Вена. Первый день. Продолжение.4.05.13.

Jun 10, 2013 11:01

После заселения в апартаменты и легкого перекуса, как я уже и рассказывала в Вена. Первое знакомство. 4.05.13. ,
мы вышли на на нашу запланированную "туристскую тропу", которая начиналась от Венской государственной оперы,
мимо которой мы уже проходили утром и будем еще проходит, как минимум по одному, а то и по два раза в день.



Маленькое пояснение - большая часть текста взята из аудио-гида по Вене. Даты, фамилии, названия и исторические
подробности. Их можно опустить. Мои дополнения, хотелось бы, чтобы прочитали. Они могут оказаться полезными
для тех, кто собирается в Вену.

Торжественное открытие первого участка Рингштрассе состоялось 1 мая 1865 г. Первым зданием, которое начали
возводить на Ринге, и была Королевская (ныне Государственная) Опера.
Венский Оперный театр - Мекка для любителей музыки, он входит в пятёрку лучших оперных театров мира.
Здание театра, занимающее целый квартал - один из символов австрийской столицы. Однако, когда его завершили
в мае 1868 г., облик нового театра вызвал бурю критики. Венцы складывали ехидные стишки, газеты состязались
в колкостях. Даже император, хотя и весьма деликатно, высказался о том, что здание кажется осевшим в землю.
Подобные ассоциации возникают и сейчас - и не только из-за архитектурных пропорций здания, но и потому, что
строилось оно на месте городского рва. Позже, когда строили соседние здания, делали метровую подсыпку грунта,
так что театр объективно стоит ниже. Но мнение императора, видимо, стало последней каплей, и архитектор Эдвард
ван дер Нюль, занимавшийся интерьерами и оформлением фасадов, не выдержал нападок и повесился, а через два
месяца скончался от инфаркта его коллега - автор общего плана и конструкции здания Август Зикард фон Зикардсбург.
Это так потрясло Франца-Иосифа, что более никогда в жизни он не позволял себе оценивать произведения искусства,
ограничиваясь фразой, ставшей венской поговоркой: «Это хорошо и очень меня порадовало».
Театр был торжественно открыт 25 мая 1869 г. в присутствии императора и венской знати. Давали «Дон Жуана»
Моцарта.



Вскоре венцы переменили своё мнение о новом театре, оценили великолепную акустику, роскошь интерьеров и по
праву полтора века гордятся своим театром. В Вене действительно очень любят музыку вообще и оперу в частности.
Главным фасадом здание Оперы выходит на Ринг. У боковых фасадов - фонтаны со скульптурными группами.
Главный фасад оформлен двухъярусной аркадой.
Верхний ярус - лоджия, где между арками установлены бронзовые скульптуры - аллегории героизма, драмы, фантазии,
комедии и любви (автор - Юлиус Ханер). Венчается композиция двумя конными статуями. А невысокая открытая аркада
нижнего яруса служит укрытием любителям музыки, которые с рассветом занимают очередь, чтобы купить недорогие
билеты на стоячие места.
В день премьеры или спектакля, в котором заняты мировые знаменитости, можно видеть, как в очереди, опоясывающей
здание Оперы по периметру, люди на складных стульчиках читают, вяжут, пьют кофе. Стульчики они потом сдадут в
специальный гардероб и отстоят весь спектакль, многие с нотами в руках. В апреле, мае, июне и сентябре спектакли
транслируют на экране размером 50 кв м, и те, кто не смог купить билет, рассаживаются на стульях на площади
Герберта фон Караяна перед Оперой.









На самом деле билеты в Оперу, если подсуетиться сильно заранее, можно купить в интернете.
Причем это "заранее", может быть и за пол-года и за три месяца. Это, конечно, если есть желание попасть в Оперу
за разумные деньги, а не платить по 100 и выше евро за билет. Мы "просвистели" билет на Травиату за 57 евро.
Я считаю, что это вполне разумные деньги. Места быди на балконе, но не по бокам, а в центре, с хорошей видимостью.
Выше можно было взять билеты еще дешевле. Пока мы "тусовались" - все билеты по разумным ценам раскупили.
Еще можно было попробовать за пару часов до начала купить стоячие места, но у нас это тоже не получилось.
В следующий раз, надеюсь, что мы будем расторопнее.

