Это должен был быть пост торжества по поводу просмотра всех пьес Шекспира, но Бард умудрился подложить мне свинью, подспудно добавив в свое наследие какого-то Эдуарда III. Впрочем, для пополнения коллекции постановка Стратфордского фестиваля оказалась вполне достойной.
Антураж «Короля Иоанна» напоминает постановки Театра Глобус гимном Деве Марии в исполнении всей труппы в начале и конце пьесы и костюмами, современными Шекспиру, но отнюдь не времени действия. Которое здесь разворачивается в самом начале XIII века и связано с династическими разборками.
У короля Англии Генриха II и Элеоноры Аквитанской было несколько сыновей. Ричард Львиное Сердце (я только где-то к середине пьесы поняла, что постоянно упоминаемый загадочный Кордильон - это его прозвище на французский манер), кстати, поднявший несколько восстаний против отца, после его смерти правил 10 лет, из которых на родине провел, может, несколько месяцев, а большей частью шлялся по Крестовым походам и отстаивал свои французские владения. Чем, вероятно, и заслужил народную любовь (на самом деле непонятно чем). Следующий по старшинству брат по имени Джоффри вообще тусовался исключительно в Бретани, там женился и стал отцом двух дочерей и сына. На момент начала пьесы Ричард уже умер, Джоффри тоже, а его вдова с сыном по имени Артур
претендуют на английский трон, на котором сидит третий по старшинству брат - Иоанн. Править ему помогает пожилая, но бодрая вдовствующая королева Элеонора (биография этой женщины захватывает дух не меньше, чем императрицы Сиси).
Живости в придворные интриги вносит Филип, бастард-весельчак. В ходе спора с братом за наследство выяснилось, что Филип - внебрачный сын Ричарда Львиное Сердце, поэтому вместо земель он получает звание рыцаря и начинает выполнять поручения короля Иоанна (например, вытрясать из монастырей и аббатств деньги на войну с Францией). Филип иронизирует над высокомерием людей, недавно попавших из грязи в князи, потом решает преследовать в жизни исключительно богатство, троллит австрийского герцога, а позже отрубает ему голову в бою - в общем, на месте не сидит. Милосердие, впрочем, тоже не чуждо его сердцу.
Английская и франко-австрийская армия сталкиваются лбами у французского города Анже и сначала сражаются, а потом собираются вместе взять город, отказывающийся выбрать одну из сторон. К счастью, у короля Франции есть сын Людовик, а Иоанн запасливо взял на войну племянницу Бланш Испанскую, поэтому они решают объединить бренды к возмущению вдовы Джоффри, понимающей, что теперь ее сыну королем не бывать. Однако идиллию рушит папский легат, требующий у Иоанна покаяться (король Англии пытался назначать епископов сам, а не по указке Рима). В ответ на отказ Иоанна отлучают от церкви и приказывают всем верующим людям сражаться против него. В последующей битве Иоанн одерживает победу и возвращается домой, захватив в плен своего юного племянника Артура.
Дальнейшее производит впечатление уже где-то виденного. Безутешная мать Артура с распущенными волосами безумствует, как леди Макбет. Людовик переживает из-за поражения (There's nothing in this world can make me joy: Life is as tedious as a twice-told tale Vexing the dull ear of a drowsy man) тоже совсем как Макбет (life is a tale Told by an idiot, full of sound and fury, Signifying nothing). Получив известие о смерти матери, король Иоанн просит время остановиться, чтобы это событие не наступило, пока он не решит насущные проблемы: «Withhold thy speed, dreadful occasion! O, make a league with me, till I have pleased My discontented peers! What! mother dead!», что тоже похоже на слова Макбета после известия о смерти жены: «She should have died hereafter; There would have been a time for such a word».
Сцены с юным Артуром напоминают уже «Ричарда III»: Иоанн после долгих хождений вокруг да около просит сподвижника ослепить мальчика (Возможно, также потом убить? Тут не вполне ясно), но тот не находит в себе сил (сцена получилась действительно трогательная). Правда, Артур все равно погибает, разбившись насмерть при попытке к бегству (вот незадача). Английские лорды, возмущенные предполагаемым убийством ребенка, переходят на сторону вторгшегося в Англию принца Людовика (который теперь может и сам претендовать на английский престол благодаря браку с Бланш). Далее британское войско терпит поражение, но Людовик внезапно предлагает достойные условия мира (хотя что ему мешало завоевать страну, непонятно), а Иоанн, бежавший в монастырь неподалеку, умирает от горячки на руках не пойми откуда взявшегося принца Генри (будущего Генриха III).
В итоге пьеса, как мне показалось, не оставляет какого-то цельного впечатления. Но благодаря прекрасной постановке и игре актеров, выжимающих максимум даже из чисто утилитарных сцен (например, когда король зовет к себе сподвижника, а тот притворяется, что не понял, кого позвали), смотреть все равно приятно и весело.