Вспоминая перепись 2010 года.

Oct 05, 2016 16:49

В декабре 2011 года Федеральная служба государственной статистики подвела итоги Всероссийской переписи  населения 2010 года. Переписи, пред которой для нас татар, как никакому другому народу и как никогда в истории СССР, и России придумали, заготовили в Москве более чем сонмище названий, всевозможных этнических или национальных определений, доопределений. По итогам этой переписи и предыдущих тоже я несколько уже высказывался. С позволения его Величества времени, может быть как-нибудь, потом ещё сподобимся, а здесь и сейчас несколько о подготовке к ней, к этой переписи 2010 года.
В преддверии её вышел «ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 января 2010 г. N 74», определяющий в Приложении 1.: «АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ НАСЕЛЕНИЯ» за свою этничность, национальность. Документ очень интересный, требующий отдельного рассмотрения в целом, но и это оставим на возможное потом. Надо только отметить, складывается ощущение, что в этом алфавитном перечне была заложена задача, как можно более атомизировать некоторые этносы России.
И ведь выходит так, что, прежде всего, и особенно это было направлено на татар. Для татар в этом алфавитном перечне было предоставлено, намного более чем полусотня всяческих названий, определений. Впрочем, многие из них, всё же не вызывают непонимания, и они уже вполне исторически сложившиеся в нашем богатом этногенезе доопределения. Однако есть в этом перечне названия, которые определенно вызывают вопросы, а есть просто вызывающее, во всяком случае, лично у меня полное отторжение, неприятие этого. Остановимся немного и выборочно за это «наше татарское», предоставленное нам именитым Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая, возглавляемым академиков В.А. Тишковым.
Да, у большой нашей этнографической группы, или по определению историков-специалистов субэтноса татар-мишар (см. например работы д.и.н. Исхакова Д.М.), сохранилось и мишарское самосознание, но за редким исключением, как только составной, а не отдельной части татарского народа. Надо заметить, что те, которые за редким исключением, бывает, объявляются и с идеями некого отдельного Мишарстана, рисуют флаги, и вроде даже гимны за это спивают. Всякое бывает с творениями Всевышнего случается, но понятное дело, что не по его вине.
Ну, а здесь в этом перечне, получается, просто предлагается, навязывается нам отдельное от татар мишарство:
«966. -мишаре, 967. -мишары, 968. -мишэр».
И это предлагается тем татарам, которые вроде бы первыми и «примерили» этот исторически сложившийся наш нынешний общий этноним татар. А, пожалуй, они и изначально объявились на Руси, в Московии именно с таковым именем, а стали мещеряками, и далее мишарами от названия Мещерский городок и соответствующих придегающих земель. Как бы к слову, часто мещеряки чрез запятую писались, и в явном сословном значении, служилыми татарами. Но заметим, подчеркнём татарами.
Вспомнили в этом перечне именований, для нас татар и сословный статус «тептяре». Именитому Институту Этнологии и антропологии РАН, под чьей эгидой сотворено это алфавитное многообразие именований татар может, надо было, рекомендовать соответствующим службам включить в этот список для татар, и другие бывшие сословные определения, бытовавшие в Российской империи, как то лашманы, ясачные, служилые, чемоданные и прочие «другие» татары. А уж разогнавшись, усмотреть, что например, по Ведомости о численности населения Оренбургской губернии по данным 8-ревизии (1834 г.), собственно и русских в явном виде не было, как нет по этой ревизии ни татар, ни марийцев, ни удмуртов, ни чувашей. Все, кроме 74 каракалпаков указаны в сословиях. Нерусское население премущественно только в трех сословных категориях, как мещеряки, тептяре и бобыли, а русское население показано вполне многообразным набором именований сословий, включающих купцов трёх гильдий, мещан, свободных хлебопашцев, прочих разных крестьян, казаков и даже отставных солдат. Однако пропустили это московские специалисты, наверное, проглядели, не заметили.
