Это первая полоса сегодняшней «Новой»:
А это небольшая часть интервью с Алексеем:
- Я правильно понял, ты уже собрал баул? Я в СИЗО и в зоне свое отсидел, могу посоветовать. Что возьмешь с собой?
- Буду следовать общеизвестным советам: тапочки, спортивные штаны, трусы и носки, кроссовки без супинатора и на липучке. Фотографию семьи приклею на стенку.
- Фотку изымут. Приклеивать что-то к стенкам запрещено. Лучше возьми маленькую фотографию (положив в целлофановый пакет), которую можно будет всегда носить с собой в кармане робы. Не забудь пару блоков сигарет и рассыпного чая…
- Я не курю…
- Лишние сигареты в тюрьме и лагере никогда лишними не бывают. Чай и сигареты - это тюремная валюта, всегда пригодятся. В колонии тоже будешь заниматься политикой?
- Я постараюсь наладить взаимодействие с нашим Фондом борьбы с коррупцией - он никуда не денется, и его работа продолжится. Конечно, я бы хотел сидеть, как сидел в спецприемнике: залезть на верхнюю полку поближе к лампочке, обложиться книжками, читать и ходить раз в день на прогулку. Да, тараканы и грязь, и страшно накурено, и кормят какой-то дрянью, но и ничего такого ужасного в спецприемнике нет. Но в лагере может оказаться значительно хуже.
- Не может, а точно будет хуже. Там на шконку днем даже не присядешь - запрещено. Да и читать вряд ли получится, администрация колонии постарается, чтобы у тебя не было времени на чтение, а начнешь качать права - будешь завсегдатаем ШИЗО.
- Это такая бетонная штука, где и посидеть не на чем, лавка привинчивается?
- Именно. ШИЗО - это штрафной изолятор.
- В последнее время я часто думаю о Ходорковском. Мне-то грозит переезд в камеру из 75-метровой квартиры в Марьине, а каково было ему заехать в лагерь из особняка, пятизвездных отелей, личного самолета и всего остального, к чему привык человек с многомиллиардным состоянием…
- У него был выбор, его, как и тебя, предупреждали, что арестуют, советовали остаться за границей.
- Это они считали, что ставят меня перед выбором. Я для себя на все вопросы давно ответил и ответил не только за себя - за свою семью, своих близких. Наша задача не мечтать сейчас, а добиться того, чтобы президента выбирали граждане, а не назначала какая-нибудь «семья». В этом главная ответственность и моя, и всех нас. Добьемся выборов - я приму в них участие. Россия - моя страна, и я хочу сделать ее лучше.