Такие открытки приходили в начале 90-х годов прошлого века тем, кто заполнял и отсылал анкеты в
Яд ва-Шем. Анкеты с именами родственников сгоревших в огне Катастрофы, тех о чьих местах гибели и захоронения ничего не известно...
Увы, именно это фотография пропала в жж и я не нахожу ее у себя в архиве...
Моя тетушка(светлая ей память) приехала в Израиль 7 мая 1991 года. Приехала она к нам. С нами и прожила до последнего дня своей жизни 10 марта 1999 года. По-другому, в общем-то, и быть не могло. Тетя Таня была двоюродной сестрой моего папы, но это не играло никакой роли, родная или двоюродная... Роднее человека для меня не было на свете. Она для меня была второй мамой, а в некоторых ситуациях даже первой.
Когда она немного пришла в себя после тяжелой дороги(в 73 года даже и не такая дорога покажется тяжелой), осмотрелась, распаковала вещи, она пришла ко мне с фотографией своей мамы, сестры и малыша племянника, погибших в огне Катастрофы в небольшом городке Дашеве Винницкой области. Мы вместе с ней заполнили анкету для Яд ва-Шем и отравили ее вместе с копией фотографии. Тетушка знала, что я уже отправляла в Яд ва-Шем анкеты
моих погибших, тоже в Винницкой области, только в селе Монастрыщево, родственников с маминой стороны. Три года тому назад я писала здесь о них - почитайте и не только саму запись, но и комментарии к ней. Те, кто помнит эту запись - это будет напоминание. Те, кто стали моими друзьями позже, если захотите, расскажите о ПАМЯТИ в ваших семьях.
Ответ пришел довольно быстро, как видно на конверте, в последних числах августа.
Не так уж удивительно, что на конверте написано имя Това. Тетушку мою по паспорту звали Котляр Тауба Нухимовна. Тем, кто знает иврит сразу станет понятно, что Тауба и Това, если не добавлять огласовки, пишутся одинакова. И еще более понятно, почему тетя Таня. Правильно, Тауба Нухимовна по паспорту "в народе" звалась Татьяна Наумовна.
Но я, как всегда, отвлеклась от темы.
В конце 1938 года моя тетушка едет по комсомольской путевке на Дальний Восток, в Комсомольск на Амуре, а там ее уже ждут старшая сестра с мужем. В конце 1939 года или в начале 1940-го года у сестры рождается ребенок и она в начале 1941 года уезжает с ним на Украину к маме. Внука показать и повидаться... Лучше бы она осталась на Дальнем Востоке. Но кто же мог подумать... Где их настоящая могила - неизвестно... Связи с ними никакой конечно же не могло быть как только началась война, когда они погибли тоже неизвестно.
Муж сестры, который остался на Дальнем Востоке, был призван в армию, погиб на фронте...
Теперь у них есть могила в Яд ва-Шем.
Фотографии их у меня нет. Когда тетушка умерла, я отдала эту фотографию моей троюродной сестре, дочери тетушкиного брата(моего дяди - светлая ему память). Он выжил только потому, что перед самой войной был призван в армию. Прошел всю войну, был контужен, тяжело ранен.
Его не стало в августе 2009 года. Всю жизнь он корил себя, что не уберег маму и сестру. Не мог он их уберечь никак, но он все равно не переставал себя корить...
Котляр Залман Нухимович - Семен Наумович - дядя Сеня...
Да будет благословенна их память...
Как и будет благословенна память о всех тех, кто сгорел в огне Катастрофы...
Click to view