Отдельно отметим, что по этой Ведомости ревизии 1834 года в Оренбургской губернии были показаны 350 438 башкир (с ошибкой, может быть по Фрейду, в 100 тыс. человек, 450 438), и 3 355 башкир приписанных к Уральскому войску. Я не Станиславский, чтоб сказать не верю, что все они этнические башкиры, но сомневаться могу себе позволить. Хотя бы потому, что, несмотря на то, что не только башкирские, но и, в общем, некоторые гуманитарии объявляют, мол, де, в башкирах понятие этноса и сословия совпали, но, может, уже другой рукой они же пишут о таком явлении, как вполне массовый выход в башкиры. И, например, только по X ревизии 1859 года находят в трех губерниях Оренбургской, Пермской и Самарской 54 665 «башкир из тептярей» и 34 665 «башкир из мещеряков», или в общей сложности порядка 15% от численности собственно башкир этих губерний. А вместе с сартами, калмыками, киргизами (казахами), ногайцами, казанскими торговыми татарами, и даже некоторыми ясашными татарами, насчитывают по тем временам, и того более, около 100 тыс. «новобашкир», или примерно 17 % от общей численности башкир.  Если же сопоставить это с численностью собственно башкир, т.е. за вычетом этих «новобашкир» в 100 тысяч, то получается даже чуть более 20%. А это пятая часть народа, в общем-то, народа небольшой численности. Много это или мало решать гуманитариям специалистам, мы же последуем далее.
Термин «тептяре» в том алфавитном перечне примерили и к башкирам. А как же, ведь мэтр башкирской исторической науки Асфандияров А.З., в качестве некоего своего ноу- хау, неоднокоренным словом «тибельган»- пиннутый, пытался во множестве в историческом времени «навыпинновать» в тептяре башкир.
Стараются башкирские и иже с ними иные гуманитарии, стараются, и не только за мишар, но и за тептяр. Никак не с пустого места отмечал Д.М. Исхаков «Шовинистические круги, подвизающиеся там, дошли до того, что живущих в Башкортостане мишар и типтяр объявили этнографическими группами башкир (газета «Ватаным Татарстан», Казань, № 96-97, 17 мая 2002 года). Причём ведь, всё это не без попустительства Москвы, если не сказать большего.
И к слову, обратимся к предложенному Москвой алфавитному перечню в части протептярской идентификации для ответов респондентов прошедшей переписи:
1. «212. -башкиры-тептяри». Понятна здешняя «оговорка», нет, не по Фрейду, а сугубо по Асфандиярову А.З. Пиннутые они, эта категория башкир под пунктом 212, тибельган башкортлар они получаются. Однако если действительно есть во множестве таковые башкиры, сколько же можно так уничижительно относиться к ним, как к «пиннутым», бывшими только лишенцами по Асфандиярову земли, вотчины? Ау, проснитесь, освежите уже господа башкирские гуманитарии свои головы. Нет уже давно никаких вотчин, да, и были ли они, в реальном значении этого. Нет, причём уже давно, с Декрета о земле» большевиков 1917 года, всякой разной асабасти, нет уже никаких сословий, имевших некоторые привилегии на землепользование.
Вместе с тем, надо заметить, есть здесь и далее, другие очень интересные вопросы по упомянутым, «башкирам из тептярей», «башкирам из мещеряков», и, в общем, по бытовавшим в исторической демографии края «новобашкирам». Однако это отдельная, и очень важная тема.
2. Есть пункт «1434. - тептяре, с языком башкирским». Здесь от предыдущего ушли не далеко, хотя, сколько таких тептяр, сказал бы кто-нибудь, но молчит гуманитарная наука, сколько не вопрошай. Тем не менее, московские этноспециалисты, получается, знают о наличии немалого числа таковых тептяр. Да, к тому же, наверняка уфимские коллеги помогают, подсказывают. Объявляют же они, башкирские гуманитарии татарский язык населения Северо-Запада Башкортостана СЗ диалектом башкирского языка. Вот и, получается, как рисуют они, что не только уже мифические тептяре, но даже татары этого региона РБ непременно башкироговорящие.
3. Предыдущий рассмотренному, есть пункт «1433. -тептяре, с любым языком, кроме башкирского», это всё же шедевр, и моя очень давняя «спотыкалочка» по тептярям, которую в довесок к сказанному хочется озвучить и здесь. Вполне понятно и очевидно, Асфандияров А.З. пытался обашкирить тептяр, «наппинать» в это сословие вместо иных как можно более башкир, причем с уже давних времен возникновения этого сословия. Вместе с тем, практически все гуманитарии специалисты, включая и самого Асфандиярова сословие тептяр, расписывают разнообразнейшей этнической «солянкой». Оно, в общем-то, и выходит именно так. Однако почему нет тогда в обсуждаемом алфавитном перечне, тептяр-марийцев, или тептяр-удмуртов и прочих других тож? Этого ведь нет, не только в этом алфавитном перечне, этого нет и во всех работах его же, именитого специалиста-гуманитрия Асфандиярова А.З. Нет, не встречал я этого у него, как в прочем и марийцев-тептяр, удмуртов-тептяр, ну и прочих тоже. И не знаю я никаких свидетельств о «нынешних тептярях» с родными языками наших добрых соседей фино-угров или чувашей. Я лично, пока со всем этим, и тем более здесь, забегать вперёд гуманитариев, мэтров исторической науки не буду, хотя и давно уже жду от них самих ответы на эти вопросы. Ну, и сам немало размышляю над этим.
