Механизм первого впечатления

Oct 28, 2018 12:36


Расскажу сегодня о том, что показала игра “Первое впечатление”, в которую мы играли на Фейсбуке несколько месяцев назад.

Первую фотографию мы обсуждали здесь.



Вторую здесь.



Третью здесь.



Четвертую здесь.



Первое и самое главное, что показала эта игра - как работает механизм первого впечатления. Который и в игре, и в реальной жизни абсолютно одинаков. Вот он:
1. Мы все видим одну и ту же картинку и мгновенно считываем с нее одну и ту же информацию.
2. Интерпретация этой информации очень субъективна и зависит от того, какие эмоции мы в этот момент испытали: нейтральные, положительные или отрицательные.
3. Эмоции, которые мы испытали, зависят от наших личных жуков ассоциаций, предпочтений, жизненного опыта, взглядов, вкусов и других индивидуальных данных.
4. В результате один и тот же человек производит на разные группы людей разное первое впечатление.
Второе. Не бывает человека, который не производит вообще никакого впечатления. Это против законов природы. Чтобы не производить никакого впечатления, нужно быть невидимкой.
Третье. Не бывает отсутствия первого впечатления. Бывает либо наша неспособность отследить собственную реакцию на увиденное, либо отсутствие интереса к увиденному человеку (не зацепило, как писали в комментариях). При этом очень важно понимать, что не зацепило - это тоже наше первое впечатление о человеке. Человек не зацепил. Это и есть наше первое впечатление о нем.
Четвертое. В русском языке слова “произвести впечатление” не подразумевают вопроса “какое?”. Они подразумевают единственный вариант - “произвести сильное впечатление”. В словаре синонимов можно найти вот такие варианты: потрясти, поразить, возыметь действие, сделать свое дело, сделать свое, перевернуть, подействовать, удивить, сразить, оглушить, огорошить, как громом поразить, как громом сразить, сделать сильное впечатление, сделать впечатление, подействовать на воображение, произвести впечатление разорвавшейся бомбы, ошеломить, ошарашить, ослепить.
Именно поэтому, когда вы говорите она не стремится производить впечатление, вы обычно подразумеваете “не стремится удивить, сразить, оглушить, огорошить, ошеломить, ошарашить, ослепить, как громом поразить” и т.д. Хотя мы говорим о любом впечатлении, включая не зацепило.
Пятое. К счастью, мы не можем производить одинаковое впечатление на всех. У кого-то мы вызовем нейтральные эмоции, у кого-то отрицательные, а у кого-то положительные. Как говорится, мы не доллар, чтобы всем нравиться :))) И это прекрасно, потому что понимая это, мы понимаем, что первое впечатление - мощное оружие, с помощью которого мы опознаём “своих”: тех, на кого мы производим положительное первое впечатление, и которые производят такое же впечатление на нас. Первое впечатление помогает не только привлекать “своих”, но и отсеивать “чужих”, то есть тех, на кого мы производим отрицательное первое впечатление, и которые производят такое же впечатление на нас. Ведь как и женщины с фотографий, так и все мы всегда производим на окружающих какое-то впечатление. Любое, не только “оглушающее” и “ослепляющее”. Хотим мы того или не хотим, думаем о нем или нет. От нас это не зависит. Мы существуем - значит производим какое-то впечатление на других людей: от нейтрального Посмотрела, ничего не поняла. Зацепиться не за что. Впечатления никакого особого не было до отрицательного или положительного Интересная особа. Пугающая женщина! Классная тетенька!

А теперь давайте посмотрим, как по вашим комментариям можно было увидеть работу механизма первого впечатления. Пройдемся прямо по фотографиям.

