"И повелел Моше народу в тот день говоря: эти будут стоять и благословлять народ на горе Гризим, когда
перейдете вы через Иордан"(Дварим(Второзаконие), 27:11)
О самаритянах, их традициях и посещении музея я уже рассказывала вот здесь
Израиль. Самария. Гора
Гризим. Самаритяне. 8.04.11.Начало.И все же я хочу немного повториться.
Кто такие самаритяне? Сами они считают себя потомками древнееврейских колен Эфраим и Менаше, оставшихся
в Самарии после ассирийского завоевания 722 до н. э., и верят в то, что на этой горе их народ живет с тех самых
пор, когда город Шомрон был столицей царства Израиля. Мол, они и есть истинные сыны Израиля, которые никогда
не покидали своего надела и никогда не смешивались с другими народами. Несмотря на то, что они строго соблюдают
заповеди Торы (из которой они признают только Пятикнижие, отвергая поздние писания пророков и т.п.) - израильские
раввины считают, что они чужаки, которых завезли сюда те самые ассирийцы. Самаритяне признают только письменную
Тору, и отвергают Тору устную, т.е. Мишну и Гмару. И выполняют все ритуалы, даже пасхальные жертвоприношения.
В конце 5 в. до н. э. самаритяне в противовес Иерусалимскому Храму построили собственный храм на горе Гризим.
Самаритяне утверждают, что на горе Гризим спрятана Тора Моисея, священные сосуды и манна небесная, которые
будут найдены при появлении Мессии.
Гора Гризим веками была священным местом для представителей всех религий.
На горе Гризим стояла башня, где язычники поклонялись Ваалу, рос священный для евреев дуб, стоял жертвенник Авраама
и Иакова и лежал священный камень Иисуса Навина, на котором находились и эллинистические, и христианские, и, наконец,
мусульманские святыни. Но для самаритян она остается самым святым местом и по сей день. Они называют ее Тур ха-Бриха
(в переводе с арамейского - гора Благословения) и во время молитв обращаются к ней лицом.
Этот текст взят с сайта
Экскурсии по Израилю с Самуилом Климовицким. Он же
muggl,
увы, давно не появляющийся в жж.
И вот мы стоим перед подъемом на гору Гризим. Не очень впечатляющее зрелище. Впечатления появятся позже.
Но сначала , до подъема, оглянемся назад. Можно посидеть на скамеечке и...посмотреть на Шхем...
Вернее, на один из его районов. Нам, как известно, туда путь заказан.
Поэтому мы продолжаем подъем. Пока ничего интересного, кроме моря зелени, цветов и камней неизвестного происхождения.
А мы поднимаемся дальше и уже виды с горы становятся интереснее.
Еще виды на Шхем или, как его до сих пор называют современные арабы, Наблус.
И над всем этим возвышается дом-дворец арабского богача. Мне говорили, кто он. Но я не запомнила.
Этот дом принадлежит палестинскому олигарху Мунибу аль-Масри, и является очень извращенной копией знаменитой La Rotonda Палладио. Муниб аль-Масри - член Законодательного совета Палестины.
Спасибо
seagull_gull за дополнение.
А под ним расположился квартал Шхема Кирьят-Луза (Неве-Кедем), там живут самаритяне.
Подъем продолжается. Природа радует глаз. Пока наш экскурсовод рассказывает о том, что мы видим вокруг,
можно сделать пару "зеленых" кадров.
Мы почти у цели.
Это ли знак? О седьмом, заключительном дне Песаха у самаритян замечательно рассказала
janataha. И, конечно же, она рассказа о
горе Гризим - 24.04.11 - очень рекомендую.
А это то, что мы увидели на горе Гризим. Горе Благословения.
Напротив горы Гризим стоит более высокая гора Эйвал, с которой Моисей повелел левитам (служителям Храма) произносить проклятие
врагам, и евреи назвали ее горой Проклятий. Поражает обилие родников и зелени на благословенной горе Гризим и полное их отсутствие
на проклятой горе Эйвал.
На горе Гризим археологи обнаружили остатки святилища Зевсу. Оно было построено во II в. н. э. при императоре Адриане. Рядом с этим
святилищем находятся развалины византийской церкви и могила арабского шейха ибн Анима, который, если я ничего не путаю, был парикмахером
Салан А-Дина. Здесь же могила сихемского царя Еммора, сын которого обесчестил Дину. Но нет того священного дуба, нет той башни, сохранился
только алтарь из священных камней.
Мы еще немного посмотрели на древности на горе Гризим. На цветы, пробивающиеся между древними камнями.
Поднялись на смотровую площадку.
Со смотровой площадки открывается вид на Шхем. Где-то там, внутри Шхема, гробница Иосифа.
Там же 24.04.11 был совершен теракт.
Убийство религиозных евреев в районе Шхема. - наши реалии...
А это очередной лагерь палестинских беженцев(недавно я уже показывала еще один рядом с Иерихоном).
Лагерь или город... Называется Балата.
А в самом лагере-городе есть район врачей... Вот он. Это нам рассказал наш экскурсовод.
Мы еще раз окинули взглядом гору Гризим. И поехали дальше. Путь наш лежал в поселение Алон-Море.
Там нас ждала встреча с интереснейшим человеком, ветераном поселенческого движения, председателем совета
поселений Самарии Бени Кацовером. Об этом в следующий раз.