Возвращаясь же к нашим «баранам», ой пардон,  т.е. к тептярям, с любым языком, кроме башкирского, приходится констатировать, их же по определению не может быть в Башкортостане. Ведь башкирскими гуманитариями татарский язык населения СЗ РБ объявляется СЗ диалектом башкирского языка, а тептяре с фино-угорскими языками, и даже с чувашским вроде как не наличествуют в республике, то и выходит, что нет никаких тептяр с языком отличным от башкирского. Ну, если может только в Бурзянах каких, где нет СыЗы диалектов башкирского языка, их искать?
4. По четвертому же пункту за протептярскую идентификацию «1435. - тептяре - татары», говорить практически нечего, всё очень прозрачно, причём до полной безобразной прозрачности такового. По смыслу построения такого конструкта, ээтого словосочетания, это ведь никак не татары, бывшие некогда в сословном определении тептяр, а только и непременно это тептяре, пусть и из татар. Это последнее, это некий «абзац», некое «логическое» завершение всех трех рассмотренных предыдущих пунктов. Этот «абзац» ещё более усиливается, если вспомнить, что в справочных работах Асфандиярова А.З. «История сел и деревень Башкортостана» при наличии башкирских, мишарских, русских, марийских, удмуртских и прочих деревень, наблюдается полное отсутствие татарских н/п, кроме как только тептярско-татарских. И даже татарско-тептярских нет, во всяком случае, я не встречал.
Всего четыре предлагаемых респондентам пункта ответов с тептярством, но все они непременно «ниппельные», т.е. с креном в одну сторону. И вспоминая выше приведенные слова Д.М. Исхакова, и крен вполне понятен и очевиден. По случаю думаю, надо обязательно предполагать наличие прямого провода между Москвой и Уфой в этих таких делах. Понятное дело, я не за телефонную или какую другую подобную связь, но об этом чуток уже далее, и только может быть.
Чтоб закруглиться с разговором за мишар и тептяр по предложенному алфавитному перечню, хочу сказать несколько слов лично за себя. А меня же обошли стороной в этом перечне, если скажем, побуквенно подходить к этому списку. Нет, лично для себя, и что особенно важно для меня, уже по отцу своему я татар. И к тому же, и по своей маме тоже. Мама моя уроженка д. Муллино Бураевского района РБ, которая была основана мишарами в XVII веке, причём не абы как, припущенниками башкортов, а по жалованной царской грамоте. Это документально подтверждает и сам мэтр башкирской исторической науки Асфандияров А.З. Из его же работ, подобных н/п, основанных по жалованным грамотам, в Бураевском районе наличествует 8-9. Из его сведений выодит, что большинство обозначенных им башкирскими н/п, более позднего основания нежели эти татаро-мишарские н/п. Назвался бы я по маме мишаром в соответствии с предложенным этноспециалистами списком, так не в традиции же тюрков по маме этнически определяться, не правильно это, не по нашему, только по отцу. Вместе с тем, он же Асфандиров, определяет родную деревню моего отца Ижболдино Янаульского района РБ тептярско-татарской, и ведь непременно и именно так, только тептярско-татарской, но никак даже не татаро-тептярской. И московские специалисты в соответствии с этим, почти буква в букву предлагают записываться мне тоже, даже не татаро-тептярем хотя бы, а непременно тептяр-татаром.
Охолонте господа гуманитарии, сами же пишите о тептярском сословии, об её этнической солянке. С какого рожна я татар, знающий историю Ижболдино родного н\п пункта своего отца, и соседнего, всего лишь через дорогу, Исанбаева, родного н/п его мамы, моей нэней, пребывая в здравом уме должен определять себя этнически в сословии. Все известные мне мои предки были татарами. Дедов своих татар я не застал. Одна же моя бабушка, мама моего отца, урожденной была даже с 1888 года, а другая по маме, пусть чуть позднее, но тоже вековой давности, 1905 года рождения. Ни о какой другой этничности всех наших родственников, кроме как татары, я ничего никогда не слышал от них.
