Кто читал "Корни дуба", может помнить об экзамене 11+, который жестоко решал судьбу ребенка на всю оставшуюся жизнь:
говоря советскими понятиями - школа или ПТУ. Английскими понятиями, соответственно: grammar или comprehensive.
В жизни все оказалось сложнее.
Систему академического отбора придумал Черчилль, но не в восемнадцатом году, а
где-то в конце сороковых, если я не ошибаюсь. И нескольким поколениям детей эта система давала возможность вырваться за рамки своего классового происхождения. (Включая нынешнего лидера консерваторов, кстати. А Тони Блейр из семьи богатеньких буратино, он ходил в частную школу). В шестидесятых годах лейбористам эта система встала поперек горла - несправедливо, и все тут.
Должна признать, что их логика довольно соблазнительна: почему один плохо сданный экзамен в 10 лет должен обречь ребенка на плохую школу и закрытие дороги в университет? (Забегая вперед: в том графстве, где мы живем, этот экзамен все еще сохранился, и я иногда с ужасом думаю - а что если Лиора его не сдаст? Comprehensives действительно очень плохие, даже в благополучных районах.) То есть я могу понять, почему избиратели одобрили эту политику. Логичнее было бы улучшать плохие школы, но ведь левая традиция это "чтобы не было богатых" - так быстрее, дешевле и массовому избирателю понятней. Короче, они ее отменили постепенно по всей стране, осталось всего 2 графства.
Но родители же не дураки - хорошая школа притягивает как магнит, и постепенно получилось, что качество школы зависит от благосостояния окружающего населения. Люди, когда заводят детей, переезжают в район с хорошей школой. А это дорогое удовольствие, и доступно не каждому. Получился вместо отбора по академическим способностям отбор по материальным возможностям. Что на это говорят современные левые мыслители? (Вы еще читаете? Сейчас начнется самое невероятное)
Совсем недавно одна высокопоставленная лейбористская дама даже сняла на эту тему документальный фильм. Постараюсь передать ход ее мыслей, и по возможности не язвить:
Comprehensives плохи не потому, что там хуже учителя, или ресурсы - там "хуже" дети и их родители. Куда же уплыли "качественные" дети, если grammars уже нет? Ага, их хитроумные родители из среднего класса переехали к школе получше, или отдали их в частную школу, или, как Тони Блейр, притворяются католиками и отдали их в католическую школу. (Религиозные школы, особенно католические, под видом религиозного отбора проводят отбор по способностям и результаты там очень хорошие).
Это поведение средних классов аморально и разрушительно для системы образования. Вывод: надо перекрыть эти возможности. Тогда "качественные" дети пойдут в местную школу и постепенно, под давлением их родителей, она преобразится из гусеницы в прекрасную бабочку.
Теперь язвить: не важно, что какие-то конкретные дети сегодня останутся без образования. Важно, что полное равенство, и в будущем всем абстрактным детям будет хорошо. Круг замкнулся.