Как Иркутская область
превратилась в столицу добычи криптовалюты, почему биткоины, добытые в России, утекают в Китай, и заплатят ли честные майнеры за жадность энергетиков?
Click to view
....Иркутские власти бьют в набат. Еще в октябре губернатор области Игорь Кобзев написал письмо вице-премьеру России Александру Новаку, в котором доложил, что из-за «подпольных майнеров криптовалюты» потребление энергии в Иркутской области выросло на 159 процентов по сравнению с 2020 годом.
«Они бессовестно пользуются тем, что у нас в регионе низкие тарифы на электроэнергию. Делают на этом деньги», - написал Кобзев и предложил ввести дифференцированные тарифы на электроэнергию для населения «с целью сдерживания взрывного роста нагрузок от подпольного майнинга» и «повышения уровня энергобезопасности Иркутской области».
Член общественной палаты города Иркутска Алексей Жемчужников считает, что губернатор сгущает краски:
- Это произвол. И я против дифференцированных тарифов, - говорит общественник. - Инициатива властей носит конфискационный характер по отношению к населению, потому что не установлен механизм применения этого тарифа. У нас даже нет официального понятия, что такое майнинг.
Жемчужников достает мобильник и говорит, что теоретически можно добывать криптовалюту даже на мобильном телефоне, лишь бы он был подключен к интернету:
- Скачивай специальную программу и майни помаленьку. Я уж не говорю про домашние компьютеры. При их помощи тоже можно майнить. И что же теперь, всех, у кого есть компьютеры и мобильники, записывать в майнеры?
Иркутский предприниматель, член экспертной группы при Госдуме России по регулированию майнинга и рынка криптовалюты Денис Мартыняк тоже считает тревогу губернатора чрезмерной:
- Проблема, конечно, есть, но она не такая острая, не такая большая, как ее преподносят. Есть майнинг в частных домах, но есть и майнинг, которым занимаются юридические фирмы, и они платят вполне нормальные деньги за электричество. Эти майнеры не беспокоят ни власти, ни энергетиков. Никто не говорит, что они перегружают систему энергоснабжения. Это выглядит спекуляцией, чтобы повысить тарифы, которые в Иркутской области давно не повышались.
Но иркутские энергетики настаивают, что майнеры угрожают энергетической безопасности области:
- Сеть не выдерживает, потому что она не рассчитана на такой взрывной прирост объема потребления, - говорит генеральный директор ОАО «Иркутскэнерго» Олег Причко. - При этом распределительная сеть для населения, в отличие от промышленной сети, изначально рассчитана на волнообразную нагрузку. Когда утром человек проснулся, умылся, побрился, ушел на работу, вечером пришел, включил, допустим, посудомоечную машину, телевизор. А нагрузка майнеров - она ровная на протяжении всех суток. Сеть на это не рассчитана. Поэтому и происходят аварии. Правда, зима нас пока радует, не очень холодно, и осень радовала. Но проблемы уже есть. В октябре из-за перегрузок начались выходы из строя отдельных участков сети, отдельных центров питания.
Алексей Жемчужников не согласен с главным энергетиком области:
- О какой угрозе энергобезопасности области со стороны майнеров можно серьезно говорить, если у нас доля потребления электричества населением всего порядка 10-12 процентов? Из которых от силы несколько процентов используется для добычи криптовалюты.
А львиную долю электроэнергии в Иркутской области потребляют алюминиевые заводы, железная дорога и другие промышленные предприятия.
Жемчужников обращает внимание на то, что самые крупные крипто-фермы находятся рядом с электростанциями.
- Само ОАО «Иркутскэнерго» еще в 2018-2019 гг. объявляло, что сдает площадки для производства криптовалюты с выделенной мощностью столько-то мегаватт.
Еще один мой собеседник, пожелавший сохранить анонимность, проводил меня в село Пивовариха, к подстанции «Покровская» Иркутской электросетевой компании, где находится крупная криптоферма.
- Дальше - без меня, не хочу светиться, там у них и охрана с оружием, и видеокамеры кругом, - сказал мой проводник, припарковавшись у обочины в километре от подстанции.
Уточняю:
- Есть, что охранять, раз не поскупились на вооруженных бойцов?
- Там одних «айсиков» на полмиллиарда, если не больше, - на ходу бросил наш проводник, захлопнул дверь и уехал.
А мы с фотографом пошли к подстанции. И чем ближе подходили, тем сильнее становился непонятный гул. Оказалось, что это гудит система вентиляции огромной криптофабрики, плотно облепившей электроподстанцию. Здесь действительно работали тысячи «айсиков».
Проводник не обманул, я заметил сразу несколько «глазков» камер видеонаблюдения. В одну из них приветливо помахал рукой. Нас увидели. Не из основных ворот, а из какой-то потайной двери вышел парень крепкого телосложения. В камуфляже без опознавательных знаков, лицо скрывала балаклава, на груди висело оружие, похожее на автомат Калашникова.
- Охолощенный сигнальный «Калаш»? - озадачиваю охранника, стараясь выглядеть наивным простофилей.
Охранник, явно не ожидая такого начала разговора, растеряно выдавил:
- Вы кто такие, что здесь делаете?
- Пресса, - показываю редакционное удостоверение и продолжаю натиск: - Можно поговорить с кем-то из старших?
- Нет никого, уезжайте, иначе я полицию вызову, - скороговоркой произносит охранник и быстро уходит.
На следующий день, во время встречи с директором ООО «Иркутскэнергосбыт» Андреем Харитоновым я спросил, не угрожает ли энергетической безопасности области криптофабрика в селе Пивовариха?
- Эту подстанцию трясли все кому не лень, - уверенно говорит Харитонов. - Она стоит вдалеке от села, мощности свободные есть. На нормальное электроснабжение района она не влияет. Для нас критичны с точки зрения надежности сетей, воровства, пожарной безопасности только фермы по подвалам да гаражам…
Приводит Харитонов и конкретные цифры, в которые он оценивает объем нелегального майнинга:
- Это где-то 100-150 мегаватт.
- А объем потребления легальных ферм ведь больше?
- Думаю, в три-четыре раза, - соглашается директор ООО «Иркутскэнергосбыт». - А нелегальные расположены ровным тонким слоем в деревнях.
Удивляюсь:
- Это же мизер с точки зрения нагрузки на сеть!
- Ну как мизер, - не соглашается энергетик. - Соседи этих майнеров не считают этот мизер для себя несущественным, когда у них банально горят приборы, когда не включается микроволновая печь, не работает холодильник.
ПОДРОБНОСТИ