Немного деталей.










Рассмотрев и сфотографировав здание Оперы, мы было собрались перейти Ринг и идти дальше по маршруту, но в этот
момент мы увидели мирную демонстрацию, которую тщательнейшим образом охраняла полиция.






Трамваи продолжали нормальное движение.



В демонстрации принимали участие не только взрослые.



Надо понимать, это курды. Настроение у демонстрантов прекрасное.



Демонстрация двинулась дальше по Рингу, а мы двинулись своим путем. Как путеводный маяк, отовсюду виден Собор
святого Стефана. Но нам опять к нему пока не надо идти.



А мы сворачиваем налево, на Альбертина-плац. И оказываемся напротив отеля "Захер"



На Адьбертина -плац выходит фасад одного из лучших отелей Вены - «Захер», названный так в честь… торта.
Не стоит удивляться: Вена имеет славу столицы тортов и пирожных, и «Захер» король среди них. Впервые торт был
изготовлен в 1832 г., когда князь Меттерних, считавшийся гурманом, приказал поварам создать нечто новое для
парадного приема. Заказ выполнил тогда 16-летний поваренок Франц Захер. Впоследствии он работал даже при дворе
русского царя, а вернувшись в Вену, открыл свой магазин. Торт «Захер» из его кондитерской отправляли ежедневно к
венскому двору, а 200-400 тортов - в европейские столицы.
Несколько лет спустя, одна венская газета опубликовав перечень самых знаменитых блюд, не включила в него торт!
Сын Франца Захера обратился с письмом, рассказав о популярности торта. Это знаменитое послание можно увидеть в
кафе отеля, здесь же можно попробовать настоящий «Захер».
Любимый венцами десерт несколько лет был предметом судебных тяжб между двумя самыми известными кондитерскими,
каждая из которых претендовала на знание уникальной рецептуры. В результате был заключён компромисс - сегодня на
торте, приобретённом в этом кафе, стоит шоколадная печать «Настоящий Захер».

Возможно, для венцев "Захер" и хорош, но гостиница нам, естественно, не по карману, а в кондитерскую мы не ходили,
так как большинство отзывов о торте "Захер" были, скажем так, прохладные. В одном из рассказов о тортах и пирожных
в Вене так и было написано:"Захер - на ...". Дальше додумайте сами, рифмуется здесь только одно непечатное слово.




Отражения отеля в окне Оперы.



Фото "на згадку", "на память", в смысле.



А вот и сама Альбертина.



Одна из стоянок фиакров.









И опять мы у алегорического фонтана Дунай и его притоки.



Мне был задан вопрос, работает ли фонтан? Еще как работает.



Симпатичные ребята! Чего только в Вене ни увидишь.



Немного имперских красот! Скажете помпезно? А мне нравится такая помпезность.



Теперь мы поднимемся на эскалаторе ко дворцу Альбертина.
Площадь получила название от музея Альбертина, который разместился в стенах дворца эрцгерцога Альберта фон
Саксен-Тешен, зятя императрицы Марии Терезии. Дворец был ее свадебным подарком для любимой дочери Марии
Кристины, дата бракосочетания которой совпала с днем рождения самой императрицы.
Владелец дворца - эрцгерцог Альберт - собрал одну из лучших художественных коллекций в Европе. В нее вошли
графические работы великих мастеров - Рубенса, да Винчи, Рембрандта, Микеланджело, Рафаэля. Кроме того, в
1796 г. эрцгерцог получил в подарок от императора Франца Иосифа 370 рисунков Дюрера из императорской
Сокровищницы. Наследники продолжили собирать коллекцию и даже открыли доступ к ней широкой публике -
с 1822 г. желающие могли любоваться бесценными сокровищами дворца. Условием для входа в музей являлось
лишь наличие у посетителя обуви и приличной одежды.(А сейчас, одетым можно быть как угодно... Билет купил
и зашел. Правда, по посадочному талону Австрийских авиалиний можно получить скидку 50%.
После падения австрийской монархии дворец стал собственностью Австрийской республики и в 1921 г. получил
название Альбертина. Современная реставрация закончилась в 2003 г.
Серьезную проблему представляло архитектурное решение входа в музей, т.к. дворец построен на месте одного
из бастионов городской стены 16 в. - бастиона Августинцев. Перепад высоты бастиона и улицы составляет 11 м.
После долгих дискуссий был выбран проект архитектора Ханса Холляйна. Ко входу во дворец, на верхнюю площадку
бастиона, посетители попадают на эскалаторах. Издалека видно консольное перекрытие из титана над входом, по
форме напоминающее парус.
Таким образом город получил современный музейный комплекс выставочных залов, хранилищ и реставрационных
мастерских. Коллекции музея Альбертина насчитывают 60.000 рисунков и акварелей, а также более миллиона произведений
графики - от поздней готики до современности. С недавних пор музей может похвастаться самой крупной в Европе
коллекцией произведений раннего русского авангарда: Кандинского, Малевича, Шагала, Ларионова.



