Вопрос есть. Как до некоего безобразия, некоторые земляки башкиры доходят?

Mar 24, 2019 10:24

На Фэйсбуке у одного товарища, господина, с никнеймом Azamat Ryskildy возник какой-то вопрос, вроде по связям в своём происхождении казаков с Золотой ордой. Я и посоветовал ему книгу А.А. Гордеева «История казаков». И вот этот Azamat Ryskildy выдал на гора следующее: «Читаю Гордеева "История казачества". В части Золотой Орды автор указывает Казанское ханство башкирским. Добавляя что именно с этим ханством московскому княжеству пришлось вести ожесточенную борьбу за независимость в 15 веке. И что помогли Московии в этом выходцы из Орды - татары, осевшие в Касимове и т.д.. Теперь Казань вроде как татарская. По факту и в Уфе и не только немало татар. Когда же вы вернётесь в Орду из Московии?».
Безнэг татарларныг шундый суз бар «Булыр, да булыр, шундый халь булмас». А була бит, происходят такие явления в моём родном Башкортостане. И хотя этот товарищ, господин живёт вроде в Казахстане, но он из земляков башкир. Нет, мы не станем, как объявляет нам татарам Башкортостана Институт этнологии и антропологии РАН «башкирских татар», называть его казахским башкиром. До такового безобразия я не могу дойти, тем более что для меня татара башкир, будь он и в Африке, он мой земляк башкир. Однако есть вопрос, как до такого безобразия, как учудил этот Ryskildy земляки башкиры доходят?
Можно было бы и не обращать внимание на такие глупости, что и делают татарские историки. Им и вообще нет никакого дела до нашей татар истории и жизни в Башкортостане. Я не историк, а технарь, по диплому своего Физтеха, инженер-физик. Но я и татар, и потому не могу пройти мимо всяких таких безобразий. Тем более что всякое такое, ковыряться в татарской истории уже очень распространённоё явление в моём родном Башкортостане. Взять ту же «Многотомную зажигалку» команды человека в безрукавочке с БСТ. Ну, а тот казахский земляк Azamat Ryskildy решил поМюнхаузничать из Казахстана. Ладно бы если только сам бы поклоунничал, но ведь ссылается он на работу А.А. Гордеева. Что же, ответим ему, этому товарищу, господину, т.е. просто приведем текст соответствующего раздела о взятии Казанского ханства Московским княжеством из означенной книги.
Однако прежде оговоримся. Товарищу этому, Ryskildy (Русский пришёл?) чего-то под кепкой, наверное, не хватило написать правильно название книги. Эта книга А.А. Гордеева «История казаков» впервые была издана в Париже, а в начале 90-х прошлого века в России.
С Золотой ордой связана часть книги «История казаков. Часть I. Золотая Орда и зарождение казачества». - МГП «Страстной бульвар», 1991. - 176 с. И сразу вопрос, какое Казанское ханство существовало во времена Золотой орды. Знак вопроса не ставлю, поскольку к не чему. Казанское ханство было образовано после распада Золотой орды, а про то, что оно было башкирским, можно писать только обкуримвшись или вкусимвши чего-нибудь галюцагеннного. Да пишут, тоже с чего-то, мол, де Башкирия была разделена между несколькими государствами-осколками Золотой орды. Оно как-то так, башкирские племена жили в этих государствах, вот только такого государства как Башкирия, ни до Золотой орды, ни в её времена, ни после, вплоть до образования по Соглашению от 20 марта 1919 с большевиками башкирской автономии Башкурдистан, никогда не существовало. И надо заметить, что в этой I Части книги нет и полслова о башкирах, или, про что-то башкирское.
