День победы постепенно теряет первоначальный смысл. Даже больше - этот праздник со всей своей символикой превращается в имитацию, в пустышку. Для фронтовиков (и вообще военного поколения) 9 мая в 40-60е годы было семейным, очень личным праздником, днем поминовения погибших боевых товарищей. Война оставалась ещё слишком реальной, и фронтовики не любили вспоминать те дни.
Показать полностью..
Начиная с брежневских времен Дню победы стал придаваться парадный лоск. Этот процесс, похоже, достиг апогея в последние несколько лет. Победа превращена в некую народную религию. И основной упор официальная идеология делает именно на мощи и силе страны, что сокрушила германскую военную машину, дошла до Берлина и включила в сферу влияния всю Восточную Европу. А если надо, то, как говорится, можно и повторить...
При этом судьбы участников войны, их реальные переживания - вторичны. Вообще подобный подход вполне соответствует симулякроязыческому рефрену нашего времени, с его преклонением перед земным успехом, могуществом, славой и властью. Культ Олимпиады, кстати, явление того же порядка.
Ветераны (РЕАЛЬНЫЕ и ЖИВЫЕ люди, что прошли через невообразимые тяготы войны кто как мог) обожествляются, превращаясь в персонажей мифов и легенд. Событиям 70-летней давности придаётся прямо-таки сакральный смысл. Какое-либо отступление от официальной линии не допускается, еретики подвергаются остракизму, ведь в мифах всегда всё идеально. Герой безупречен, отважен, непогрешим. В мифах нет окопной грязи, вшей, трусости, предательства, подлости. Нет оторванных ног, кишок, вываливающихся из живота, нет обугленных тел. И тем более нет мародерства и изнасилований (этих непременных спутников войны). Герой всегда обретает славу, пусть даже и посмертную. А смерть в мифе всегда красива и благородна.
Но особенно интересно, а порой даже и смешно (нехороший такой смех, ага...), наблюдать за вырождением и симулякризацией Дня победы в народной среде. Есть один очень меткий неологизм - "победобесие". Культ "дедов, которые воевали", приобретает гротескные формы.
Так некоторая часть наших граждан, вторя официальной идеологии, также делает упор на физическом превосходстве и доминировании, придавая им сексуальные коннотации. Георгиевская ленточка, военные ордена становятся модными аксессуарами, которые можно использовать в качестве шнурков, украшения для собачки или же как принт на футболку.
Реклама - двигатель торговли, а победная символика, похоже, его топливо. Коммерсанты вовсю льют это топливо на всё, что только можно - на продукты, на гигиенические товары и сувениры. Под соусом Победы банки проводят рекламные акции, магазины устраивают распродажи, а ночные клубы - стриптиз-шоу и конкурсы боди-арта... Типографии вовсю осваивают предпраздничные госзаказы. И делают это на конвейере, потоком. Уже стало обычным делом появление на поздравительных плакатах и билбордах немецких солдат и военной техники. Похоже, что дизайнеры берут первые попавшиеся фотографии из Яндекса. Интересно только, по какому запросу? Впрочем, я не исключаю, что кто-то может делать это намеренно, чисто ради лулзлов.
Война начинает представляться неким гламурным шоу с непременно счастливым концом, а всеобщий культ 1945 года порождает иллюзию неоспоримой правоты и абсолютной непобедимости России. День победы, этот праздник мира, по сути начинает восхвалять войну. К чему это может привести? Подумайте сами.