Первая фотография.
1. Практически все увидели сильную, независимую, образованную женщину с творческой профессией и хорошим уровнем доходов.
2. Увиденное каждая из вас интерпретировала по-своему, в зависимости от вызванных образом эмоций (положительных или отрицательных):
- стильная, легкая, свободная…вау!
- изящная интеллектуалка
- сочетание артистизма и деловой хватки
vs
- высокомерная, сноб
- немного склочная, мизантроп
- слегка хищноватая и жестковатая
3. Многие комментаторы решили, что этой девушке за 50, а то и за 60. Просто она выглядит хорошо для своего возраста. Это известный жук момент, которые мы с вами не раз обсуждали - что подавляющее большинство женщин после 45 видят себя визуальными ровесницами тех, кому 30-35. Им кажется, что они выглядят так же, и поэтому дают совсем молодым женщинам лет на 20 больше, чем им есть на самом деле, то есть приближают их к собственному возрасту. Подсознание выискивает всевозможные “доказательства немолодого возраста” в виде вен на руках и ногах, упорно не обращая внимания на другие доказательства в виде молодой кожи рук, ног, шеи или юного овала лица.
Также многие написали, что очки от солнца и наушники - это показатель ее закрытости и дистанцированности. Здесь очень интересный момент из области имидж-консалтинга, который я хочу вам объяснить.
Сегодня подавляющее большинство людей ходит по улицам больших городов в очках от солнца и с наушниками. Это скорее привычная картина, чем исключение из правил, и ни о какой особой закрытости и потребности дистанцироваться не говорит.
Откуда же взялось это впечатление? А появилось оно у многих, даже у тех, кому женщина понравилась - просто они то же самое впечатление интерпретировали как самодостаточность, а не как холодность.
А взялось оно в первую очередь из цветового сочетания. Запомните: любое высококонтрастное однотонное сочетание + яркий красный = эффект “я тут начальник”. Запомнили? Это психология цветовых сочетаний, она работает как швейцарские часы, в чем вы имели счастье сейчас убедиться. То есть если вы надеваете одновременно что-то темное (у девушки это брюки, сумка и обувь) и что-то светлое (футболка), а потом добавляете к этому сочетанию небольшой ярко-красный акцент (у нее тюрбан, и акцент не обязан быть однотонным, главное - что он воспринимается в общем как ярко-красный), то будьте уверены: с вас считают то же самое, что и с этой девушки. Кому-то считанное понравится, кому-то нет. Кто-то скажет, что вы сильная,  независимая и деловая, а кто-то - что у вас есть два мнения - ваше и неправильное :)) При этом все будут соблюдать дистанцию, не сомневайтесь. Даже те, кому вы очень понравитесь. То есть люди чувствуют собственную потребность соблюдать дистанцию, когда видят такое цветовое сочетание, но проецируют эту потребность на того, на ком оно надето.
У меня на эту тему есть отдельная лекция, возможно, когда-нибудь сделаю вебинар, если решусь на них.
4. Ну и результат вы сами видели, его можно не обсуждать ни здесь, ни под другими фотографиями.

Вторая фотография.
1. Практически все увидели в образе этой молодой женщины спокойствие, традиционность, консерватизм, классику.
2. А потом, естественно, каждая интерпретировала увиденное по-своему:
- Элегантная стильная девушка.
- Замужем и всё у нее в жизни хорошо. И в семейной и в работе.
- увидела жену миллионера
- effortless chic, который только видимость effortless, на самом деле все продумано
- незаметная, неброская
- некоторая доля скуки
- Образ слишком универсальный
- образ лаконичный, зацепиться не за что
3. На примере этого фото вы можете во всей красе увидеть одного из самых любимых жуков русскоговорящих женщин: неприятие теплой одежды одновременно с открытой обувью. И сколько бы мы ни говорили о том, что у всех женщин разная терморегуляция организма, разные условия жизни и разные погодные условия - нет, этот жук упорнее других примеряется на себя и свои ощущения :)) Видимо, во всех отношениях суровый российский климат (и я сейчас не только про погоду) так записывается на подкорку, что избавиться от него можно только прожив много лет в другой стране и в других условиях.
И еще момент, который замечательно демонстрирует эта фотография. Был отличный комментарий: интересно, что у одних образ вызывает ощущение неуверенности в себе и проблемах в личной жизни, а у других, наоборот - уверенности в себе и наличия второй половины. Так что одеждой фактически можно притянуть к себе людей своего круга и оттолкнуть остальных.
Совершенно верно. “Свой круг” сразу опознал “хорошо воспитанного сноба” - по не люксовой, но довольно дорогой одежде (этот пиджак от Dondup может стоить порядка 800 долларов), по отличной посадке брюк и пиджака, по модной укладке и окрашиванию волос, и даже по возможному эротическому подтексту. “Чужие”, ничего не поняв,увидели невзрачную неуверенную в себе офисную мышку со средней зарплатой в поисках лучшей доли работы и принялись сочинять ей интересные истории на свой вкус :)))))
Имейте в виду, что и в жизни все это работает точно так же. Особенно, когда вы меняете место жительства и попадаете в незнакомую страну с непонятными вам маркерами. Пока вы в них разберетесь, пройдет не один год…

