Когда попадаешь в такое место, как Тель(холм)-Лахиш и слушаешь рассказ о том, когда возник здесь
город и что он был больше Мегидо и Иерусалима, то невольно проникаешься к тому, что от него осталось
особым, трепетным чувством. Каждый камень здесь - это история, глубоко уходящая в века.
Хочется потрогать руками эти камни, закрыть глаза и прислушаться к ним, и услышать их неторопливый
рассказ о мирной жизни и тех войнах, которые они помнят. Но, увы, камни не умеют говорить...
Хотя... Есть люди, которые умеют и камни разговорить. Эти люди - археологи.
Тель-Лахиш встретил нас цветами.
ЛАХИ́Ш (לָכִישׁ), древний город (ныне холм Тель-Лахиш, по-арабски Тель-ад-Дувайр) на караванном пути с юга
Средиземноморского побережья в Иудейские горы (30 км к юго-востоку от Ашкелона и 23 км к западу от
Хеврона).
Доступность грунтовых вод способствовала возникновению пещерного поселения близ Лахиша в период энеолита
(середина 4 тыс. до н. э.). Около 2900 г. до н. э. (период ранней бронзы) поселение переместилось на территорию
нынешнего
теля, и предполагается, что в 3 тыс. до н. э. Лахиш уже был крупным городом. При археологических
раскопках теля (И. Л. Старки, 1932-38;
И. Ахарони, 1966-68; Д. Усышкин, 1973-81) были обнаружены некрополь
и мощные земляные укрепления с валом и рвом периода средней бронзы (около 1700 г. до н. э.), следы ханаанского
храма, служившего также крепостью, а в склепах захоронений
гиксосов найдены изящные керамические изделия,
оружие, украшения, амулеты, бронзовое лезвие кинжала 17 в. до н. э. с четырьмя древнеханаанскими буквами
(одна из первых известных буквенных надписей).
В Эль-Амарнских письмах (14 в. до н. э.) содержатся: послание правителей Лахиша - Ябни-илу и Зимриды -
египетскому фараону с заверением в верности; донос на Зимриду с обвинением его в переходе на сторону племен
хабиру; сообщение правителя Иерусалима фараону, что жители Лахиша,
Гезера и Ашкелона снабжают хабиру
продовольствием. В 15-13 вв. до н. э. Лахиш, находясь под влиянием египетской материальной культуры, переживал
расцвет и был одним из важнейших ханаанских городов Эрец-Исраэль. В пластах, относящихся к этому периоду,
наряду с местной керамикой появляется керамика из Микен и с Кипра; найдены египетские амулеты времен фараонов
Тутмоса III и Аменхотепа III, статуэтки и украшения из слоновой кости.
Царь Лахиша, Яфиа, был одним из пяти ханаанских царей, выступивших против
Иехошуа бин Нуна, разбитых у
Гив‘она и повешенных в Македе (ИбН. 10:3-5, 21-26). Лахиш был разрушен израильтянами до основания (ср. там же, 10:31-35)
около 1220 г. до н. э. и, оказавшись в наделе колена
Иехуды (ИбН. 15:39), оставался в руинах до 10 в. до н. э. Город
был восстановлен во времена первых израильских царей, но сгорел (возможно, в результате завоевательного похода
фараона Шешонка I в 921 г. до н. э.). После распада царства
Соломона его сын, иудейский царь
Рехав‘ам, укрепил
Лахиш (II Хр. 11:9), а при царях Асе (908-867) и
Иехошафате были расширены укрепления и возведены новые стены,
и Лахиш стал вторым по значению городом
Иудеи после Иерусалима. Царь Амация (798-769) бежал из Иерусалима
в Лахиш от заговорщиков, но был там убит (II Ц. 14-19). При
Уззии Лахиш был разрушен, видимо, землетрясением,
которое упоминается у пророков
Амоса (Ам. 1:1) и
Зхарии (Зх. 14:5). Царь
Хизкияху усилил укрепления и, очевидно,
пытался построить в Лахише крупную систему водоснабжения.
Вход в город.
