Вчера посмотрела воскресный выпуск "Школы злословия", Толстая и Смирнова беседовали в этот раз с Маратом Гельманом (
вот здесь Гельман о передаче, и саму передачу можно посмотреть). Он, оказывается (для меня открытие было), помимо всей прочей своей галерейной деятельности, в Перми развернул целую культурную кампанию по продвижению искусства в народ, то есть популяризирует современное искусство, привлекает народ в музеи и так далее. Казалось бы, такой проект должен бы понравиться злословным дамам... Ан нет... Он, мол, утопист, пытается сделать невозможное (то есть принести искусство в массы), вообще портит вкус людям, преподнося современное искусство как искусство, да еще пытается (зачем-то...) принести зарубежный опыт в Пермь (что там того культурного центра в Перми! не приживется же! по их словам...)
Вот нет бы поддержать человека, да порасспросить об его опыте, наработках, глядишь, инициативой инфицируются еще где-то... Ведь замечательно все в этом проекте, на мой взгляд.
И то, что "культурный центр" возникает на периферии, в такой централизованной стране, как Россия, где все события в основном происходят в Москве или Петербурге.
И то, что Гельман пытается сравнивать Пермь с тем же Берлином и показывает, что сравнивать можно и должно, чтобы взять лучшее. Толстая же восклицает: "Как можно сравнить вообще Берлин и Пермь!"... Ну да, сравнивать нельзя, на "святое" посягать нельзя (ну там, "Анну Каренину" снимать никому нельзя, это ж наше великолепное, не сметь!.. и так далее)
И то, что он активно показывает современное искусство, которое, по мнению Толстой, и искусством-то не является. Как бы то ни было, Гельман привлекает людей к потреблению искусства, вводит искусство в повседневную жизнь, заставляет поверить, что оно не где-то там в Третьяковке или Эрмитаже, не говоря уж о еще более далеком Лувре, а рядом, в родном городе, вот в этом доме, можно зайти посмотреть. А зашедший посмотреть уже захочет увидеть что-то еще, прецедент создан, что-то да изменится в людях...
Да и то, что Гельман старается применить то, что видел в других странах, тоже не может не вызвать уважение. В отличие от Толстой и Смирновой, которые снобски уверены в том, что "у нас так, как у них, никогда не будет"...
А Гельман оказался к тому же очень терпим к дамам, "высокодуховным" во всех отношениях, что в самой передаче, что в комментарии к ней. Удачи ему во всех проектах!