На террасе установлена конная статуя эрцгерцога Альберта фон Тешен. Но это не знаменитый владелец коллекции,
а его тезка - последний полководец из династии Габсбургов. Автор памятника - Карл Кениг. На овальном постаменте
из гранита надпись: «С благодарными воспоминаниями о принесшем победу полководце и военачальнике, который
был нам как отец».
Эрцгерцог Альберт одержал победу в битве при Кустоце 24 июня 1866 г., когда армия Австрии под его предводительством
нанесла поражение превосходящим силам итальянской армии. Это была едва ли не единственная победа Габсбургов
в катастрофической Австро-прусской войне.
В Австрийской империи часто ставили памятники победителям отдельных битв вне зависимости от результата войны, а
генералам, проигравшим сражения, император Франц Иосиф запрещал писать мемуары. Дворец эрцгерцога Альберта до
конца Первой Мировой войны служил жилищем главнокомандующего австро-венгерской армией.



Дворец Альбертина - часть огромного комплекса императорской резиденции Хофбург. С террасы открывается вид
на Бурггартен - Дворцовый сад. Он был разбит в 1820 г. на месте взорванных Наполеоном городских укреплений
для членов императорской семьи. План сада в английском духе принадлежал Людвигу Ремю, а оформление было
поручено придворному садовнику Францу Антуану, известному ландшафтному архитектору. После падения монархии
Бурггартен стал общедоступным.
По белой каменной лестнице, мы спустились в бывший Императорский сад. Перед входом в Бунггартен.






Прямо перед нами протянулся фасад Нового Бурга (дворца), последней по времени постройки в резиденции Габсбургов.



В саду цветут каштаны. А мы их так давно не видели.



А еще в саду цветет сирень и народ отдыхает на травке. Жизнь прекрасна и удивительна.












Внушительное сооружение из стали и стекла построили по проекту Фридриха Омана в 1905 г. в стиле модерн.
Сейчас оранжерея известна как Дом бабочек, открытый в 1993 г. Это миниатюрный тропический лес, где постоянно
поддерживается температура 28°C и влажность воздуха 80%. Круглый год здесь можно любоваться экзотическими
растениями тропического леса, цветущими орхидеями и сотнями порхающих на свободе бабочек.


















Самая редкая бабочка в коллекции - павлиноглазка-атлас, размах крыльев которой достигает 30 см. При входе
в оранжерею стоит стеклянный шкаф, за стенками которого можно наблюдать цикл жизни бабочек - от личинки
до взрослой особи. Там висят коконы, из которых появляются бабочки. Если вам повезет - увидите, как происходит
чудо рождения. Оранжерея предлагает желающим организовать церемонию бракосочетания. Ее проводит
имеющий лицензию регистратор, так что заключенный здесь брак будет иметь юридическую силу.
На самом деле, это была напрасная потеря времени и денег, бабочек было мало, вернее, очень мало. И вид они имели
весьма ободранный... А церемония бракосочетания нас как-то не интересовала... Это лучшая из тех бабочек, что
я там видела. Но не зашли бы - не знали бы, что можно было и не заходить.






