Дополнение к «Судьбам Грузинской Церкви» (II часть)

Jan 25, 2010 01:06


Продолжая выставлять на ваше обозрение приложение к книге, хочу отметить, что этот фрагмент лично для меня является еще одним доказательством того, что не только государство Российское, но и церковь российская православная с начала покорения Кавказа проводила сепаратистскую политику, всячески разжигая межнациональные и межэтнические противоречия и натравливая братьев, веками до этого живущих в мире.


Так почему сегодня удивляемся этому? Ведь сегодняшнее правительство российского государства ничем не отличается от своих предшественников и делает опять то же самое и опять теми же, только чуть модернизированными методами. Веками видя в Кавказцах лишь презренных рабов и недочеловеков, русское имперской самосознание не может и не хочет свыкнуться с мыслью, что рабовладение осталось в далеком-предалеком прошлом и сегодня Кавказ не смириться с попытками порабощения.

Даже чопорные англичане вовремя поняли, что надо уходить из своих колонии, так почему русские, обладатели такой «широкой души» не хотят это понимать? Что мешает? Может подсознательная боязнь, что после этого нечем будет гордиться, так как бегая за чужим добром свое растеряли и наводя «порядок» в чужом доме, допустили полный бардак в собственном?

Время нас всех рассудит и каждому из нас воздастся. Верю в это.

Дополнение к книге Н.Н.Дурново
«Судьбы Грузинской Церкви»

(по вопросу о Грузинской церковной автокефалии).
Отдельный оттиск из «Русскаго Стяга» 1907 г.

II часть
Игуменья и сестры Василиско-Златоустовскаго русскаго девичьяго монастыря, в своем «Нижайшем прошении» Св. Синоду, писали:

«Газеты распространили слух, что будто преосв. Кириона, епископа Сухумскаго, переводят в Россию против его желания. Не нам, грешным и смиренным, входить в разбор распоряжений начальства, но умолчать, когда нужно сказать сущую правду, мы не можем. Преосв. Кирион редкий архипастырь, который одинаково благосклонно относится ко всем, без различия национальностей, пола и состояния. Его имя благодарят не только грузинския народности и абхазцы, но и русские, и греки. В частности, к нуждам нашего русскаго монастыря он относится всегда сочувственно. Посему смиреннейше просим не верить всем врагам правды, которые, якобы в русских интересах, распространяют клевету по адресу добраго архиерея. Эти враги - те господа, которые раньше пользовались влиянием при престарелом архиерее, а теперь, когда архиерей толковый, не нуждается в их подсказе, стали кричать, что преосвященный «вредный» человек для епархии. Умоляем защитить правду и не лишить христоподобнаго архипастыря».

Подписали инокини и послушницы монастыря. Они же отправили в Синод след. телеграмму: «Сестры Василиско-Златоустова монастыря покорнейше просят не переводить епископа Кириона, в виду его гуманнаго отношения к русскому монастырю и защиты русских интересов».

К этим прошениям следует добавить, что по сообщениям «Извест. Кавказск. Отделения Импер. Географич. Общества», в 1906 г. в Сухумском округе было всех русских 1150 душ, считая русских монашествующих, которых в пяти русских монастырях не менее 800 чел. Войско конечно не считается.

Интересно то, что русские карьеристы-поповичи, заявляющие об интересах русскаго населения в Сухумском округе, умалчивают, что этот округ облюбовали армянские выходцы, которые в последние годы засели в числе 15,000 душ, на арендованной ими земле. Вот эти то выходцы и вытесняют русских, число которых сократилось после переписи в 1897 году. Итак, для 1150 русских необходим русский епископ, а для 55,000 грузин грузинский архиерей, знающий русский язык - не нужен? Такова здравая логика людей, которым Правительствующий Синод Русский верит.

«Русский епископ Димитрий Сперовский, принявший 25 января сего 1907 г. антиканоническое назначение на одну из грузинских кафедр, явился в Сухум пасти паству, языка которой он не знает, и продолжать ту братоубийственную политику, которой до преов. Леонида Чичагова, следовали грузинофобствуюшие русские епископы, в продолжении чуть не 20 лет. Кир-Димитрий, восстановляя брата на брата, думает царствовать в Сухуме, как царствовал Горыгорецкий воспитанник, ставший впоследствие епископом грузин, мингрельцев, абхазцев и греков, живущих в Сухумском округе.

В жалобе грузинскаго духовенства Сухумской епархии, поданной 2 августа Грузино-Имеретинской Синодальной конторе, говорится: «Едва ли найдется в России такая многострадальная епархия как Сухумская. Открытая в 1886, году она служила в лице своих архиереев только политике. Единственной целью их было вытеснение богослужебных и школьных языков - грузинскаго и греческаго* из школ и церквей. Только преосв. Серафим**, единственный из всех сухумских русских архиереев, оказался на высоте своего призвания, именно архиереем, чуждым политике. Но он, зная, что ему не место в Сухуме за незнанием языка большинства паствы, добровольно перешел в Россию.

