Кто предотвратил ликвидацию производства Ту-160

Jan 25, 2017 19:01

В Татарстане пресекли деятельность ячейки запрещенной в России организации Хизб ут-Тахрир, которая готовила серию терактов, в том числе на заводе, где производятся стратегические бомбардировщики Ту-160. Это тот самый КАПО им. Горбунова, где 20 января, пролетом из Екатеринбурга в Москву побывал министр обороны России Сергей Шойгу и лично проконтролировал, как выполняется гособоронзаказ на обслуживание, ремонт и модернизацию стратегических ракетоносцев Ту-160...




Фотография группы взаимодействия со СМИ МО РФ.

Любые новости, связанные с КАПО им. Горбунова, будь то предотвращение теракта или визит Шойгу, напоминают мне о Виталии Егоровиче Копылове, легендарном гендиректоре КАПО, запустившим в серийное производство Ту-160 и де-факто предотвратившим ликвидацию и КАПО, и производства Ту-160.. Писал об этом в книге «Последний президент Татарстана». Вот небольшой отрывок из главы «Пикирующий авиапром».

Пикирующий авиапром

9 февраля 1995 ушел из жизни Виталий Егорович Копылов. Человек, сыгравший ключевую роль в запуске в серийное производство стратегического бомбардировщика Ту-160. Самолета, который несколько десятилетий считался самым мощным ударным авиакомплексом в мире....



В 1973 году Виталий Копылов был назначен генеральным директором КАПО имени Горбунова. В 1975-ом начались работы по разработке самолета ТУ-160. На эту титаническую работу понадобилось менее трех лет. В 1977-ом началось строительство опытного образца ТУ-160. В декабре 1981-го первый Ту-160 поднялся в небо. В октябре 1984-го на взлетную полосу заводской аэродрома выкатился первый серийный стратегический бомбардировщик, который наши авиастроители окрестили «Белым лебедем», а специалисты НАТО - Blackjack.

Советская программа производства ТУ-160 предусматривала, что за две пятилетки будет выпущено около сотни Ту-160. Но со стапелей КАПО выкатилось лишь 33 самолета Ту-160, потому что началась «перестройка», одним из побочных эффектов которого стало резкое сокращение ассигнования на оборонку, в том числе и на военное авиастроение.

Но если до 1990 года КАПО худо-бедно финансировалось, то после распада СССР авиазавод оказался заложником политического противостояний Москвы и Казани. В начале 90-х опасаясь полного отделения Татарстана, федеральный центр прекратил поддержку предприятия, находящегося в регионе, объявившем суверенитет....

В условиях политической неопределенности во взаимоотношениях Кремля московского и Кремля казанского федеральный центр был обречен дистанцироваться от КАПО, лишившись возможности проявлять отеческую заботу и внимание авиапредприятию. Но и для руководства Татарстана КАПО было эдакой падчерицей. Дело в том, что основной костяк многотысячного трудового коллектива завода составляли высокообразованные квалифицированные специалисты, не впавшие в националсепаратистскую эйфорию. Более того, авиастроители вполне могли свести на нет все потуги деструктивных сил, раздувающих в республике центробежные настроения. Виталию Копылову ничего не стоило вывести коллектив КАПО на площадь Свободы и в одночасье прекратить истерию националов, которых по разнарядке из Казани автобусами свозили в столицу республики со всех окрестных районов. Но Копылов не пошел на это. Он прекрасно понимал, что подобное противостояние было чревато кровопролитием. Наоборот, он пытался найти общий язык с Минтимером Шаймиевым и его ближайшим окружением, предпринимая неимоверные усилия, чтобы убедить руководство Татарстана сохранить производство бомбардировщиков Ту-160. Не получилось. Татарстан уже поставил крест на заводе. Правда, просто закрыть завод Шаймиев не мог. Одномоментное вышвыривание на улицу нескольких десятков тысяч человек однозначно взорвало бы ситуацию в Казани. Поэтому была выбрана тактика медленного умерщвления авиапредприятия под прикрытием лицемерных разговоров о переориентировании КАПО на производство гражданских самолетов.

Сегодня ни одна страна в мире, даже самая передовая, не в состоянии самостоятельно, в одиночку поднять в небо современный авиалайнер. Самолеты стали продуктом кооперации научных и производственных сил работающих по всему миру. И в Европе и в США это прекрасно понимают и всемерно поддерживают авиакорпорации, фактически ставшие международными. Но руководство Татарстана в вопросах авиастроения словно застряло во временах братьев Райт, заявив, что будет производить самолет Ту-214. Это притом, что всего в трехстах километрах от Казани, на ульяновском заводе «Авиастар» производят самолет Ту-204, который мало чем отличается от Ту-214. Для человека, не разбирающегося в авиации, чтобы понять различие казанского и ульяновского самолетов, можно представить «Жигули», сошедшее с конвейера, и тот же автомобиль с тюнинговыми наворотами. Ту-214 - это фактически тот же Ту-204, но прошедший авиатюнинговую обработку, естественно с многомиллионным удорожанием самолета…

Виталий Егорович Копылов не захотел быть соучастником грандиозного очковтирательства. В мае 1994 года он написал заявление об увольнении и ушел на пенсию. Но спокойно отдыхать не смог, болезненно переживая за завод, считая личной трагедией трагедию десятков тысяч людей, постепенно увольнявшихся с КАПО. Профессиональная честь и человеческая совесть, ежедневно, ежеминутно свербившие душу ветерана авиастроения, ни оставили ему ни единого шанса на жизнь. 9 февраля 1995 года Виталий Егорович Копылов застрелился. Поразительно, но ни в одной газете, выходящей в то время в Казани, мне ни удалось найти некролога в связи с безвременной смертью Героя Социалистического Труда, двадцать один год возглавлявшего КАПО имени Горбунова….

Татарстан, "Последний президент", Авиация, Шаймиев, Расследование

Previous post Next post
Up