А вот и фасад Нового Бурга.
Строительство помпезного дворца в стиле нео-ампир, начатое в 1881 г. по проекту Земпера и Хазенауэра, было
завершено к 1913 г. Первые два этажа дворца украшены рустом (имитацией каменной кладки), протяженный фасад
имеет три выступающих части - ризалита. В центральном ризалите находится каменная лестница.



А мы продолжаем гулять по парку и рассматривать разные разности.



Шутники, однако!






Такси не желаете? Да нет, спасибо, мы еще не все рассмотрели.



Что бы это значило?



И опять каштаны. Мимо них невозможно пройти.



В Бурггартене установлено несколько памятников представителей династии Габсбургов. Памятник императору
Францу Стефану Лотарингскому, супругу Марии Терезии. Это первый в Европе конный памятник императору.
Работу над ним придворный художник и скульптор Бальтазар Фердинанд Молл начал еще при жизни Франца
Стефана. Памятник выполнен строго, в стиле раннего классицизма, и представляет императора с полководческим
жезлом в руках и золотым руном. Памятник был изготовлен в 1781 г., но установлен в Бурггартене только в начале
19 в.
Франц Стефан Лотарингский в 15-летнем возрасте был отправлен к венскому двору. Юная Мария Терезия сама
выбрала его в мужья. Всю жизнь она страстно любила мужа, но ревниво охраняла свои права австрийской
эрцгерцогини. Хотя Франц Стефан подчас шутливо говорил, что он только гость при дворе, сам он имел титул
императора Священной Римской империи германской нации (коронован во Франкфурте в 1745 г.)
Франц Стефан не имел большого политического влияния. Убедившись, что полководческих талантов у него нет,
он сложил с себя звание главнокомандующего. Зато он стал во главе финансового ведомства страны.
Проведенная им реформа финансового управления значительно сократила долю государственного долга; он же
создал семейный фонд, который стал основой частного состояния династии Габсбургов.
Император Франц Стефан занимался коллекционированием, особенно интересовался естественными науками.
Его коллекция послужила основой для создания музея Естествознания. Кстати, именно этот император основал
старейший в Европе зоопарк и самый старый в мире общественный парк - это знаменитый венский Праттер.



Фонтанчик над небольшим прудиком. Милое место. Увы, вид только сзади. С другой стороны все было огорожено.



А потом случилось чудо! В парке была целая клумба, нет, не клумба, а заросли пионов. Если учесть то, что пионы
я не видела около 25 лет, то для меня это точно было чудо. Я их даже сразу не узнала. Вот они - красавцы пионы.


















А кто это там осчастливливает очередную туристку фоткой "на фоне"...



Рассмотрим поближе?!



Именно в Бурггартене находится единственный в Вене памятник императору Францу Иосифу I. Франц Иосиф I
- император Австрийской империи и король Богемии, король Венгрии, с 1867 г. глава Австро-Венгерской
монархии.
Почти 70 лет его правления - целая эпоха в истории народов, входивших в его империю. Памятник великому
императору совершенно лишен помпезности и на удивление скромен - Франц Иосиф изображен в военной
форме, в накинутой на плечи шинели, с тростью в руках. Памятник является копией скульптуры, сделанной
в 1904 г. художником Иоганном Бенком. В Бурггартене скульптура установлена в августе 1957 г.
Жизнь императора была долгой - он скончался в 1916 г. в возрасте 86 лет. Судьба послала Францу Иосифу
немало испытаний.
Первая трагедия потрясла семью в 1867 г., когда в Мексике республиканцы расстреляли его родного брата
Максимилиана, провозглашенного императором Мексики. Император пережил самоубийство единственного
сына - кронпринца Рудольфа (1889 г.). Его супруга императрица Елизавета (Сисси) была убита в Женеве
итальянским анархистом (1898 г.). После самоубийства сына наследником престола стал племянник императора
Франц Фердинанд. Он и его жена были убиты в Сараево в 1914 г. сербским террористом, что послужило
поводом к началу Первой мировой войны.
Образ императора, явленный в памятнике - правдив. Франц Иосиф всегда оставался солдатом, не признавал
излишеств. Вставал в 4 утра и сразу же принимался за работу. Император был известен консерватизмом,
вниманием к этикету. Сам он называл себя «последним монархом старой школы».






