Мосгорсуд приговорил лидера хакерской группировки «Шалтай-Болтай» Владимира Аникеева, известного в киберпространстве под ником Льюис,
к двум годам лишения свободы. Уже в июле Аникеев может выйти на свободу по УДО, поскольку ст. 272 УК РФ - это преступление средней тяжести, и условно-досрочное освобождение возможно после первой трети срока. Аникеев был взят под стражу 9 ноября прошлого года, восемь месяцев истекают в воскресенье, 9 июля 2017 года.
…Несколько лет назад «Новая» вступала в контакт с представителями «Шалтая-Болтая», когда нам предложили приобрести огромный массив информации, якобы полученный путем взлома почтовых ящиков сотрудников администрации президента России, некоторых министерств и крупных коммерческих структур. Уже тогда мы обратили внимание, что предложенные нам переписки и документы никак не могли быть похищены путем взлома почтовых ящиков. Такие объемы информации могли быть похищены исключительно с серверов компьютеров.
И мы предположили, что «Шалтай-Болтай» используется людьми, имеющими доступ к компьютерным серверам министерств, ведомств, администрации президента, для легализации хищений и сливов конфиденциальной информации. Когда стало известно, что дело «Шалтая-Болтая» засекречено, эта версия стала выглядеть еще более убедительно.
Обратили мы внимание и на то, что информация об уголовном деле в отношении «Шалтая-Болтая» появилась в СМИ уже после того, как стало известно об аресте офицеров ФСБ - полковника Сергея Михайлова и майора Дмитрия Докучаева, подозреваемых в государственной измене. Сегодня можно предположить, что утечка информации об аресте Аникеева и его подельников произошла с целью отвлечения общественного внимания от уголовного дела в отношении сотрудников ФСБ.
Версия о связи уголовного дела в отношении «Шалтая-Болтая» с уголовным делом о государственной измене сегодня кажется не очень убедительной. И вот почему.
Офицеры ФСБ были задержаны 4 декабря 2016 года, то есть почти через месяц после ареста Аникеева. Михайлов и Докучаев - не дилетанты, опытные офицеры, которые не могли не догадаться, что начавший сотрудничать со следствием Владимир Аникеев обязательно даст показания и против них. Но, видимо, Михайлов и Докучаев не опасались откровений хакера и не покинули Россию, не скрылись, потому что были уверены, что если они и контактировали с Аникеевым, эти контакты не носили криминальный характер.
Тем не менее уголовное дело в отношении «Шалтая-Болтая» было засекречено. Возможно, в уголовном деле действительно есть секретные сведения уже о других сотрудниках ФСБ, снабжавших хакеров информацией, похищенных с серверов потерпевших по уголовному делу в отношении Аникеева.
Подробности Хорошо помню судебный процесс в отношении Павла Врублевского, которому инкриминировалась та же самая ст. 272 УК РФ, что и Владимиру Аникееву. Никому и в голову не пришло засекретить «дело Врублевского», хотя на процесс в качестве свидетелей были вызваны несколько сотрудников ФСБ. В том числе и Михайлов, инициатор уголовного преследования Врублевского. К слову, именно во время судебного процесса в отношении Врублевского я и познакомился с Михайловым…
Врублевскому вменялся всего один эпизод. И его
приговорили к 2,5 годам колонии. У Аникеева - пять эпизодов, которые потянули на два года колонии. Правда, Врублевский не признавал вины, пытался убедить суд, что его уголовное дело сфабриковано Михайловым. А Аникеев признал и раскаялся…