"Восьмое чудо света", "монотонная симфония в камне" и "архитектурный кошмар" - это три различных мнения о монастыре Сан Лоренсо дель Эскориал(San Lorenzo de El Escorial), самом долговечном наследии, которое оставил миру король Филипп II.
Эскориал - немного подробностей В Эскориал лучше всего ехать автобусом. Так мы и сделали.
Расписанием движения автобусов запаслись заранее Дорога очень живописная. Из того, что я успела видеть, т.к. большую ее часть я проспала.:-)
Правда проснулась удачно. Увидела из окна автобуса целый каменный город, прекрасно смотрящийся на фоне величественных гор, которые в путеводителе значились "суровыми предгорьями скал Гвадаррамы"
А это первое, что мы увидели из окна автобуса, когда подъехали к самому монастырю.
Мне кажется, что то, что историки говорят о Филиппе II - короле, можно приписать и Эскориалу - монастырю.
"Кроме своего пристрастия к св.Лоренцо Филипп II отличался погруженностью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира. Он хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырем ордена
св.Иеронима. Филипп не разрешал никому составлять свою биографию при жизни; в сущности, он написал ее сам, и написал в камне. Победы и поражения империи, последовательность смертей и трагедий, одержимость короля учением, искусством, молитвами и управлением государством - все это нашло отражение в Эскориале".
Внутреннее убранство Эскориала очень разнообразно. Но, увы, далеко не везде можно было фотографировать. Т.е. - фотографировать можно было, но без вспышки. Поэтому, увы и ах, мало что получилось. А фотографировать там было что...
Два небольших Новых музея - в одном из них - великолепные ковры, во втором - история строительства Эскориала. Интересно и внутренне убранство жилых помещений. Аскетизм обстановки этой части дворца нарушается только замечательной коллекцией картин и керамических обрамлений стен. Картины от Босха до Веронезе, Тинторетто и Ван Дейка, а также художников испанской школы. Особенно полно представлены художники фламандской школы и Тициан, придворный художник КарлаV.
Спасибо
mag_2000 "The Martyrdom of St. Maurice" Эль Греко.
и
alla_hobbit Эль Греко "Мученичество св Маврикия".
Всем желающим "опознать" картины буду бесконечно благодарна.:)
Самое интересное, что слово "дворец", наверное, не совсем уместно для определения этих жилых помещений. Сам ФилиппII говорил, что он хотел "построить дворец для Бога и лачугу для короля". Довольно скромно для королевского ложа.
А вот Прогулочная галерея выглядит побогаче. Стены в ней увешаны старинными картами. Очень интересное зрелище.
На одной из них имеется Иерусалим - или мне это показалось?
А вот что поражает великолепием, так это виды на сады через старинные окна из свинцового стекла(не получились).
И, еще большим великолепием поражают двери, изготовленные из 17 сортов дерева. Они были подарены Максимилианом Австрийским в 1567 году. Двери получились частично. Верхняя их часть открыта, а вот сами двери защищены прозрачным пластиком от, так любящих все потрогать, туристов.
Для любителей отражений - ищите женщину фотографа.
При посещении Эскориала меня постигли несколько разочарований:
Разочарование первое. Часть залов с картинами была закрыта. Успокоили меня две вещи:
1. Пытаясь в них проникнуть я обнаружила несколько интересных залов .
Один из них - "Зал Алебард" или "Зал сражений". К сожалению на эти поиски я отправилась без усталого мужа, что не очень страшно.
И без фотоаппарата, что гораздо хуже. Ну ничего. Там было красиво, но не это главное в Эскориале.
2. Фраза из путеводителя тоже подлила бальзама на душу: "Картины Эскориала, избежавшие перезда в музей Прадо, выставленны в галерее". Ну а в Прадо мы были.
Разочарование второе. В изящные апартаменты Бурбонов мы тоже не попали. Вечером в них должен был быть концерт и нам предложили его посетить. Но, увы и ах, ночевать то нужно было в Мадриде. А шансов вернуться в Мадрид после концерта у нас не было.