О завоевании Казанского ханства Московским княжеством описано на стр.21-27 части книги «История казаков. Часть II. Со времени царствования  Иоанна Грозного до царствования Петра I.». - МГП «Страстной бульвар», 1992. - 256 с. Представим этот текст:

ВНЕШНЯЯ  ПОЛИТИКА И  ПОКОРЕНИЕ  КАЗАНСКОГО  ЦАРСТВА
Первой целью Москвы было покончить на востоке с азиатскими ордами, служившими в течение веков для русского народа «тяжелым молотом», наносив­шим не только жестокие удары, но и державшего его под своим гнетом несколько веков. Необходимо было покорить остатки Золотой Орды, Казань и Астрахань, обеспечить безопасность с востока и овладеть мощ­ным водным путем Волги. Второй целью было от­крыть пути для общения с западными народами, связь с которыми была прервана со времени устано­вившегося господства монгол. Блокада со стороны западных народов была установлена вначале против угрозы нашествия монгол, а затем против возрожда­ющейся Московии. Царствование Иоанна Грозного в русской истории составляет рубеж двух эпох: зарож­давшегося московского княжества, освободившегося от трехсотлетней иноземной зависимости и превраще­ния его в сильное европейское государство. Постав­ленные широкие цели царю полностью выполнить не удалось, но он вынес тяжелое бремя, превратив Русь из раздробленного в цельный государственный орга­низм, открыв народу широкие территориальные воз­можности расселения.
Царствование его прошло в тяжелых внешних войнах, и не менее тяжелой внутренней борьбе с от­жившей эпохой раздробленности страны и превраще­ния ее в цельный государственный организм. Первой целью царя было завоевание Казани. Казань со сто­роны востока представляла сильное в военном отно­шении ханство. Борьба против него сопровождалась неудачами, и иногда, исключительно тяжелыми. По­ходы, предпринимавшиеся уже под руководством мо­лодого царя Иоанна Васильевича, окончились неуда­чами, и царь, возвращаясь, горько оплакивал свои неудачи. Для покорения Казани требовались хорошо вооруженные силы и твердая руководящая власть. Кроме того, война против Казани связывалась непо­средственно с Крымом и Турцией, со стороны кото­рых она могла иметь военную помощь, не исключа­лось также и вооруженное вмешательство Турции.
Война против Казани для русского народа имела не меньшее значение, нежели сражение на Кулико­вом поле и разгром Золотой Орды. Для решения вой­ны с Казанью в 1552 году в Москве был созван Со­вет, на котором был разработан и принят план поко­рения Казани. В Казани происходила борьба   между претендентами на ханский стол-сторонников Кры­ма и Москвы, поэтому, начиная войну с Казанью, не­обходимо было предвидеть и войну против Крыма. Ко времени похода на Казань ханом Казани был ставленник Крыма, астраханский царевич, из рода Менгли-Гиреев. Он занял ханский стол по просьбе казанцев, изгнавших ставленника Мо­сквы, хана Шиг-Алия. После неудачного послед­него похода под Казань Иоанна Васильевича в 1550 году, при отходе войск русскими была построена крепость в устье реки Свияжи, в которой был оставлен гарнизон войск, а по рекам Каме, Вят­ке и Волге были поставлены казачьи сторожа для на­блюдения, чтобы «воинские люди из Казани и в Ка­зань не ходили». Горские черемисы, перешедшие бы­ло на сторону Москвы, снова отделились. Против них послали городовых казаков, но казанцы отряд этот разбили и убили до 70 казаков, и часть их взяли в плен, забрав их пищали. Но Крепость Свияж все же служила выдвинутой в сторону Казани военной ба­зой, с находившимся в ней гарнизоном войск. Пути между Казанью и Крымом находились под наблюде­нием донских казаков. Подготовка московских войск для похода на Казань стала известна, и казанцы от­правили послов в Крым с просьбой о помощи. Послы казаками были схвачены, побиты, и ярлыки их были отправлены в Москву. В Крыму, однако, стало извест­но о походе московских войск на Казань, и крымский хан выступил на помощь и двинулся к московским границам. В то время, когда московские войска со­бирались у Коломны, от донских казаков было полу­чено донесение о движении крымских татар к мос­ковским границам. Требовалось разделить войска и часть их направить против крымцев. Войска были вы­делены под начальством кн. Курбского и других вое­вод. Крымцы были отбиты и ушли в Крым, после че­го войска двинулись в сторону Казани. В пути среди «посоших» войск начался ропот и воеводы их отка­зывались продолжать поход, ссылаясь на то, что уже долгое время находятся в походе, поиздержались, и продолжать дальний и продолжительный поход не мотут. Единственным выходом была мера, принятая царем, он заявил, что все войска, желающие идти под Казань, он берет на свое содержание, и в походе, и под Казанью будет жаловать и кормить. Превращая армию в служилое войско царя, московское государ­ство создавало одну из основ, на которой оно превра­щалось в целый государственный организм. 20 июля 1552 года войска в количестве 150 000, 10 000 казаков под начальством атамана Федорова и 159 тушек, по­дошли к Казани.