Мы направляемся к выходу из парка, где нас встретит памятник Вольфгангу Амадею Моцарту (скульптор Виктор
Тильгнер, 1896 г.).
Великий композитор родился в Зальцбурге, но именно в Вене прошли последние десять лет его жизни. В Вене
Моцарта благосклонно принимал император, его боготворила публика. Здесь были написаны его самые известные
оперы: «Женитьба Фигаро», «Волшебная флейта».
Памятник выполнен в стиле барокко из белого мрамора. Левая рука Моцарта опирается на стойку с партитурой.
На пьедестале изображены сцены из опер композитора. Фигуру Моцарта окружают пухлые ангелы - путти и сочные
гроздья винограда.
Трудно поверить, но при всей любви к великому композитору жители Вены очень долго и трудно выбирали место
для установки памятника, а сбор денег на создания памятника продолжался 77 лет.
Каждую весну венцы выкладывают цветочный скрипичный ключ перед памятником великому композитору, рядом
появляются раскладные стулья и часто летними вечерами можно услышать музыку Моцарта, которой по праву
гордится Вена.









На задней стороне памятника помещен барельеф. На нем мы увидим шестилетнего Моцарта сидящего за
фортепиано с отцом, а также сестру композитора Марию Анну - тоже пианистку.






День уже клонился к вечеру и мы изрядно устали. Сказывалась бессонная ночь. И все же мы решили закончить
то, что было намечено на этот день и осмотреть площадь Марии Терезии, которая находится совсем рядом с
Бурггартеном. Для этого нам нужно было отправится по Рингштрассе направо.
Площадь Марии Терезии - одно из впечатляющих мест Вены, оформленная с присущим для имперской столицы
монументальностью и размахом. В центре возвышается 20-метровый памятник Марии Терезии, его вес более 20 тонн.
Эрцгерцогиня одета в пышное платье, в руке она держит скипетр и свиток Прагматической Санкции.
Старшая дочь императора Карла VI, она родилась 13 мая 1717 г. Когда у ее отца не осталось надежды на появление
наследника мужского пола, он подписал «Прагматическую санкцию», которая закрепила права дочери на престол.
Мария Терезия носила титул «Эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии и Чехии». Четыре женские фигуры на
пьедестале представляют добродетели государыни: силу, мудрость, справедливость и сострадание. Мудрая Мария
Терезия умела окружить себя талантливыми полководцами и государственными деятелями - отлитые в бронзе
они расположились возле своей повелительницы.
С четырех сторон помещены конные памятники выдающимся полководцам ее времени, а перед высоким пьедесталом,
на котором восседает Мария Терезия, стоят советники и государственные деятели. В центре - дипломат и
государственный канцлер граф Антон Каунитц, о котором говорили, что он «кучер, который правит повозкой Европы».
Пьедестал украшают колонны, порталы и рельефы. Арка слева представляет деятелей искусств. И, конечно, здесь
композиторы: Гайдн, Моцарт, Глюк.
Работа над памятником с момента создания первых скульптур до торжественного открытия в мае 1887 г., продолжалась
14 лет, а общие затраты составили 820.000 гульденов. Это, пожалуй, самый дорогой монумент Вены.
Выполняли заказ двора лучшие мастера - Каспар Цумбуш и Карл фон Хазенауэр. Проект был одобрен внуком Марии
Терезии императором Францем Иосифом I, по словам которого «исторический реализм был на первом месте».
Программу памятника предложил Альфред Риттер фон Арнет, который написал 10-томную монографию о Марии
Терезии, досконально изучив ее царствование. За создание памятника Каспар Цумбуш получил командорский крест
Ордена Франца Иосифа, и еще 6 человек наградили бронзовыми медалями.
Памятник, видимо, находится на реставрации. Поэтому сфотографировать его удалось только кусками. А, если учесть то,
что с освещением была уже совсем беда, то "что выросло, то выросло"...