К слову. По архивам, чтоб проследить далеко свою родословную, мне изысками заниматься некогда, и даже уже по времени отпущенному мне Всевышним. Однако будь даже негр, или какой китаец в моей родословной, я уже по покойному своему отцу ТАТАР, и это для меня аксиома, а эту аксиому уверен, одобрена и Всевышний.
Однако далее. Все мы дети Адама и Евы, и их потомков. В русском этногенезе, например, каких только вятичей, кривичей, полян, древлян, и много всякого чего другого не было, однако этого не вспомнили в указанном алфавитном перечне, а нам татарам очень активно и навязчиво напомнили в ём даже про булгар. И это, несомненно, наше, и это наследие мы тоже никак не потеряли, не растранжирили, а только преумножили, развили далее. Благодаря Всевышнему, наш народ всегда  сохранял наследие своих предков, и Аллага шекор, это ему, несмотря на все невзгоды в своей истории, всё же всегда  до сих пор удавалось.
Ну да, есть люди, скажем так из «татар», которые излагаются, что и на таблетках жили они с обидного им имени татар, и обращались они в международные инстанции с этого с требованиями, чтобы нас татар называли булгарами. И плакали, было, мол, они после уроков по истории про монголо-татар. Оговорюсь, да, и я тоже маленький переживал было несколько с быдлизма изложения нашей истории в школе, но затем обязательно радостно бежал к своим родителям татарам, и всё, и более ничего, кроме как только, что всё более, и более во мне крепло и утвержадалось моё дорогое мне, имя татар. Где же этих, тех людей «таблеточных» заклинило? Вместе с тем, это их право, их выбор, есть ведь люди, кто и по этой переписи даже разными всякими хоббитами и джедаями записывались. Пусть, кто кем хочет, и записывается, пусть хоть клоунами, мне лично до таких господ, товарищей дела нет. Однако наших желателей булгарства активность поражает, они ведь хотят не просто самим именоваться булгарами, они хотят, чтобы и другие мы были бы непременно таковыми, и чтоб нас непременно так называли. Мол, не дают нам татарам записываться булгарами, и вообще, нас непременно должны все считать булгарами, и только именно так нас определять, и переписывать. Ведь именно с этим же в международные инстанции обращались, стучались они.
С последним, переписывать кому-либо нас татар булгарами, или ещё кем-либо, и в частности башкортами это всё же вообще очень большой нонсенс, если не сказать большего. Но пыжаться, и пыжаться, стараются, усердствуют. Однако, ну, получили булгарские плакальщики, благодаря московским этноспециалистам что хотели, графы соответствующие в рассматриваемом списке, ну, и что. Знак вопроса не ставлю, поскольку получился практически просто пшик, и не только с булгарством. Если в Татарстане отметились в таковом некоторое число человек, не дотягивая даже до тыщи, то в Башкортостане и этого не случилось, да, и забегая вперёд заметим и всяких «татаро-башкир», башкиро-татар» и башкирских татар тож не обнаружилось. Если только, ничтоже сумняще не записали их земляки доброхоты в башкорты.
В общем же, именитый институт имени Миклухо-Маклая, храм знаний самой Российской академии наук, с пожеланий, наверное означенных плакальщиков, или по каким-либо другим причинам озаботился булгарством,  нарисовали этноспециалисты этого института, нам татарам разные определения нашего «булгарства, булгаризма». Ещё бы и ничего когда, эти определения таковы:
«293. - булгаро-татары» или «1380. - татаро-булгары»,
Хотя и «размазывается» этим в разной степени наше татарство, но полностью все, же не игнорируется. Так ведь, как и в случае с мишарскими идентификациями, но уже раз в несколько большим числом, придумали нам, и отдельные от имени татар булгарские определения. И есть даже сугубо болгарские:
«341.- волжеские болгары» и «342. - волжские болгары».
Я вновь спрашиваю, ну и что? Если только, не угодили тем больным, кто на таблетках живёт с нашего имени татар? Не побежал наш народ переписываться в булгары, не побежал, ну кроме, может тех больных. Рассказал бы кто из последних, или от озабоченных этим московских этноспециалистов сколько же таких набралось? Однако молчат чего-то, и первые, и вторые. В общем, не получилось у озабоченных, и тех, и других, не получилось.
