (Тимофеева), когда тот приехал проведать его в Саратов.
- Я еще жив. Вон! Я подлецов не принимаю.
Трудно сказать, что конкретно имел в виду старый Пимен, но на совещании духовенства Волгоградской епархии новый Архиерей Герман пообещал собравшимся:
- Я от всех пименовцев избавлюсь.
Многие из тех, кто считал себя таковыми, поверили и, не дожидаясь приказов о запрещении, разъяснений, уходили из епархии служить в другом месте.
Отца же Дмитрия Владыка Герман подчеркнуто приблизил к себе, относился подчеркнуто хорошо. Хотя он и не препятствовал политической карьере своего священника, пытался его урезонить:
- Коммунисты денег нахватают, пусть они будут богаты- воевать не будут. Воевать они уже списаны.
Сам священник Дмитрий как-то не сосредотачивался на сложившейся ситуации: он был доверенным лицом Владыки Пимена, хранителя «Саратовской тайны», был священником в подчинении Владыки Германа и тесно работал с народным депутатом России, бывшим узником совести Глебом Якуниным, который очень резко отзывался об Экзархах из-за их причастности к КГБ.
Понимание того, Владыка Герман только пока не может « съесть» своего священника и придерживается тактики: лучше худой мир, чем хорошая ссора - понимание этого пришло позже. А пока священник депутат был, как тот непотопляемый броненосец: повсюду вхож и имел свойство «выходить сухим из воды». КГБ по поручению депутата - священника давало команду милиции охранять митинги и молебны отца Дмитрия за церковные (народные) деньги. Кто он на самом деле, этот депутат?- этим вопросом задавались многие.
Отец Дмитрий боролся с партократами КПСС, был в этот момент на самом гребне борьбы с властью антихристовой. Ельцин стал Президентом России, но борьба еще не закончена.
Дальше гл. 23
irenol-5-5.livejournal.com/16533.html