Ассирийский царь Санхерив в 701 г. до н. э. осадил и захватил Лахиш, разграбил его и сжег, а жителей угнал в плен
(II Хр. 32:9). В память о победе в царском дворце в
Ниневии был установлен ряд стел (ныне в Британском музее) с
описанием захвата Лахиша и с перечнем трофеев. Хизкияху послал в Лахиш сообщение Санхериву о готовности
покориться (II Ц. 18:13-16), и из Лахиша Санхерив послал войска для осады Иерусалима (там же, 18:17). Отторгнутый
от
Иудеи, Лахиш длительное время был единственной ассирийской военной базой в Эрец-Исраэль.
Район Лахиша вернулся в состав Иудейского царства после распада ассирийской державы. Были построены новые
городские стены, но население Лахиша не достигло прежней численности. Лахиш был разрушен во время похода
вавилонского царя
Навуходоносора II в 588-586 гг. до н. э. Лахиш и Азека (Иер. 34:7) были двумя последними
городами, оказавшими сопротивление вавилонской армии, осадившей Иерусалим. После захвата Лахиша жители были
уведены в
пленение вавилонское.
В пластах израильского периода до разрушения Первого
храма обнаружены фундаменты и части городских ворот
(24,5 × 25 м, быть может, самых массивных городских ворот той эпохи), двойной системы стен толщиной в 6 м,
а в центре города - руины дворца-цитадели (8 в. до н. э.) - самого крупного из известных в Эрец-Исраэль
того периода (76 × 36 × 12 м). Найден кувшин конца этого периода, на ручке выдавлено клеймо с именем Гдалия
(очевидно,
Гдалия бен Ахикам).
Наиболее ценная находка - 21
остракон. Они были найдены (главным образом в 1935 г.) археологом Д. Старки
при раскопках городских ворот в пласте руин времени похода Навуходоносора. Большинство остраконов - письма от
Хоша‘яху, командира гарнизона в одном из городов между Иерусалимом и Лахишем, к Яушу, командовавшему из Лахиша
войсками юго-западного округа Иудеи. В них Хоша‘яху отводит обвинения Яуша в том, что якобы читал секретные письма,
шедшие из Иерусалима, и разгласил их содержание. Оправдываясь, он обращается к Яушу в форме, выражающей
покорность: «раб твой [только] пес...» (ср. II Ц. 8:13). Говорится в них и о пророке (см.
Пророки и пророчество),
деятельность которого вредила войскам, и сообщается, что «...военачальник Коньяху [Каббирьяху? Яхбирьяху?] бен Элнатан
отправился в Египет...» Возможно, речь идет о пророке Урии бен Шма‘яху из
Кирьят-Ие‘арима (Иер. 26:20-23), которому
пришлось бежать в Египет, где он был настигнут, доставлен к царю
Иехоякиму и убит.
В другом остраконе Хоша‘яху докладывает Яушу, что в его городе ждут сигнальных огней из Лахиша, потому что Азека
не видна. Остраконы написаны языком, по стилю близким книгам Царей и
Иеремии (хотя встречаются слова,
отсутствующие в других источниках того периода), и развитым курсивным иврито-ханаанским шрифтом, которым
перестали пользоваться после разрушения Первого храма.
После возвращения евреев из
Вавилонии Лахиш снова был заселен (Нех. 11:30), были построены стены с воротами
и рвом, восстановлена система водоснабжения, а на месте дворца-цитадели был возведен меньший по размерам дворец
персидского наместника (около 450 г. до н. э.). Возможно, Лахиш стал административным центром округа.
И это все, что сегодня можно увидеть в Тель-Лахиш. Дальнейшие раскопки не ведутся. Видимо нет денег.
Вход на Тель-Лахиш свободный. Он не превращен в национальный парк. Т.е, не охраняется. А не охраняется, так чего
там вести раскопки... Вот и получается замкнутый круг... Вот такая одновременно и интересная, и грустная история.
Важное добавление от Жени Озерова -
yozhik_-а
Тель Лахиш в скором будущем станет национальным парком. На его оборудование выделена огромная сумма - кажется,
16 млн. шекелей. Решение об этом было принято буквально месяц назад.