Глава 15. В одной ладье
Отцу Дмитрию, служившему вторым священником в новой церкви Михайловки, освященной Владыкой Пименом, часто приходилось по поручению своего архипастыря отправляться в Первопрестольную, в Свято Даниловский монастырь. Эта святая обитель первой в Москве была возвращена церкви - еще в 1983году. Во время реконструкции 1983 -1985 годов в подклети больничного предела была установлена первая в Москве часовня Преподобного Серафима Саровского. В то время митрополит, Алексий (второй) был назначен Председателем Комиссии по реконструкции и строительству. Свято Даниловский восстанавливали всем миром, помогали все епархии СССР.
Например, из Поволжья отец Дмитрий сопровождал целые грузовики с иконами для восстановления поруганной московской святыни. За пять лет восстановительных работ 1983-1985 годов были не только воссозданы три церкви, бывшие в монастыре до революции, но и построены две часовни. Предполагалось, что монастырь после реставрации станет административно- духовным центром России.
Накануне празднования тысячелетия Крещения Руси восстановленный ансамбль Свято Данилова монастыря принимал уже митрополит Алексий, назначенный председателем ответственной за приемку комиссии.
В 1988 году на Поместном Соборе в Москве, в год великого православного праздника, был принят Устав об управлении Русской Православной Церкви.
Шумная и суетная Москва кипела страстями и бурлила новыми идеями.
Священство не было исключением. В его недрах были свои горбачевы, лигачевы и ельцины. СССР пытался повернуться к Европе своим меняющимся лицом, а Михаил Горбачев обещал, что оно будет человеческим. Появилась надежда, что и Церковь, и православие займут в жизни народа достойное место. Как это будет, никто толком не знал, но все понимали необходимость перемен.
Зарубежная эмигрантская православная церковь с началом перестройки становилась все активнее создавала свои приходы в России. Но, как и прежде, Московская Патриархия и ее зарубежный собрат по вере были очень воинственно настроены друг к другу, вспоминали старые обиды, не решенные десятилетиями проблемы, предъявляли друг другу претензии и ультиматумы. Общение исторически расколотых и разъединенных железным занавесом Церквей было запрещено.
Св. Государь Николай Второй и Патриарх Тихон
В1982 году РПЦЗ в Нью - Йорке канонизировала убиенного царя и членов царской семьи, а в Брюсселе строился храм - памятник новомученникам.
Западная католическая церковь тоже рассматривала СССР эпохи Горбачева как свою миссионерскую территорию.
В то же время выяснилось, что в стране довольно много христианских диссидентов, узников совести, пострадавших за свои религиозные убеждения. Да, у таких людей, как Глеб Якунин, Александр Огородников, были свои личные счеты с тоталитарным режимом.
К моменту личного знакомства отца Дмитрия с отцом Глебом, тот уже побывал и узником Лефортово, и в политическом лагере и два с половиной года ссыльным в Якутии, в Ыныкчане. Его открытое письмо - протест в 1965 году повлекло за собой запрещение в служении « впредь до раскаяния». Но невозможно было сломить человека, который в якутских снегах мог писать такие стихи:
От холода не околею,
Меня, как лилию
Из Галилеи,
Бог на груди своей лелеет
В далекой Ыныкчанской ссылке
Я прежний- ревностный и пылкий.
Начало перемен в стране принесло отцу Глебу политическую индульгенцию- амнистию. Ведь священник был осужден за антисоветскую пропаганду. По сути, только за то, что посмел напомнить: Кесарю - кесарево, божье - Богу.
В общении с людьми, с отцом Дмитрием он всегда поражал своей крепостью. Тюремщики искушали отца Глеба Якунина дьявольски изощренно: извлекали из черного тела лефортовских казематов, приводили в порядок, одевали прилично, усаживали в шикарное авто и возили по Москве. Показывали столичные церкви, где мог бы служить, добротные дома, в которых мог бы жить - и все это в обмен на убеждения. Рядом с отцом Глебом были В. Савицкий, Александр Огородников и Виктор Аксючиц, и еще многие плыли в одной ладье, пытаясь вырулить в смутном времени перемен к берегу христианско - демократических свобод.