Казань была сильною крепостью. Она была обне­сена деревянного стеною с 15 башнями и рвом в 6 с пол. метров ширины и 15 - глубины. Внутри кре­пости был особо укрепленный центр, или Кремль, с высокой дубовой стеной, засыпанной землей и баш­нями. Казань оборонялась гарнизоном в 30 000 че­ловек. Но к востоку от Казани был густой лес и среди этого леса в 15 километрах казанцами была пост­роена крепость, служившая базой для 20-30 000 кон­ного корпуса, под начальством татарского князя Епанчи, задачей которого было действие на тылы осажденных московских войск. Как все древние кре­пости, кроме искусственных сооружений, они усилива­лись характером местности. По северной окраине Ка­зани протекала с востока на запад река Казанка. Перпендикулярно к ней, пересекая Казань, протекала небольшая с болотистыми беретами речка Булак.
При осадных средствах первой половины XVI ст. речка, протекавшая вдоль укрепления, служила зна­чительным препятствием, и болотистые берега Була-ка делили фронт осаждавших на отдельные участки, затрудняя между ними сообщение. Крепость была расположена на значительной возвышенности. Казань была со всех сторон обложена московскими войсками. Западная часть между Казанкой и Булаком была за­нята сторожевым полком и полком левой руки. Се­веро-восточная часть между Булаком и Казанкой бы­ла занята регулярным полком, стрельцами и частью казаков. Северную сторону, вдоль реки Казанки за­няли полк правой руки и 6000 казаков, под началь­ством кн. Андрея Курбского. Наличие донских казаков в рядах московских войск под Казанью подтвержда­ется официальными московскими актами и сведениями из записок самого активного участника осады Ка­зани кн. Курбского, и указывают на то, что зарож­дение казаков необходимо искать не в акте Иоанна Грозного, относящегося к 1570 году, а в других ак­тах, относящихся к более раннему времени. Крепость была обеспечена как средствами защиты, так и сред­ствами питания. Водой она тоже была обеспечена. Московские войска, обложившие крепость, должны были строить успех на осаде и штурмах, а в то же время принимать меры отражения нападений с тылов, конницы Едигея. Московские войска приступили к осадным действиям. Перед крепостными стенами ста­ли устанавливаться туры из хвороста, наполненные землею. Под прикрытием туров, казаки и стрельцы стали приближаться к стенам крепости и под огнем держали крепостные стены. Вдоль крепости было ус­тановлено 150 пушек, которыми начали обстреливать­ся крепостные стены. Чтобы лишить крепость снаб­жения водой, русло реки Казанки было отведено от стен крепости. Чтобы противодействовать осадным работам, казанцы делали вылазки, удачно отражав­шиеся осаждавшими. Стены крепости стойко оборо­нялись казанским гарнизоном, причем, к защитникам города, на стены Казани, ежедневно поднимались ша­маны и производили на глазах московских войск вол­шебные ритуалы, призывая гнев богов на головы осаждавших.
По окончании осадных работ поднялась страш­ная буря, сорвавшая все палатки, в том числе и цар­скую, разбросано и потоплено было много судов с за­пасами и уничтожены были продовольственные скла­ды. Московские войска в этом стихийном бедствии увидели волшебство шаманов, и, сознавая свое бес­силие бороться против их чар, отказывались продол­жать осаду. Также думали и более просвещенные лю­ди, о чем пишет в своих записках и кн. Андрей Курб­ский. Нужны были большие усилия, чтобы удержать войска. Из Свияжа были доставлены боевые припасы и продовольствие, а из Москвы была привезена Чу­дотворная икона Божьей Матери, перед которой со­вершались молебствия для противодействия шама­нам. Осада продолжалась. Перед   стенами   крепости была построена деревянная башня высотою в 13 мет­ров, на которую поставлены были 10 больших пушек и ручное оружие большого калибра. На башне были размещены стрельцы, и оно было подкачено к кре­постной стене. С башни был открыт огонь, «яко с небеси» вдоль стен и улиц крепости. На северном уча­стке кн. Курбского, занимаемого частью донских ка­заков, был обнаружен подземный ход, по которому казанцы доставляли в крепость воду. Был вызван «розмысл», специалист по подрывному делу, сделан был подкоп, вкачено было 11 бочек пороху и тайник был взорван.
