"Солист" - размышления и почти философская рецензия

Jan 10, 2012 23:07

Если посмотреть пусть не шедевральный, но по крайней мере думательный фильм при наличии размышлительного настроя, может получиться вот такая длинная философская рецензия..
* * *
Сперва - небольшое воспоминание на тему "нейтральной жалости". Обзовем этим термином чувство, возникающее у любого нормального человек при виде чего-то, его лично никак не касающегося, но должного пробуждать сострадание.
Дело было в Мюнхене.
Несколько дней подряд, по дороге до отеля мне встречался пожилой человек, играющий на скрипке. Он сидел в одном и том же месте, играл какую-то красивую музыку, скромно, спокойно и печально, не привлекая внимания ничем, кроме оной музыки. Мы каждый раз оставляли ему монетки. Не скажу, что этот пожилой скрипач вызывал у меня обычную нейтральную жалость, он сокрушал что-то внутри меня. Это был необъяснимый и, возможно, единственный на моей памяти случай, когда моя "нейтральная жалость" перешла границу собственной нейтральности, и стала, наверное, состраданием. Возвращаясь к отелю, мне хотелось идти другим путем. Чтобы не видеть его и вновь не впускать это чувство в душу.
Позже я стала замечать за собой, что при виде чего-либо, вызывающего такую жалость, я отворачиваюсь. Почему так происходит? Может, это чувство настолько мощное, что совладать с ним и поселить в своей душе не так-то просто?..
* * *
А теперь - о фильме. "Солист" - кино без пафоса, красивой картинки и высокопарных слов. История о том, как циничный журналист пустил в свою жизнь бездомного музыканта-шизофреника, изначально - ради собственной корысти - чтобы написать о нем статью. Но эта встреча в итоге помогает обоим героям обрести себя.
Собственно, к чему я рассказывала про скрипача? Журналист Стив (Роберт Дауни мл.), ищущий наживы, находит бездомного виолончелиста Натаниэла, а вместе с ним - эту самую жалость. И еще, в догонку, выбор - пройти мимо и отринуть дружбу новоявленного знакомого, или открыться своему состраданию.
Найдя в себе силы перейти черту этой жалости, Стив не столько помогает музыканту, сколько исцеляет свою душу.
Фильм сер, нудноват и вовсе не красив, хотя пара моментов действительно впечатляют.
Впечатляет молитва музыканта перед сном, в окружении грязи и ужаса бездомной жизни среди других бродяг.
Впечатляет сцена излияния души Стива перед бывшей женой. Вроде бы и простая сцена, но что-то неведомое в этом есть, а уж эти его глаза, полные слез, поразительны.
Кстати, в школьном возрасте не признавала фильмы, где сильные и мужественные герои позволяют себе такие слабости. Мужчины не плачут, и все тут. А позже, и сейчас в том числе, стала считать, что талантливый актер способен превратить такую сцену в настоящий шедевр. В этом фильме у Дауни как раз такой случай.
В целом - не думаю, что этот фильм может перевернуть чье-то мировоззрение, но поразмышлять и пофилософствовать очень даже предполагает. Мне, например, подумалось вот про эту нейтральную жалость, которая граничит между безразличием и человечностью...

мысли, фильмы

Previous post Next post
Up