Третья фотография.
1. Практически все увидели немолодую закрытую женщину в плохом душевном состоянии, которой не важно, как она выглядит.
2. Интерпретации увиденного, как всегда, поделились на два лагеря.
- убитая горем женщина идет с похорон
- горе, уныние, попытки взять себя в руки
- угроза, опасность
- Женщина в тяжелой жизненной ситуации
- По лицу видно - «злоупотребляет»
vs
- Сильная женщина творческой профессии
- Уверенность, напор, креативность, независимость
- богатая пьяница
- “rich bitch”
- могу подозревать в ней статусную ультрамодную даму
Понимаете, по какому принципу люди здесь поделились?
3. В этом случае очень наглядно видно, как наша среда, весь наш предыдущий жизненный опыт влияют на наше восприятие увиденного. Все наши реакции построены на ассоциациях из нашей собственной жизни.
Смотрите:
- таких лиц я видела много именно там, где продают душу, и в частности в судах. Она мне даже страшно напомнила одновременно нескольких судей, которых я видела. Ну а что такое женщина-судья в насквозь коррумпированной стране, объяснять не нужно.
- Первое впечатление алкоголичка из моего подъезда. Второе впечатление. Нет не она.
- Черный плащ и яркий в желтизну блонд, это первое что бросилось в глаза и оно же навеяло о 90-х. Напомнило певиц того времени, а вот сейчас она на заслуженном отдыхе.
- Женщина с Брайтон бич ))) такая типичная, приехавшая лет 30 назад.
- Пугающая женщина! Наверно, человек сложной и интересной судьбы.
- Как бы все из прошлого - прическа, плащ, перчатки. Какие-то остатки былой роскоши.
Смогли увидеть взаимосвязь между собственными ассоциациями и восприятием другого человека?

Четвертая фотография.
Это единственная фотография, героиня которой мне известна. Но я вам об этом не сказала, потому что иначе эксперимент не был бы чистым, а мы ведь этого не хотим? :))
1. Практически все увидели милую романтичную молодую леди.
2. Вот как вы интерпретировли увиденное, в зависимости от вызванных образом эмоций (положительных или отрицательных):
- Прелестно. Одри Хепберн собственной персоной
- Воздушный, трогательный образ
- Кокетливая, игривая, лёгкая, красивая
- Лёгкость и солнечность
- Благополучная, здоровая, счастливая, со вкусом и чувством юмора
vs
- Несколько конфетная )
- Приторная правильная зануда. Наверняка натужно фальшивая и манерная
- Скучновата в своей правильности и предсказуемости
- глупая, неинтересная
- На самом деле - та еще стерва. И с возрастом это будет становиться все сильнее и сильнее.
3. Это редчайшая возможность воочию убедиться, насколько вам бывает сложно уйти от собственного персонального стиля, чтобы оценить красоту другого. Как много стереотипов, эмоций и собственных проекций вы обычно вкладываете в образы, выполненные в том стиле, который вам не по душе. Почитайте по ссылке над четвертым фото все комментарии, чтобы узнать, что любимая женщина самого Сарториалиста, талантливый fashion-иллюстратор и звезда современного мира моды Дженни Уолтон украшает себя в силу своего вкуса, а вернее его отсутствия. А ещё вернее, в силу примитивизма своего вкуса. Что одета она в слишком банальный комплект, в одежде не за что зацепиться: юбочка, топик, балеточки… «скромненько и чистенько», next door girl, каких тысячи…
На самом деле, конечно же, были правы те, кто увидел игру в Одри Хепберн в “Римских каникулах” - я уверена, что Дженни и не думала скрывать такие явные аллюзии, держа в руке мороженое точно как в той знаменитой сцене из фильма, это было бы просто смешно.



Тем более, что весь модный мир знает ее как большую поклонницу изысканной утонченности в стиле Одри Хепберн и Грейс Келли. И ее любовь к винтажным вещам, в которых она на нашем фото - оттуда же. Посмотрите на Дженни вот здесь, вам наверняка понравится эта глупенькая простушка :))

Я очень надеюсь, что эта игра поможет вам по-новому взглянуть на себя, на свой имидж и на то, что вы рассказываете своим имиджем другим людям. К сожалению, большинство женщин (мужчин тоже, но мы сейчас о женщинах) понятия не имеют, какое первое впечатление они производят, какую информацию с них считывают окружающие, поэтому сразу за пунктом 1 начинается путаница.
Так что если не справитесь самостоятельно, я с удовольствием помогу вам разобраться и вручу вам ваш личный камертон, чтобы вы никогда больше не посылали неверные сигналы о себе.

*Все фото для обсуждения я взяла на сайте Сарториалиста.

имидж, психология имиджа

Previous post Next post
Up