Никогда не было в глазах отца Глеба ни злобы, ни ненависти - одна только решимость идти до конца. Отца Дмитрия не покидало ощущение, что у этого сильного человека внутри - словно сжатая пружина, готовая высвободиться в один миг, и чем дольше этот миг не наступал, тем с большей силой она распрямится.
С 1976 года отец Глеб возглавлял «Христианский комитет защиты прав верующих в СССР». Александр Огородников работал в Москве, Аксючиц - в Ленинграде.
Огородников пришел в политику, чтобы, по его словам, «утвердить божественный статус человека, сорвать с него покров тоталитарного унижения.» Он был атеистом в третьем поколении, но в какой-то момент понял, что всех нас обманывают, стал искать правду и нашел ее в религиозной философии. В свое время он был и жизнерадостным пионером, и комсомольским вожаком, в восемнадцать лет даже был избран в районный Совет. Тут он и столкнулся с тайным лицом власти, «чудовищным до тошноты». Мало того, что социальное поведение советского чиновника, как оказалось, было строго регламентировано: работающий с людьми аппаратчик должен был проходить по коридорам, ни на кого не глядя, иначе его считали ненастоящим аппаратчиком.
Суровым испытанием для молодого и честного комсомольца стало требование писать заведомо ложные отчеты. Он отказался, ушел по собственному желанию, но еще не окончательно разочаровался в системе.
«Глубже стал рассуждать о марксизме»: по сути, людей воспитывали на мифе мученичества и жертвы ради блага человечества, но в жизни этого не было. Идеи, по сути, религиозные, в любой христианской душе находили отклик. С филфака Московского университета его исключили, проще сказать, выгнали с « волчьим билетом» за попытку примирить марксизм и Бога. Александр осмелился утверждать, что идея Бога у Ленина выражена просто иными словами - материалистическими терминами. Огородникову была уготована судьба « инакомыслящего». Только благодаря перестройке ему, как и всем, было позволено верить во что угодно. Вместе с христианами - демократами он выступал против коммунизма, отстаивал человеческое достоинство как основу христианских и демократических ценностей.
Москва стояла без своих Сорока Сороков и продолжала оставаться цитаделью и «райскими кущами» для ЦК КПСС. Уже очень многим людям в стране становилось ясно, что даже после провозглашенных перестройкой реформ, разговоры о переменах оставались декларациями о намерениях. Коммунисты не желали делиться властью, тем более с народом. Их устраивала декоративность Верховного Совета и всей власти на местах. Они переадресовывали недовольство народа на демократов, высшая каста компартии готова была клеймить своих противников как продавшихся ЦРУ.
Между тем, полуголодное, полураздетое существование привело общество на последнюю грань балансирования. В воздухе витало ощущение беды, полета над пропастью.
Отца Дмитрия очень занимала идея о создании в Михайловке организации ХДС. Конечно, Михайловка - глубокая провинция, но вся Россия была такова, исключая десяток городов. Большая часть страны - провинция и по укладу жизни, и по достатку.
Молодой священник понимал, что партократия сильна и придется воевать и победить. Поколения энтузиастов первых пятилеток, стариков -прихожан, убежденные строители новой жизни, честно верили в свои идеалы человека, освобожденного от мещанства и от всех прежних пороков. Их идеалы не были связаны с православием. Многие из тех, кто помнил фронтовое братство, перенес лишения и утраты, ветераны войны, тоже были его прихожанами. Им говорили: Сталин выиграл войну, и они верили, забывая о себе. Ни старики- атеисты, ни фанатики-сталинисты не в состоянии переосмысливать свое прошлое. Так что будущее, конечно, за молодежью.
Но у правительственных верхушек и кормушек стояли или бессовестно сидели на шее у государства, на казенном обеспечении те, кто все убеждал народ:
- Если добыть угля побольше, увеличить надои молока на душу населения - вот он, собственно, и будет коммунистический рай на земле. При этом давилась любая свежая мысль, любая попытка что-нибудь изменить. Указывали и направляли, учили, что говорить, как жить, как молиться. И все продолжали зомбировать светлым будущим.