Но есть в арсенале разных озабоченных самая страшная ржа для нас, причем для обоих наших народов, как для татар, так и для родственного народа, это башкиризация татар. И вот в этом, особенно же расстарались московские специалисты по тому алфавитному списку, перечню, что они нам татарам нарисовали, и хотя в меньшей мере, башкирам тоже. Однако, и там, и там тот выше отмеченный крен, тот ниппель, очевиден. Я уже высказался за этот крен в сторону башкиризации татар с протептярским доопределением, так ведь с башкирским доопределением, конечно же, тоже постарались, и, понятное дело, даже более.
Ну что за ипостась придумали нам татарам московские специалисты, как то «башкирские татары»? Они в здравом уме пребывали, когда это придумывали? Если мыслили, чего-то размышляли по этому, почему не были обозначены ими к этой переписи, например башкирские русские, башкирские марийцы, башкирские удмурты, а то, и башкирские негры, или таковые же китайцы? Или даже по аналогии, такие конструкты, как заявил, было однажды, герой телевизионного «Городка» «русский китаец», что он русский желтой сборки. В этом же случае, наверное могли получится миллионы башкортов «желтой сборки»
Однако нам  татарам московские этноспециалисты в тесном сотрудничестве с башкирским гуманитариями, такие разные башкирские конструкты нарисовали, например как:
«207. - башкиры татарские» или «1384. -татары башкирские». Есть ещё и другие подобные конструкты в предложенном списке. Их, я всё же тоже приведу, но уже без особых комментариев. Ужо не вмочь мне татару с такой их радости, как эта их «заливная рыба».
Итак:
1.    «206. - башкиро-татары (с любым языком, кроме татарского).
2.    «207. - башкиро-татары (с языком татарским).
3.    «1378. - татаро-башкиры (с любым языком, кроме башкирского).
4.    «1379. - татаро-башкиры (с языком башкирским).
Что говорилось мной за тептярские доопределения по башкиризаторству татар присутствует и здесь тоже, однако ещё более прозрачнее, ну, и, конечно же, в богатом сверкании дополнительных граней. Ужас какой-то, и это под эгидой именитого института РАН.
Надо заметить, было время, когда тептяр Заки Валиди и компани против любого связывающего тире между башкирами и татарами с шумами многими против вздымались. И даже против названия через тире любого какого-либо возможного тогда нашего общего автономного образования, могущего, нет, не слить, но объединить наши народы в общее особо значимое и большое единое целое. А большевики, тихим сапом, подспудно, и не только тихо, потворствовали этому их, этой компани противлению. Но в решении, в реализации своих задуманных задач, и целей лоскутной национально-территориальной нарезки народов бывшей Российской империи. И в частности, задачи, недопущения образования в центре будущей своей империи, значимой и большей по величине общей автономии тюрко-мусульман центральной России. И всё это, они умело и виртуозно сотворили. Времена, однако, затем наступили другие, времена практической работы с сотворенным, и они, большевики, и за это споро и скоренько взялись, активизируясь по мере укрепления своей власти, но об этом Алла бирса, может быть позднее.
Зачастили всё же теперь с тире для нас татар нынешние специалисты, зачастили. К слову, и в подобных разных чрез-тирешных определениях по этому списку, по этому алфавитному перечню, мы татары, тоже намного впереди всех. Но таковое ведь очень и очень редко применяется в этнической идентификации народов, и более только для географического их доопределения, как то астраханские, сибирские, крымские татары, или липки, польско-литовские татары. Ну, а нам татарам, и в частности или в особенности, татарам Башкортостана, всякое лепят, и наряду с объявленными нам, «башкирскими татарами», пусть пока и не официально, но уже и «русских татар» в общем по России, ведь тоже уже нам рисуют, и быват, простенько, простенько очень, нас называют русскими, как например по ТВ объявили было о русском характере у вратаря Хабибуллина. А чё может и рускиий какой этот вратарь, и те иные игроки тож, кучерявинские и смуглые очень.
Раз пошутили, и впрочем, не мы татары, а нам татарам постоянно объявляют некую нашу сабантуйность, и даже хабантуйность.
Доколе же, хочется спросить?
Previous post Next post
Up