Преосв. Кирион, оклеветанный якобы в разных преступлениях, переведен из Сухума»... «Преосв. Димитрий за короткое время успел зарекомендовать себя крайним грузинофобом».

Далее в прошении говориться о том, что преосвящ. Димитрий сократил число благочиний, с целью не только затруднить сношение священников с их благочинными т. обр., чтобы благочиния состояли не из однородных церквей: грузинских, греческих, русских, абхазских, а из смешанных, причем но главе каждаго благочиния должен быть поставлен иноязычный русский.

Такое решение епископа, имеющее целью держать грузинское духовенство в черном теле, грузинские пастыри просят отменить.

Разбирая произнесенную 14 мая в Сухумском соборе проповедь преосв. Димитрия, представители грузинскаго клира заявляют Синодальной Конторе следующее: «Епископ Димитрий в своей проповеди доказал, что нерусский человек должен любить особенно и даже только русскаго, и то русскаго православнаго. Такое его учение мы считаем еретическим, ибо во Христе Иисусе нет ни иудея, ни эллина... Мы желаем, и христианское учение требует, чтобы Сухумский владыка считал и любил одинаково как русских и греков, так и грузин и абхазцев. В противном случае разве он архипастырь? Если за такое еретическое учение мы, пастыри, прервем общение с нашим архипастырем, не будет ли наш поступок строго каноническим»?

«Ненависть пр. Димитрия к грузинам проявилась в других случаях. Так духовнику духовенства, седому и почтенному иерею о. Иоанну Берулава он сказал: «Вы народ обманчивый», а другому духовнику, награжденному за миссионерскую деятельность орденом св. Анны, о. Василию Макацария в присутствии многих лиц сказал: «Вы люди обманщики, вы обманываете Духа Святаго; я не боюсь бомб еврейских и ваших». Хотя никто из указанных священников даже простого замечания не заслуживал, но в данных случаях важно то, что слова «обманчивый, «обманщики», епископ относит не к отдельным личностям, а целому «народу», людям грузинским, при чем одинаково ненавидит как грузин, так и евреев. Далее при чем тут бомбы да еще от пресвитеров?»***. «Епископ Димитрий не щадит древних грузинских церковных архитектурных памятников. Так он разрушил древний архиерейский дом**** с церковью при Моквинском монастыре и сам освятил на месте фундамент для новаго монастырскаго корпуса с церковью». Представители грузинскаго духовенства указывают между прочим на то, что преосв. Димитрий «в целях обезличения грузинскаго духовенства», «разжигает национальныя страсти между абхазцами и грузинами, уверяя первых, что необходимо выдвинуть абхазское духовенство, но, что грузинское духовенство не дает на это возможности»*****. Относительно такого поведения епископа, натравливающаго брата на брата, просители настаивают на том, чтобы допросить в качестве свидетелей некоторых священников... В заключение прошения говорится: «Из всего выше изложеннаго ясно видно, что преосв. Димитрий явно игнорирует теми добрыми связями, какия должны быть между епископом и клиром, и без чего немыслимо взаимное их общение в духе апостольской церкви».

«Не желая прекратить самовольно общение с архипастырем, как послушные сыны церкви и начальства, священники Сухумскаго округа чрез нас, уполномоченных, просят Синодальную Контору отменить распоряжение епископа о делении благочинических округов, оставив в силе утвержденное епископом Кирионом, постановление о том съезде духовенства, бывшаго в сентябре 1906 года, а по прочему иметь на канонических основаниях суждение»******.

Грузинскому священному клиру давно пора убедиться, что для русскаго экзарха и для русских членов Грузинской Синодальной Конторы священных канонов не существует, а существует лишь одно право сильнаго.

(продолжение следует)

* Греки и грузины населяли Сухумский округ еще до Рождества Христова.
** Он был из дворян.
*** Истинный православный архипастырь, право-правящий не может, конечно, бояться бомб, которыя до него не достигнут. Но епископ, занимающийся политикою и натравливанием брата на брата, не может не опасаться бомб. Но из каких посланий свв. Апостолов заимствовал святитель свой язык? Изд.
**** Епископский дом построен не позже XV века.
*****Почему не без основания и ставят ему в вину что он утверждает свою власть на братоубийственной борьбе между родственными между собою племенами для страха от влияния и власти, однако, и тех и других.
****** Желательно знать основания таких действий епископа! Зачем раздражать жителей безпричинными обидами? Задача апостольской церкви - мирить а не ссорить! Молитва церкви: «да мирное житие поживем», а не житие свар и вражды, к чему всегда стремится лишь клир папистов. Время ли усиливать зло? Изд.

РПЦ, ГПЦ, Дурново, автокефалия, Православие

Previous post Next post
Up