Крепость была лишена водоснабжения. Казанцы упорно сопротивлялись, из крепости производили вы­лазки, согласуй их с нападением извне конницы хана Епанчи. После сильного нападения со стороны по­следнего, было решено покончить с угрозой с тыла, и против Епанчи был выслан сильный отряд под на­чальством Шуйского; отряд этот двинулся в лес и подошел к Арскому укреплению, устроенному в лес­ной чаще, среди болот. Крепость была атакована с двух сторон, после упорного боя укрепленный пункт был взят, татары разогнаны, и окрестности Казани были очищены от конницы татар.
К сентябрю начались подрывные работы для взры­ва крепостных стен. Готовились три подкопа. Свози­лась земля для завалки крепостного рва. 2 октября татарам предложено было капитулировать, они от­казались. Был произведен первый взрыв у Арских во­рот, на фронте большого полка. Стрельцы и казаки забросали ров хворостом и землей и пошли на штурм. «И тако,- пишет летописец,- скоро взыдоша на сте­ну великою силою, и поставиша ту щиты и бишася на стене день и нощь до взятия града». Главный штурм был назначен на восточном и юго-восточном секторе. Войска Западного сектора должны были сдерживать на своих участках противника. Штурмующие полки развертывались в три линии. В первой линии шли ка­заки и части боярских детей и дворян, разделенные на сотни. Во второй - главные силы, и в третьей - поддержки.
Сигналом начала штурма должны были быть взрывы крепостных стен. На восходе солнца был произве­ден первый, а потом второй взрывы. Войска броси­лись на штурм и ворвались в город. Но часть войск бросилась грабить, татары оправились, перешли в на­ступление и стали теснить ворвавшиеся войска. Тре­бовалась помощь; царь двинул половину своего ре­зерва. Татары снова были смяты и оттеснены к хан­скому дворцу, составлявшему центральный укреп­ленный пункт, где оказывалось сопротивление. Сопро­тивление было окончательно сломлено, и защитники в составе 6000 бросились вниз, переплыли Казанку и сделали прорыв частей кн. Курбского. Но кн. Курб­ский с конницей окружил отступающих. Татары, ви­дя безвыходное положение, предложили кн. Курбско­му дать им развернуться для боя и решить участь в открытом бою. Условие было принято, произошел бой, татары потерпели поражение и все были уничтожены. Казань была взята, хан Едигей был взят в плен.
В Казани был оставлен гарнизон стрелецких войск, боярских детей и казаков. Наместником был назначен князь Горбатый-Шуйский с несколькими боярами. 11 октября царь с войсками двинулся в обратный путь. Дойдя до Нижнего Новгорода, даточные и по­местные войска были распущены по домам. Стрель­цы, казаки и народ возвратились в Москву.
Взятие Казани было исключительно важным со­бытием в русской истории. Взятие ее означало реши­тельную победу Руси над востоком. Перед русским народом открылись широкие пространства земель, составлявшие владения монгольской империи. Побе­да над Казанью сопровождалась в Москве и по всей стране торжествами. В память этого исключительно­го события в Москве был построен храм Василия Блаженного, являющийся не только памятником взятия Казани, но и представляющий высокий обра­зец архитектурного искусства.
Официальные источники обыкновенно дополняют­ся преданиями и легендами. Предание повествует, что во время осады Казани донской казак Ермак Ти­мофеевич, переодевшись в татарина, проник в Ка­зань, осмотрел крепость, и, возвратившись, указал места, более выгодные для взрыва крепостных стен.
Previous post Next post
Up