Конечно, Михайлова - не Москва, а глубокая провинция, а Христианско-демократический Союз, хотя и отстаивает христианские ценности, но это - политика, которой избегали заниматься священники еще со сталинских времен. Великий друг народа лишил священство избирательного права, как когда-то и казакам запретил служить в армии.
Владыка Пимен с пониманием относился к гражданской позиции отца Дмитрия, и знал, что не удержит молодого батюшку тихим молитвенником и печальником у престола. Кто-то из священства рьяно выслуживался перед коммунистической властью, кто -то смотрел в сторону Зарубежной церкви, а иные себя только ради Богу молились. Раскол - всегда утопия. А где взять подвижников, на которых можно опереться в смутное время? Окраины тлели: Карабах. Кавказ - горячие точки. Не дай Бог, развалится все. Политика занимала умы людей больше, чем забота о совести, о Душе. Все воюют и воруют. Может, и настало время его, отца Дмитрия, время? Еще Патриарх Тихон, обращаясь к народу, говорил:
« Гибельная смута терзает Родину Нашу, но губительнее снедающая сердца смута духовная. Затемнились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного, ослабела и сама вера, неистовствует безбожный дух мира сего»
Словно вчера сказал.
Многопартийность была провозглашена, однако ХДС в СССР действовал полулегально - как привилегированный партнер в Интернационале христианской демократии. Эта международная организация действует во всем христианском мире, согласно своему уставу, помогает развитию демократических движений, решая проблемы с действующими режимами. Его возглавляет ее Андре Луи,
Попытка зарегистрировать ХДС в нашей стране, впрочем, как и многих других партий, наталкивалась на жесткое сопротивление номенклатуры КПСС, которая стремилась удержать позиции любой ценой, создавала разного рода препоны, несмотря на провозглашенный курс демократических реформ.
Повсюду обкомовские чинуши, с профессиональным выражением физиономий «да здравствует КПСС в моем лице!», удерживают власть над народом, сбивая его в единообразные стада - коллективы.
«Слава КПСС!» напоминает о себе с высоты фасадов - и особняков в стиле барокко, и с бараков фабрично - заводского стиля, и на заборах, и на собраниях,- подкармливая в каждом внутреннего Цензора - Дракона. «Человек, рожденный свободным, должен, наконец, обрести реальную свободу, перестать быть « механическим» гражданином», избавиться от чувства внутренней эмиграции в собственной стране», - так аргументировал свою позицию отец Дмитрий и обретал все новых сторонников.
Сам по себе факт создания реальной, действенной партии или движения, основанного на традиционных принципах христианской демократии, был достаточно революционным.
1989 год оказался переломным. Страна сотрясалась от шахтерских забастовок. Громко заявили о себе новые партии и движения. Александр Огородников официально стал председателем христианских демократов России. Созданный в августе 1989 года ХДС России, 17 сентября 1989 года был принят в Христианский Демократический Интернационал.
Местные организации работали в Новосибирске, Мариуполе, Саратове, Волгограде и других городах . Православная Российская Церковь канонизировала Патриарха Тихона ( Белавина).
В этом же году произошел еще один церковный раскол: образовалась Свободная Церковь с епископом Валентином ( Русанцевым) во главе. Вспомнили о Сахарове, Набокове, Солженицыне. Для решения культурно-этнографических проблем в Ростове - на - Дону было создано добровольное литературное общество «Шолоховский круг» .
В Волгограде с благословения Владыки Пимена был создан детский хор духовной музыки « Конкордия»
* * *
Предчувствие свободы пронизывало каждого, выплескивалось на улицы демонстрациями и митингами. Какая она будет - свободная страна - никто толком не знал, но всем было ясно: нужно отстранить от власти коммунистов.
Получив задание, всего за пять месяцев отец Дмитрий, опираясь на молодежь Михайловки, создал организацию ХДС России Волгоградской области, возглавил ее политсовет. Организация была самой многочисленной и самой богатой среди всех региональных отделений ХДС, заслуженно называлась партией интеллектуалов. В ее ряды вступали рабочие и служащие, интеллигенция - врачи и деятели искусств, студенты и профессора. Кладезем мудрости для политсовета стал, например, профессор Волгоградского университета Владимир Миклюков. Он и отец Дмитрий неоднократно публиковали свои статьи в журнале « Христианская Демократии» Интернационала ХДС. «Мозговые атаки» перед штурмом тоталитарной твердыни были невозможны без таких людей.