Мария Терезия родила в счастливом браке 16 детей. Она всегда стремилась к политически выгодным союзам.
«Пусть воюют другие, а ты, счастливая Австрия, заключай браки» - сказала однажды Мария Терезия и твердо
следовала своей политике, заслужив прозвище «тещи всей Европы».
Одна из ее дочерей Мария Амалия стала герцогиней Пармской, другая Мария Каролина выдана замуж за короля
Фердинанда Неаполитанского, а Мария Антуанетта стала супругой короля Франции Людовика 16. Только одна
из дочерей Мария Кристина вышла замуж по своему выбору за принца Альберта Саксен-Тешен, хотя у того не
было ни достаточных средств, ни политического влияния. Это в его дворце расположился музей Альбертина.






Площадь формируют фасады двух одинаковых зданий, построенные в конце 19 в. Их часто называют близнецами
- это Художественно-исторический музей и Музей естественной истории. Над оформлением фасадов работал
Готфрид Земпер, роскошные интерьеры оформлял Карл фон Хазенауэр. Массивные протяженные фасады в
точности повторяют друг друга - стены с имитацией грубой каменной кладки, с центральной выступающей
частью - ризалитом, увенчанной куполом и 4 башенками, они производят сильное впечатление.
Эти музеи - по праву гордость Вены. Они входят в десятку лучших музеев мира, стоят в одном ряду с Лувром,
Прадо, Эрмитажем и Британским музеем.



Замыкает площадь Марии Терезии протяженный фасад бывших придворных конюшен, построенных в 1723 г.
архитектором Фишером фон Эрлахом в стиле барокко. Придворные конюшни должны были обеспечить парадные
выезды императоров. Здесь содержалось 600 лошадей, располагался манеж. Здание предваряют скульптурные
конные группы Диоскуров.






Все, программа выполнена. Нам остается только разведать где точно находится место начала нашей программы
на завтра, что-то перекусить и отправится в сторону гостиницы.
Переходим через Рингштрассе и через Бургтор - «Замковые ворота» - заходим в Хофбург и оказываемся на
«Хельденплац» - Площади героев. Мы уже были здесь днем и видели,что на площади кипела жизнь. К вечеру
"кипение" не уменьшилось. И мы, изрядно проголодавшиеся, подкрепились вкусной венской сосиской в булке
и запили ее не менее вкусным пивом. Обычно мы не употребляем всякий-разный фастфуд. Но в Вене это не
фастфуд - это вкусно! И на улицах Вены можно увидеть очень прилично одетых явно местных жителей,
подкрепляющихся на ходу сосиской в булке. Сытые и довольные мы уже были двинулись дальше с площади,
но тут мы опять увидели... Ну да, ее родимую - сирень в лучах заходящего солнца.






Как же она пахла!!!



А улыбнуться? Улыбка несколько вымученная. Я с 6-ти утра прошлого дня на ногах. Разве что поспала немного
в самолете.






А это памятник принцу Евгению Савойскому. Памятник создал скульптор Каспар Цумбуш, а постамент выполнил
архитектор Эдуард ван дер Нюлль, создатель венской Оперы.
Работа над памятником длилась пять лет. Чтобы ускорить ее, император Франц Иосиф разрешил использовать
бронзу из запасов Арсенала. Торжественное открытие состоялось в 1865 г. На памятнике две надписи: «Мудрому
советнику трех императоров» - принц Евгений занимал пост председателя гофкригсрата - придворного военного
совета в царствование трех императоров и «Победителю врагов Австрии».



Все, хватит на сегодня. Но, по дороге к гостинице, мы еще сворачиваем на площадь Герберта фон Караяна перед
Оперой, чтобы послушать и посмотреть трансляцию на на экране размером 50 кв м оперу Доницетти «Дочь полка».
Таких мы, желающих, было много. Почти все сидячие места были заняты. Но несколько стульев все же были свободны.
На них мы и устроились.
После этого, мы, довольные первым днем в Вене, отправились спать в гостиницу.

путешествия, Вена, фото, Австрия

Previous post Next post
Up