Как разоружить банкформирование

Feb 03, 2014 10:01


Чтобы операция по очищению финансового сектора от криминала имела логическое завершение, нужно научиться искать выведенные деньги и доводить до обвинительного приговора возбужденные уголовные дела



Фото: РИА Новости

По данным ЦБ, на 28 января 2014 года в России работает 856 банков. А 1 января 2013-го банков было 897. За прошлый год Центральный банк России отозвал лицензии 32 банков (еще 9 «самоликвидировались», в основном путем слияния с другими банками). Причем 27 лицензий были отозваны за последние четыре месяца прошедшего года. Только в декабре лицензий лишились Мастер-Банк, Инвестбанк, Банк проектного финансирования и Смоленский банк.

В этом году ЦБ продолжил зачистку банковской сферы. 9 января была отозвана лицензия Новокузнецкого муниципального банка (Новокузнецк). 20 января лицензий лишились банки «Надежность» (Курган) и Имбанк (Махачкала).

Только на прошлой неделе лицензий лишились «Мой банк», банк «Природа» и небанковские организации «Межрегиональный центр микрокредитования» (Воронеж) и «Традиция» (Кемерово).

В конце прошлого года на заседании межрегионального банковского совета при Совете Федерации был оглашен доклад о результатах проверок Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Ключевой вывод доклада: предположительно до 80% банкротств в российской банковской системе носят криминальный характер. Но привлечь банкиров к ответственности удается крайне редко. По данным ЦБ, в 2005 - 2013 годах к уголовной ответственности были привлечены всего 20 бывших собственников и руководителей банков-банкротов. И всего пятеро - по ст.196 УК РФ («Преднамеренное банкротство»). Еще восемь банкиров получили сроки по статье 159 («Мошенничество»), шестеро - по статье 201 («Злоупотребление полномочиями» и один - по статье 160 («Присвоение и растрата»). В отношении 24 бывших банкиров следствие продолжается.

А ведь за 10 лет работы АСВ инициировало возбуждение около 200 уголовных дел, из которых 50 - по статье 196 УК РФ.

Почему уголовное преследование банкиров и их подельников, причастных к выводу активов, разорению и банкротству банков, - редко доходит до суда? Потому, что очень сложно доказать, к примеру, непосредственную связь краха банка с управленческими решениями банкиров о выдаче необеспеченных кредитов фирмам, имеющим признаки однодневок. Или с хитроумными схемами продажи нефинансовых активов, когда внешне все выглядит вполне законно, но денег от сделки банк не получает, а актив стремительно переходит из рук в руки и после нескольких таких переходов оказывается в собственности «добросовестного приобретателя».

Но даже когда в результате кропотливого исследования документов разорившегося банка удается найти доказательства причастности менеджеров к краху финансово-кредитной организации, не всегда получается отправить их на скамью подсудимых. Особенно если начинает работать коррупционный фактор, и покровителям горе-банкиров удается развалить уголовные дела.

О том, как выводятся банковские активы, как возбуждаются громкие уголовные дела, а затем тихо закрываются, можно составить представление на примере банка «Электроника», признанного банкротом еще в 2009 году. В распоряжении «Новой газеты» оказались документы, из которых четко видно, что происходило в банке непосредственно перед тем, как 25 декабря 2008 года Центробанк отозвал лицензию «Электроники».

ПОДРОБНОСТИ

Банкстеры

Previous post Next post
Up