Следите за канарейкамиКаха Ломаиа
Журнал "Табула"
19.11.2012
До изобретения приборов, измеряющих содержание ядовитого газа, метана, в угольных шахтах, шахтерам помогали канарейки. Эти заточенные в клетку певчие птицы раньше человека чувствовали опасное содержание метана в воздухе и умолкали, на время или навсегда. Тем временем шахтеры, которые постоянно прислушивались к их пению, покидали опасный участок шахты и уходили в безопасное место.
Общественности тоже необходимы некие канарейки, показатели, которые дают знать, как обстоят дела в той или иной сфере государственной политики.
Ниже я собрал 15 внешнеполитических направлений и проектов, которые принципиально определяют положение Грузии в регионе и мире. Я разделил их на две группы: то, что следует продолжить, и то, чего не следует делать. Вопросы первой группы являются результатом многолетнего труда сотнями дипломатов, политиков, публичных чиновников и экспертов. Их выдвижение на передний план будет служить охране наших национальных интересов. Во второй группе есть некие красные линии, пересекать которые недопустимо.
Что следует продолжить
• Сближение с Евросоюзом - следует завершить переговоры: 1) О соглашении ассоциирования; 2) О свободной торговле; 3) О безвизовом перемещении. Выполнение всех трех задач планировалось в 2013 году.
• Интеграция в НАТО
1) Выполнение ежегодного плана действия - с 2008 года Грузия успешно выполнила четыре плана;
2) Сохранение высокого уровня и регулярности заседаний комиссии НАТО-Грузия;
3) Продолжение практики проведения в Тбилиси заседаний Атлантического Совета;
4) Сохранение регулярности визитов Генерального секретаря НАТО в Грузии;
5) Сохранение уровня и регулярности визитов военного комитета НАТО в Грузии. К сожалению, визит военного комитета в этом месяце был отложен.
• Стратегическое сотрудничество с США - сохранение регулярности и высокого уровня всех четырех рабочих групп Хартии стратегического партнерства и итоговых встреч года. Осуществление достигнутых в сфере обороны соглашений. Продолжение начатого диалога высокого уровня о свободной торговле, и перевод договора о свободной торговле в переговоры.
• Политика непризнания оккупированных территорий -1) Продолжение опережающей многовекторной дипломатии, в особенности в регионах Африки, Латинской Америки, Карибов и Океании: двухсторонние политические консультации, визиты, сотрудничество в гуманитарном, культурном и образовательном сферах; 2) Завершение процесса установления дипломатических отношений с государствами членами ООН - осталось 15 государств.
• Женевские переговоры - ближайшая задача, чтобы Россия взяла обязательство о неприменении силы. На последнем раунде переговоров, в октябре, усилиями Грузии Россия впервые заявила согласие работать над документом о неприменении силы. Женевские переговоры являются единственным форматом отношений с Россией, базирующимся на международной и беспристрастной медиации, и ясных и справедливых правилах игры.
• Наблюдательская миссия Евросоюза - сохранение и поддержка. Миссия является единственным механизмом выполнения соглашения из шести пунктов о прекращении огня. Миссия действенный и принципиальный партнер, она требует вывода российских войск из Грузии и неуклонно соблюдает нашу территориальную целостность.
• Внедрение термина "оккупация"- сколько государств и международных организаций добавится к числу тех, кто принял резолюции об оккупации Россией территорий Грузии? На сегодня таких пять государств: США, Объединенное Королевство, Эстония, Литва и Чехия, и семь международных организаций - Балтийская ассамблея, Содружество демократий, Европарламент, Парламентская Ассамблея Совета Европы, Парламентская Ассамблея ОБСЕ, Парламентская Ассамблея НАТО и Парламентская Ассамблея Франкофонии. К сожалению, в новой правительственной программе, утвержденной парламентом 24 октября, оккупация не упомянута ни разу.
• Резолюция ООН - последующий рост поддержки. Резолюция признает права вынужденно перемещенных лиц, вернутся в свои дома - "в Абхазию и Цхинвальский регион Грузии". Россия требует снять резолюцию с повестки дня Генеральной Ассамблеи, как "мешающую" женевским процессам. Россия пять лет выступает против резолюции, но каждый год проигрывает в ходе голосования-со все большей разницей.
• Нейтральный пассажирский документ - сколько еще государств признают этот документ? Успех этого ключевого элемента "Стратегии вовлеченности" обуславливает его привлекательность. А привлекательность увеличивается вместе с ростом числа тех государств, которые признают его. В настоящее время таких государств девять: США, Болгария, Япония, Израиль, Латвия, Литва, Польша, Словакия и Чехия.
• Допуск на российский рынок грузинской продукции - членство Всемирной торговой организации возложило на Россию обязательство допуска нашей продукции. Она уже не сможет использовать против Грузии политически мотивированное торговое эмбарго. За вступление в ВТО Россия подписала соглашение, в котором Грузия зафиксирована в своих международно признанных границах.
Чего не следует делать
• Упразднение закона об оккупации - закон является серьезным правовым рычагом против позиции России, а также против тех лиц, компаний и стран, которые будут намереваться нарушить нашу территориальную целостность. Он достаточно гибкий и дает возможность тактического маневрирования. Его упразднение Россия использует для делигитимации понятия оккупации.
• Признание России медиатором, а Цхинвали и Сухуми сторонами конфликта - этот шаг лишил бы основания понятие оккупации и, следовательно, превратил бы в нелегитимное требование деоккупации. Россия оккупант, ее вооруженные силы незаконно находятся на территории Грузии, и она осуществляет эффективную контроль оккупированных регионов. Осуществление эффективного контроля означает, что Россия не может быть медиатором, и Сухуми и Цхинвали не могут быть сторонами конфликта. Эти понятия несовместимы друг с другом.
• Отмена или изменение Стратегии вовлеченности и плана действия - будет воспринято, как изменение курса и делигитимация оккупации.
• Вступление в Евразийские структуры - Россия постоянно старается "очаровать" своих соседей благами евразийского таможенного, экономического и политического союза. Мало, кто очарован. Среди них не должно быть Грузии.
• Пропуск российских военных грузов - Грузия не пропускает по своей территории российские военные грузы. Пропуск грузов в каком-либо направлении нанес бы непоправимый ущерб нашим стратегическим интересам в регионе.
В целом анализ этих показателей даст возможность увидеть, куда мы пойдем: к европейской и евроатлантической интеграции или в противоположном направлении. Так что, давайте внимательно наблюдать за канарейками.