Но и тут пришло успокоение. Поиск направил меня в
жж (Рекомендую почитать, слог получше моего будет).
Ну да ладно, лучше - хуже. Пошли дальше.
Одна из целей строительства Филиппом II Эскриала - создание мавзолея для его отца, императора Карла V. Этот великолепный Пантеон в бронзе, мраморе и яшме, находится в крипте церкви. Здесь покоится прах всех королей Испании, кроме Филиппа V, оторый терпеть не мог мрачности Эскориала и похоронен в Сеговии. И Фердинанда VI, чья могила находится в Мадриде. Королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола тоже захоронены здесь.
Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погреблен единственный не король, удостоенный такой чести, - Дон Хуан Бурбон. Его сын и нынешний король Хуан Карлос, да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передали власти.(Молодцы испанцы - это по моему скромному разумению:))
Вход в Пантеон
Алтарь
А здесь можно, правда с трудом, имена прочесть. И видно, что одна гробница пустая.
Но хватит о грустном. Пантеон принцев мы прошли не фотографируя. Надоели мертвые, хоть и родовитые. Да и ничего особенного там не было.
И вот мы выбрались на свежий воздух. Тут уж было полное раздолье. В вправо, и влево, и вверх, и вниз.
Кстати, посетителей в Эскориале было мало, от чего мы получили определенное удовольствие.
А вот и автор этих фотографий, правда, на сей раз, он изменяет фотографии с видео.
Дурной пример заразителен.
А вот если с этого парапетика посмотреть в другую сторону, то усталому взору откроется вот такой вид.
Тут вот две фотографии с претензией на худоственные.
Время неумолимо. Нужно двигаться дальше. А дальше - церковь, вернее Собор.
Вот что писал о нем французский писатель и интелектуал Теофиль Готье: "В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломленным,
таким сокрушенным, таким поверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной".
Это главное ретабло(заалтарный образ). Между мраморными и яшмовыми колоннами размещены картины сцен из жизни Христа, Девы Марии и святых.
А вот и библиотека, котора уступает только ватиканской и хранит рукописи св.Августина, Альфонса Мудрого и св.Тересы. Здесь находится крупнейшее в мире собрание арабских манускриптов, илюстрированных сборников гимнов и работ по естественной истории и картографии начиная со средневековья. Это единственная библиотека в мире, где книги ставятся корешками внутрь, чтобы лучше сохранились древние украшения перплетов. Папа Григорий XIII провозгласил, что каждый укравший книгу отсюда будет отлучен от церкви. Сейчас большинство из выставленных книг - копии оригиналов.
Роспись потолка, сделанная Тибальди и его дочерью, символизирует семь наук: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Двум главным наукам, теологии и философии, посвящены торцевые стены.
Интересно, какой наукой он заинтересовался.:)
Говорят, что хорошего по-немножку, а тут уже "по-множку" получается.
Вышли опять на воздух и тут нам такое окошко на глаза попалось.
И такой вот вид на сам городок. Осматривать который нам, почему-то не захотелось...
Последний взгляд на Эскориал...
Его крыши...
Эскориал
И в обратный путь - в Мадрид.
Маленькое послесловие. Дело в том, что мне казалось, что в Эскориал можно было бы и не ездить. Закрытыми оказались и Павильон принцев(Нижний павильон) и Верхний павильон - в этот я и не была уверенна, что пойдем. Но зло взяло:-). Всю эту инфу нам с радостью сообщили в туристкой информации, тогда же, когда предложили сходить на вечерний концерт в апартаменты Бурбонов. Но теперь я понимаю, что эта поездка была вполне оправдана. Многое помнится и без фотографий. Это говорит о том, что место - запоминающееся.
А если еще и видео посмотреть. Но оно, пока, увы и ах, не готово.:)