Священник Дмитрий, черноризник, неукротимый в своей потребности духовной свободы прекрасно «вписался» в это сообщество умов и организовал из « мятущейся интеллигенции» боеспособную партию. Он оказался в первых рядах борцов с властью антихристовой, разрушавшей Храмы и изгнавшей православие из жизни общества. Его позиция была проста:
- Есть два типа священнослужителей: молитвенники и подвижники. Я - подвижник и благословлен именно на это. Говорят, что политика - грязное дело, но я считаю, что все зависит от людей, которые ее делают. Вспомним Святого Сергия Радонежского, игумена земли Русской. Великий политик духовно объединил Русь. Осляба и Пересвет - великие схимники, благословленные им на бой. Пастырь духовный должен быть со своей паствой.
Парадоксально, на первый взгляд, но первое заседание политсовета происходило в обкоме ВЛКСМ, в кабинете его первого секретаря Киселева. Он был из числа «сочувствующих» христианским демократам в том, что касалось демократии, и на правах хозяина кабинета присутствовал на заседании. В итоге высказался скептически: - Я и этот « комсомол» развалю.
Работа по созданию ХДС проходила в условиях всевластия коммунистических структур. Функционеры пресекали любые попытки изменить жизнь страны, доведенной до экономического и духовного кризиса. Обкомовская диктатура пыталась контролировать даже личную жизнь граждан. КПСС не собиралась сдавать своих позиций
«За подписью Чебрикова ЦК КПСС разослало в обкомы инструктивное письмо из восьми пунктов, закрытое письмо :
3. Категорически запрещаются всем категориям партийных работников неофициальные контакты ( дружеские отношения со всеми левоцентристскими, национал - экстремистскими объединениями и обществами содействия перестройке.
7. Надлежит немедленно в республиках, регионах, краях, областях, на территориях городских, сельских, районных комитетов КПСС составить поименно списки руководителей, лидеров обществ и организаций, их членов; данные на лиц, внесенных в списки, проверять через центральные адресные управления МВД СССР и ЦКГБ СССР.
8. Первые экземпляры списков отправлять в данные центральные управления, вторые хранить для СПСПИ и УКГБ краев, республик, областей , городов.»
( опубликовано :« Покаяние» № 3, 1990, Волгоград)
На первую конференцию ХДС в Михайловку, «под сень его смоковницы» приехали гости из Волгограда. Среди них были иностранные корреспонденты, Аксючиц и Байбаков.
Владимир Байбаков возглавлял Волгоградскую городскую организацию ХДС, историк - этнограф по образованию, он пришел в политику, потому что, изучая традиции народной культуры, пришел к мысли, что в нашем обществе делалось что-то не то. Официальная идеология уничтожила весь богатый опыт культуры как способ жизни, исключила из нее православие. Отец Дмитрий обрел единомышленника, но первое, что он сделал при первой встрече с ним - окрестил Владимира Байбакова и по - поповски щедро всех накормил своими «фирменными» молочными поросятами в апельсинах.
Через некоторое время во французском журнале «LE VIE» появилась статья о новом поколении « воинствующих Христин» и подробный рассказ о священнике Дмитрии с фотографиями на развороте.
Совсем скоро на имя « сельского» батюшки пришла международная телеграмма на французском. Ее вручали чуть ли не все работники почты. Сами перевести не смогли. Текст «разобрала» школьная учительница: «Дмитрий Нестеров приглашался на международную конференцию в Москву. Подпись председателя Интернационала ХДС Луи Андре.»
Удостоверение корреспондента журнала «Христианская Демократия»
Статья священника отца Дмитрия в журнале Христианско-демократического Интернационала
Отец Дмитрий и Владимир Байбаков .Из журнала « Христианская Демократия» ( 90)
дальше гл.16
irenol-5-5.livejournal.com/14173.html