Есть в нашем российском кинематографе фильмы, которые я не люблю. Такие фильмы, наверное, есть у каждого из нас.
Кому-то не нравится сюжет и режиссерская идея, другим - плохая работа оператора и бездарная игра актеров. Причин может быть много.
В моем случае речь пойдет об искажении целого пласта времени и момент, когда (не)герои представляются героями. И не просто героями - сомнительными персонажами, характеризующими конкретный временной отрезок и жизнь целого поколения.
В моем случае, этот отрезок выпадает на непростой период нашей российской истории (хотя других у нас практически и не бывает), начинающийся в середине 80-х годов прошлого столетия и заканчивающийся там же, в конце 90-х. Короче говоря, речь пойдет о 90-х, которым сейчас сильно достается.
"Интердевочка" (1989 года)
Двухсерийный художественный фильм Петра Тодоровского по одноимённой повести Владимира Кунина. Совместное производство СССР и Швеции. Один из самых популярных фильмов времён перестройки и гласности.
Главной героиней фильма является молодая медсестра и по совместительству валютная &роститутка Таня Зайцева.
Весь фильм создатели картины пытались вызвать у нас сочувствие к нелегкой судьбе героини.
И мать у нее простая учительница с низкой зарплатой, над которой издеваются ученики. Наивная до невозможности.
И отец - позорный алкоголик, ведущий жалкое существование. Давным-давно бросивший Таню и ее маму. Который отказывается бесплатно выдавать Тане разрешение на выезд за границу.
Зритель на самом деле проникается сочувствием. И радуется за Таню, когда на ее горизонте возникает мужчина с предложением сделать ее мечты былью.
У современного же зрителя, который или не жил в то время или плохо его помнит в силу возраста, складывается впечатление, что в то время все так жили. Что не соответствует действительности.
Да, было сложно, порой просто невозможно. Так бывает всегда в переходные периоды. Люди крутились как могли для того, чтобы прокормить семью.
Они продолжали работать, путешествовать по своим возможностям, посещали кружки по интересам. Некоторые плыли по течению, другие же искали новые возможности. Обычная жизнь - обычных людей.
Многим фильм понравился, они сумели проникнуться сочувствием к героине Елены Яковлевой, которой на протяжении всей ее актерской карьеры не хватает природной органики, так необходимой актрисе или актеру.
Может сложиться впечатление, что я осуждаю героиню. Но это не так. Ее жизнь - ее выбор. Хотелось ей другой жизни. Да нам всем хотелось. Но делать ее героиней, которая характеризует целое поколение, неверно.
"Брат" (1997 года)
Культовая криминальная драма режиссёра Алексея Балабанова. Первая часть дилогии (продолжение - «Брат 2»).
Этот фильм я недолюбливаю по той же причине, что предыдущий.
Сейчас мы с вами смотрим этот фильм и представляем, как ужасно жили люди в конце 90-х - в окружении беспросветного криминала, воровских разборок, несчастных &роституток, грязи, разрухи и помоек на каждом шагу.
Вот не захочешь, будешь упираться руками и ногами, а тебя обязательно затянут во весь в этот ужас.
Сюжет фильма прост.
Демобилизованный из армии, где участвовал в Чеченской войне, Данила Багров от нечего делать гуляет по родному провинциальному городу, где в наглую срывает съёмки клипа группы «Наутилус Помпилиус», избивая охранника.
Его забирают в милицию за это, но отпускают, пригрозив поставить на учёт, если он не устроится на работу.
Мать ругает Данилу за участие в драке и из страха и нежелания повторения криминальной судьбы отца и советует ему ехать к старшему брату Виктору, который «там большой человек».
Герой Сергея Бодрова-младшего отравляется в Питер, но, не застав брата дома, гуляет по городу и ночует на чердаке. Таким вполне естественным образом находит себе сотоварищей, таких же неприкаянных как и он. А вместе с ними и "приключения" на свою голову.
Чтобы быть справедливой, отмечу, что есть моменты, которые вызывают некую симпатию к герою Бодрова. Его можно отнести к добрым и доверчивым людям, которые пытаются в силу своих представлений помочь людям, что вызывают у него симпатию.
Однако, никчемное воспитание в семье, низкая грамотность и частично порушенная войной психика не дают ему возможности сделать правильные выводы и принять действительно нужные решения.
Фильм рассказывает нам о судьбе конкретного героя, которых в разные времена было предостаточно. Но никак не характеризует жизнь целого поколения в конкретный временной отрезок.
Что касается продолжения "Брат 2", то тут с сюжетом вообще атас. Впихнули в него всех и вся, кто хотел засветиться на экране. Намудрили на сто лет вперед.
Режиссер попытался угодить всем.
Получился такой фильм о вседозволенности - я решил, что правда она должна быть такой, значит мне все можно.
Из плюсов.
Нет вопросов к Сергею Бодрову-младшему как к актеру и к музыкальному оформлению первого фильма "Брат".
Вывод такой: не всегда стоит свои представления о мире и жизни перекладывать на плечи целого поколения.
https://dzen.ru/a/ZBqtmivEAFJQYafs